Правозащитники: в Чечне практика награды за помощь в раскрытии преступлений чревата плохими последствиями
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Обещание награды за информацию о преступниках само по себе является обычной практикой правоохранительных структур, но в реалиях Чечни такие меры могут спровоцировать ложные доносы, внесудебные расправы и пытки, считают опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" правозащитники.
Как сообщал "Кавказский узел", 22 июня в Грозном выстрелом в затылок был убит прапорщик полиции Ахмед Допаев. Убийство получило большой резонанс, отмечают местные жители. Глава Чечни Рамзан Кадыров объявил вознаграждение в 10 млн рублей за информацию о стрелявшем в Допаева. Также он заявил, что тем, кто убьет стрелявшего в полицейского, будет выдан дорогой подарок и вручен орден Ахмата Кадырова - высшая награда Чечни. Кроме того, Кадыров призвал силовиков установить родственников мужчины, расстрелявшего Ахмеда Допаева, заявив, что родители, родные и близкие должны отвечать за членов семьи, уличенных в противоправных действиях.
Орлов: любые поощрения силовиков в условиях вседозволенности и безнаказанности опасны
В мировой практике достаточно примеров положительного воздействия фактора награды за информацию об убийцах, которая помогла бы правоохранителям в раскрытии преступления, считает член совета Правозащитного центра "Мемориал", руководитель программы "Горячие точки" Олег Орлов.
Правозащитник отметил, что применение практики поощрения распространено широко, но на итог влияют условия, в которых данный опыт используется, и "тут дело не в размере награды".
"В условиях Чеченской Республики, где наблюдается абсолютный произвол со стороны силовиков и де-факто бездействие законов, практика, которая сама по себе ничего плохого не несет, может нести негативные последствия. Любые поощрения в условиях вседозволенности и безнаказанности опасны", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Олег Орлов.
Локшина: в Чечне по сей день существует практика прикрытия внесудебной расправы
При объявлении подобных наград могут появляться ложные доносы, неправомерное привлечение к ответственности и как следствие – выбивание нужных показаний, пытки, нарушения прав человека, считает программный директор организации Human Rights Watch по России Татьяна Локшина.
"В самой практике поощрения (за информацию, помогающую раскрывать преступления - прим. "Кавказского узла") - противоправных действий, плохого нет. Но если правоохранительная система работает так, как в Чечне, я имею в виду незаконные задержания, пытки, жестокое обращение [с задержанными], то финансовый толчок в расследовании - опасная вещь. Система должна действовать в рамках законности, должны неприкосновенно соблюдаться процессуальные гарантии, права человека. При отсутствии этих норм легко представить ситуацию, когда донос приводит к печальным последствиям", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Татьяна Локшина.
22 июня после убийства прапорщика полиции Ахмеда Допаева в Грозном на въезде в село Гехи Урус-Мартановского района были убиты двое мужчин. Представители правоохранительных органов заявили, что убитые причастны к незаконным вооруженным формированиям, в инциденте ранения получили двое силовиков. Сотрудники силовых структур неофициально сообщали, что убитые опознаны как жители селения Алхан-Юрт Урус-Мартановского района Магомед Магомадов и Максу Усманов, и, по версии силовиков, они причастны к нападению на Ахмеда Допаева. Однако 24 июня МВД Чечни сообщило, что убитые опознаны как Ибрагим Дубаев и Керим Мацаев, отметив при этом, что поиски убийцы полицейского продолжаются.
Согласно информации Human Rights Watch, в Чечне существовала и существует по сей день "практика прикрытия внесудебной расправы" со стороны силовиков, когда постфактум убитый человек признавался членом вооруженного подполья или "готовящим теракт", рассказала Локшина, не указав, можно ли предполагать, что данная схема имела место и в рассматриваемом случае.
Пахоменко: силовые структуры Чечни "заточены" под проведение спецопераций, а не расследования
"Квалификация чеченских следователей и полицейских оставляет желать лучшего. Кто реально является преступником, зачастую узнать не получается. По статистике Чечня стоит на одном из последних мест по числу зарегистрированных преступлений, но при этом лидирует по числу нераскрытых убийств и покушений", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" исследователь Международной кризисной группы Варвара Пахоменко.
Местные силовые структуры "заточены" на проведение спецопераций, а не на расследования, указала эксперт. При этом население республики бедное и "с оружием в руках", говорит Пахоменко.
"Есть риск, что поощрительная практика приведет к злоупотреблениям. Когда объявляют награду за голову, это способствует порочной практике убийства невиновных", - сказала Варвара Пахоменко, отметив, что в Чечне зафиксированы случаи кровной мести даже среди силовиков.
Пахоменко добавила, что убитых гражданских часто объявляют убийцами силовиков, на которых списывают преступления. "Мало людей, которые дошли бы до следствия, которые могут что-то рассказать. Это порождает сомнения", - заключила эксперт.