ПЦ "Мемориал": Кутаев признан политзаключенным из-за фальсификаций в его деле

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев признан политзаключенным из-за фальсификаций в его деле и нарушения его права на справедливое судебное разбирательство, заявляет Правозащитный центр "Мемориал". Кутаев был лишен свободы с целью прекращения его публичной деятельности, считают правозащитники.

Как информировал "Кавказский узел", Правозащитный центр "Мемориал" сегодня признал политзаключенным Руслана Кутаева, президента Ассамблеи народов Кавказа и члена высшего политсовета партии "Альянс зеленых и социал-демократов". Дело Руслана Кутаева имеет многочисленные признаки фальсификации и представляется полностью сфабрикованным, заявляют правозащитники.

С 25 апреля Урус-Мартановский городской суд слушает дело Кутаева. Согласно обвинительному заключению, Кутаев был случайно задержан сотрудниками патруля 20 февраля в селе Гехи Урус-Мартановского района, и в ходе досмотра в заднем кармане его брюк нашли наркотики. По данным правозащитников, после задержания к Кутаеву применялись пытки, но следователи отказали правозащитникам в возбуждении дела о пытках. Сам Кутаев не признает вину и уверен, что власти Чечни пытаются препятствовать его правозащитной и политической деятельности. Заявление об этом Руслан Кутаев сделал в ходе судебного процесса. "Кавказский узелв разделе "Публицистикаопубликовал текст выступления в суде Руслана Кутаева .

После задержания Кутаева один из его родственников сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что проблемы у Кутаева начались сразу после проведения в Чечне 18 февраля научной конференции "Депортация чеченского народа. Что это было и можно ли это забыть?". Human Rights Watch связала уголовное преследование Кутаева с тем, что на этой конференции он выступил с критикой позиции главы Чечни Рамзана Кадырова, запретившего проводить 23 февраля мемориальные мероприятия, приуроченные к дате начала депортации чечено-ингушского народа. Незадолго до задержания Кутаев связался с корреспондентом "Радио "Свобода" в Чечне Арсламбеком Дадаевым, и сообщил ему, что после конференции 18 февраля он и еще несколько участников были приглашены к руководству Чечни на разговор. 

"Единственным, кто отказался приехать по вызову, был Руслан Кутаев. В тот же день он уехал из своего дома в селе Ачхой-Мартан к своим родственникам в село Гехи. Вскоре Кутаеву от жены стало известно, что его разыскивают силовики. 20 февраля 2014 года в дом в селе Гехи, где находился Кутаев, ворвались вооруженные люди в черной форме, которую носят сотрудники спецподразделений МВД РФ по ЧР. Руслана Кутаева схватили и, не дав ему одеться, в домашних тапочках, увезли в неизвестном направлении", - отмечается в справке с обоснованием решения о признании Руслана Кутаева политзаключенным, опубликованной сегодня на сайте ПЦ "Мемориал".

Версия обвинения по делу Кутаева нелогична, считает председатель межрегиональной общественной организации "Комитет против пыток" Игорь Каляпин. Точку зрения правозащитника поддерживает адвокат Кутаева Петр Заикин. "Кавказский узел" представляет видеосюжет с комментариями Каляпина и Заикина на этот счет. 

По данным ПЦ "Мемориал", Руслан Кутаев, будучи общественно-политическим деятелем, нередко давал интервью, выступал с комментариями в СМИ, в которых "негативно оценивал ситуацию на Северном Кавказе, в том числе и в Чечне, давал нелицеприятные оценки установившемуся там политическому режиму, что в настоящее время является уникальным для жителей нынешней Чечни".

Уголовное дело в отношении Руслана Кутаева имеет многочисленные признаки фальсификации и представляется полностью сфабрикованным, считает ПЦ "Мемориал".

"Применительно к критериям ПЦ "Мемориал", Руслан Кутаев является политзаключенным в связи с тем, что лишение свободы было применено в отношении него с целью недобровольного прекращения его публичной деятельности и в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах, а также Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод; оно было основано на фальсификации доказательств вменяемого правонарушения при отсутствии его события", - говорится в справке Правозащитного центра "Мемориал".

При этом в правозащитном центре подчеркивают, что признание лица политзаключенным не означает "ни согласия ПЦ "Мемориал" со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключенными лиц, ни одобрения их высказываний или действий".

Как рассказал "Кавказскому узлу" член Совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов, одним из фактов, указывающих, что дело сфальсифицировано, является то, что уже в ходе суда один из главных свидетелей обвинения житель села Гехи Урус-Мартановского района и дальний родственник Кутаева заявил, что его показания, данные на предварительном следствии, были сфабрикованы.

"Согласно показаниям свидетеля, Руслан Кутаев был задержан отнюдь не на улице сотрудниками, которые увидели странно идущего человека и затем при досмотре якобы нашли у него наркотики. На самом деле его увезли из дома. Кутаев находился в кругу своих родственников, и никаких наркотиков у него не было, - заявил Орлов. - На это указывают и показания полицейских, также свидетелей обвинения, которые не смогли на суде внятно объяснить, почему вдруг они поехали в село Гехи и случайно задержали Руслана Кутаева. Хотя на тот момент было известно о том, что какие-то полицейские уже разыскивали Руслана Кутаева в его доме. Потому никакого случайного задержания Руслана Кутаева не было: это была целенаправленная операция, и никаких наркотиков у него при себе не было найдено".

Говоря о политической составляющей задержания и дальнейшего уголовного преследования Руслана Кутаева, правозащитник отметил, что "все это было политическим заказом". На это, по словам Орлова, указывают обстоятельства задержания Кутаева, которое "произошло сразу после проведения им конференции в городе Грозный, посвященной депортации чеченского народа". "Понятно, что это вызвало негодование Рамзана Кадырова, - уверен Олег Орлов. - Руслан Кутаев после задержания был доставлен не в РОВД Урус-Мартана, а в Грозный, где его лично встретили заместитель министра внутренних дел Апти Алаудинов и руководитель правительства Магомед Даудов. У Кутаева зафиксированы следы побоев, травмы вплоть до перелома ребра".

По словам правозащитника, все перечисленные обстоятельства говорят о том, что "уголовное дело в отношении Кутаева сфальсифицировано, сам он подвергался пыткам, и все это имеет политическою подоплеку". Признание "Мемориалом" Руслана Кутаева политическим заключенным, по словам Олега Орлова, связано с тем, что лишение свободы было применено в отношении правозащитника с целью вынудить его прекратить заниматься публичной деятельности, кроме того, чеченский правозащитник был лишен права на справедливое судебное разбирательство.

Как сообщал "Кавказский узел", на заседании суда по делу Кутаева 2 июня, как сообщил адвокат подсудимого Петр Заикин, один из свидетелей обвинения дал показания, расходящиеся с официальной версией обстоятельств задержания правозащитника. Следующее заседание по делу назначено на 20 июня, планируется, что на нем начнется допрос свидетелей защиты.

Представители общественных организаций и партий в Чечне заявили о невиновности Руслана Кутаева. 24 мая участники конференции "Права человека и межнациональные отношения на Северном Кавказе" и партия "ЯБЛОКО" обратились к президенту РФ с просьбой взять под личный контроль процесс над Русланом Кутаевым. "Мы убеждены в том, что процесс по делу Кутаева политически мотивированный и носит заказной характер", - отмечается в обращении участников конференции и партии "ЯБЛОКО" от 24 мая.

Комментариями стороны обвинения относительно хода судебного процесса над Русланом Кутаевым и решения ПЦ "Мемориал" о признании Кутаева политзаключенным "Кавказский узел" пока не располагает.

Автор: