Несовершеннолетнему сыну азербайджанского оппозиционера Гюльалыева предъявлено обвинение в хулиганстве
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Азербайджане предъявлено уголовное обвинение в хулиганстве несовершеннолетнему сыну оппозиционера Огтая Гюльалыева. Огтай Гюльалыев считает обвинением надуманным и связывает его со своей политической и правозащитной деятельностью, передает корреспондент "Кавказского узла".
30 июля отец с сыном Гюльалыевы были вызваны в главное управление полиции города Баку (ГУПГБ) в связи с инцидентом, произошедшим 23 сентября 2013 года, когда на подростка было совершено нападение, сказал активист гражданского общества и пресс-секретарь оппозиционного Национального совета демократических сил (НСДС) Огтай Гюльалыев корреспонденту "Кавказского узла".
НСДС был создан 28 мая 2013 года. В совет вошли свыше 100 политиков, активистов гражданского общества и представителей интеллигенции, согласие которых было получено заранее. Идеолог НСДС, драматург Рустам Ибрагимбеков на момент создания совета находился вне пределов Азербайджана из-за обвинения возглавляемого им Союза кинематографистов в уклонении от уплаты налогов.
"Вечером 23 сентября прошлого года на моего сына напали 4-5 молодых людей. Это произошло около 22.00 в поселке НЗС в Баку, где мы проживаем. Сын вышел из дома, чтобы пойти за учебником к однокласснику. Когда он возвращался, примерно в 100 метрах от нашего дома на него напали 4-5 молодых людей, стали избивать его и нанесли два ножевых ранения – в левую руку и левое бедро", - рассказал Огтай Гюльалыев.
Подростка, истекающего кровью, домой доставили случайные прохожие, отметил активист. "Глубина проникающих ножевых ран у него достигала 12 см. Мы его срочно отвезли в больницу, где он был прооперирован", - отметил Гюльалыев.
Расследование этого дела, по его словам, началось в 37-м отделении Хатаинского районного управления полиции Баку.
"Однако следствие велось странным образом. Когда дома не было никого из взрослых, к нам пришли сотрудники полиции и стали в нарушение закона допрашивать еще не оправившегося после ранения и операции несовершеннолетнего в отсутствие родителей. Более того, они пытались добиться признания в том, что якобы драку первым начал он. Но мой сын успел сообщить мне об этом по телефону", - рассказал оппозиционер.
Усилиями медиа и гражданского общества, как отметил он, дело быстро получило огласку и после вмешательства вышестоящих органов полицейские покинули дом, а позже было заявлено, что вопрос взят под личный контроль главы МВД.
Эта провокация, считает активист, была совершена с целью давления на него, поскольку он тогда был пресс-секретарем основного кандидата в президенты на выборах 9 октября 2013 года от оппозиции, председателя НСДС Джамиля Гасанли.
"Но провокация тогда не получилась. Хотя Али и ранили, но выставить его же виновным не удалось. Шла избирательная кампания, дело обрело международную огласку, и якобы даже началось расследование неправомерных действий сотрудников полиции", - продолжил Гюльалыев.
9 октября 2013 года в Азербайджане прошло голосование по выборам президента. В выборах приняли участие 10 кандидатов. Согласно официальным данным, победу на выборах одержал действующий президент Ильхам Алиев, за которого проголосовали 84,55% избирателей. Второе место занял кандидат от оппозиционного НСДС Джамиль Гасанли, за которого, по официальным данным, проголосовали 5,53% избирателей.
Гюльалыев: моего сына преследуют из-за моей политической и правозащитной деятельности
После выборов следствие фактически было приостановлено, однако в течение последнего месяца активиста трижды вызывали в столичную полицию и "каждый раз говорили, что зачинщиком драки стал якобы мой сын", отметил Гюльалыев.
30 июля, по словам оппозиционера, его с 17-летним сыном вызвали в полицию и предъявили обвинение в хулиганстве. Поскольку его сын является несовершеннолетним, участие родителя при беседе с ним в полиции было обязательным, пояснил Огтай Гюльалыев.
"Он фактически из потерпевшего переквалифицирован в обвиняемого. Завтра (31 июля) мы вновь пойдем в полицию, и сын в присутствии адвоката даст показания. Мой сын ни в чем не виноват. Он жертва. Его преследуют из-за моей политической и правозащитной деятельности", - заявил он.
Отметим, что уголовная ответственность за хулиганство установлена статьей 221 УК Азербайджана. Санкции этой статьи предусматривают максимальное наказание - 7 лет лишения свободы.
Огтай Гюльалыев входит в состав Общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных", защищающего права политзаключенных. Также он является координатором штаба гражданского общества "Кура", защищавшего права населения, пострадавшего от наводнений на реках Кура и Араз в 2010 году и предавшего огласке факты присвоения средств при ликвидации бедствия.
Масштабное наводнение произошло в Азербайджане в мае-июне 2010 года. От стихийного бедствия пострадали примерно четыре тысячи человек, повреждения получили 30 тысяч домов. По данным МЧС на 30 июня 2014 года, в пострадавших районах были построены более 4,2 тысячи частных домов.
Получить комментарии в ГУПГБ и МВД Азербайджана относительно заявления Гюльалыева корреспонденту "Кавказского узла" 30 июля не удалось в связи с завершением рабочего дня.
"Правозащитников хотят устранить, чтобы политзаключенные вовсе остались без защиты"
Сына Огтая Гюльалыева преследуют в связи с политической и правозащитной деятельностью активиста, считает координатор Альянса защиты политических свобод Самир Казымлы.
"Наблюдается процесс целенаправленного давления на активистов, занимающихся защитой прав политзаключенных. Огтай Гюльалыев в качестве координатора Общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных" был очень активен в защите прав граждан, преследуемых по политическим мотивам. И вот сегодня предъявили обвинение его сыну", - сказал Казымлы корреспонденту "Кавказского узла".
30 июля уголовное обвинение предъявили и арестовали известную правозащитницу Лейлу Юнус, занимающую бескомпромиссную позицию в вопросе политзаключенных. Также 30 июля стало известно о введение запрета на выезд из страны правозащитнику Расулу Джафарову, также активно выступающему за освобождение политзаключенных, напомнил он.
"Создается впечатление, что правозащитников хотят устранить, чтобы политзаключенные вовсе остались без защиты, и чтобы информация о них не доводилась до международной общественности", - считает Казымлы.
"Кавказский узел" ранее сообщал, что утром 30 июля правозащитница Лейла Юнус была задержана во дворе своего дома в Баку и доставлена в следственное управление по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры. Ее муж поехал в следственное управление в сопровождении адвоката. Генеральная прокуратура Азербайджана предъявила Лейле Юнус и сотруднику этого НПО, ее супругу Арифу Юнусу обвинения по целому ряду статей Уголовного кодекса, среди которых – измена родине. Решением суда от 30 июля Лейле Юнус избрана мера пресечения в виде ареста сроком на три месяца. Муж правозащитницы находится под надзором полиции, что не предусматривает содержание под стражей.
25 июля Генпрокуратура Азербайджана ввела запрет на выезд из страны известному активисту гражданского общества, координатору правозащитной кампании Art for democracy (Искусство во имя демократии) Расулу Джафарову. Также арестованы его банковские счета, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" 30 июля сам активист.