Власти до сих пор не знают, что хотят нардаранцы, утверждает заведующий общественно-политическим отделом аппарата президента Али Гасанов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В состоявшемся 1 августа "круглом столе" в связи с предстоящим референдумом участвовали многие ответственные работники аппарата президента. Практически все они избегали общения с представителями СМИ. Только заведующий общественно-политическим отделом Али Гасанов согласился обстоятельно ответить на вопросы журналистов.

- Как Вы считаете, почему оппозиция выступает против отмены пропорциональной системы выборов?

- В ходе "круглого стола" об этом было сказано достаточно много. Во-первых, партии не хотят расстаться с теми преимуществами, которые они в существующем законодательстве по сравнению с обычными гражданами имеют в реализации избирательного права. Но каждый гражданин Азербайджанской Республики должен иметь равные возможности в реализации права выбирать и быть избранным. Занятие политической деятельностью не должно давать преимущество человеку в реализации этих прав по сравнению с другими гражданами. А пропорциональная система позволяет членам партий реализовать свое право быть избранным и по мажоритарной системе как обычные граждане, и, кроме того, претендовать на 25 мест в парламенте по партийному списку, только потому, что они занимаются политической деятельностью. Но беспартийные граждане лишены этой возможности. По сути политические партии сегодня защищают свои преимущества в правах по сравнению с другими гражданами. А нынешние власти и лично президент Гейдар Алиев считают, что права каждого гражданина превыше прав любой организации, то есть обычные граждане и политические организации должны иметь равные права. Права граждан не должны быть ограничены только потому, что они не являются членами партий.

- Вы хотите сказать, что нынешние власти Азербайджана и лично Гейдар Алиев намного демократичнее, чем передовые западные страны, где пропорциональная система выборов успешно применяется?

- Нет, мы так не считаем. Но мы считаем, что в Азербайджане уровень политизации общества и вовлеченности граждан в партии намного ниже, чем в странах, где применяется пропорциональная система. Поэтому мы решили не дожидаться времени, пока общество политизируется до необходимого уровня, и, руководствуясь необходимостью обеспечения прав всех граждан, выступили с этим предложением. Но в любом случае в качестве арбитра в решении данного вопроса будет выступать народ.

- Почему наблюдатели от ОБСЕ не приглашены на референдум?

- Честно говоря, я не знаю, откуда появилась подобная информация. Насколько мне известно, все международные организации, в том числе соответствующие структуры отдельных государств, будут приглашены наблюдать за референдумом. По крайней мере, я видел такой список. ОБСЕ есть в этом списке.

- Руководитель бакинского офиса ОБСЕ Питер Бурхард сам заявил, что эта организация не получила приглашение наблюдать за референдумом. Даже если сейчас поспупит такое приглашение, то будет очень поздно. Дело в том, что за такой короткий срок ОБСЕ не сможет организовать соответствующую миссию...

- Я не думаю, что он мог бы сказать подобное. Не исключено, что тогда еще приглашения не были разосланы. Но я не думаю, что время упущено, и сейчас, после приглашения, ОБСЕ не сможет прислать своих представителей и организовать наблюдение за референдумом.

- Как Вы расцениваете решение оппозиции о бойкоте референдума?

- Мы дали однозначную оценку этому решению оппозиции. Оппозиционные партии, призывая людей бойкотировать референдум, ограничивают права не только всего народа, но и собственных членов. Но мы не думаем, что призыв может серьезно повлиять на результаты референдума. По крайней мере, активное участие граждан Азербайджана в обсуждении вносимых в Конституцию изменений говорит о том, что референдум состоится...

- Были ли обсуждены властями требования оппозиционных партий?

- К сожалению, большинство предложений оппозиции относится не к сути вносимых в Конституцию изменений, а направлены на срыв самого референдума. Сегоднящний "круглый стол" организован для того, чтобы до населения была доведена альтернативная точка зрения. Мы уже высказали свою точку зрения. Сейчас оппозиция должна сказать о том, с чем не согласна, по каким изменениям в Конституцию и почему призывает население голосовать против. Но большинство предложений оппозиции носит организационный характер и, как я уже говорил выше, направлено на срыв референдума. Поэтому мы не могли их принять...

- Может ли решение оппозиции бойкотировать референдум нанести урон по имиджу Азербайджана на международной арене?

- Независимо от того, как повлияют действия оппозиции на имидж нашей страны на международной арене, для азербайджанских властей при решении подобных вопросов существует только один критерий - это права азербайджанских граждан и их мнение. В конечном итоге народ, который является единственным источником власти, выскажет свою позицию. Кроме того, не все международные организации одинаково думают, и не все они используют одни и те же источники информации. Безусловно, будут и такие, которые заявят, что было бы лучше, если бы оппозиция участвовала в референдуме. Но оппозиция не отказывается участвовать в этом процессе. Она заявляет, что собирается проводить мониторинг референдума. Она называют это активным бойкотом. Просто ее действия будут направлены на то, чтобы предлагаемые изменения в Конституцию не состоялись. Но мы не считаем оппозицию серьезной силой, способной сорвать референдум.

- Власти будут препятствовать мониторингу со стороны оппозиции?

- Знаете, если мониторинг будет направлен на наблюдение за ходом голосования и на реализацию права граждан на выбор, то власти не станут препятствовать его проведению. Но если мониторинг превратится в хулиганскую акцию и будет сопровождаться действиями другого рода, направленными на срыв голосования, то они соответствующим образом будут предотвращены.

- Вы сказали, что оппозиция, призывая к бойкоту, ограничивает права азербайджанского народа. Но разве не участвовать в голосовании и призывать других к этому не является правом граждан? Далее, в 1991 году представители нынешних властей в Нахчыване призывали людей не участвовать как в референдуме, так и в президентских выборах. По Вашей логике, и эти действия можно расценить как ограничение права народа...

- Да, отказаться от участия в голосовании и призывать к этому других также является правом граждан. Но все это должно происходить на добровольной основе. Но если человеку угрожают исключением из партии в случае участия в референдуме, то это является принуждением. Это противозаконно. А сейчас о событиях в Нахчыване 1991 года. Тогда и во время референдума по сохранению СССР 17 марта, и президентских выборов все избирательные участки нормально работали. Просто никто не пришел голосовать.

- В Нардаране вновь начались массовые акции. Что собираются предпринять власти для решения этой проблемы?

- Когда массовые акции имеют конкретную цель и когда они связаны с теми или иными конкретными проблемами, то их можно решить легко. Но сегодня непонятны цели этих массовых акций. Просто все население этого селения оказалось в заложниках у группы людей. Никому не известно, чего они хотят. В этих условиях властям очень трудно определить мероприятия, необходимые для урегулирования конфликта. Расследованием событий, произошедших в Нардаране, по распоряжению президента занимаются Министерство внутренних дел и прокуратура. Кроме того, другие соответствующие госорганы разбираются с требованиями нардаранцев. Все эти проблемы будут решены. Но то, что население Нардарана оказалось в заложниках нечистоплотных намерений группы людей, отдельных партий, враждебных внутренних и внешних сил, не прибавит чести ни им самим, ни всему Азербайджану.

- Но если это так, то почему власти демонстрируют терпимое отношение к новым акциям протеста?

- Власти определяют свое отношение к любой проблеме без эмоций и с холодной головой. Власть сперва вникает в суть проблемы, а потом дает правовую, если есть необходимость, политическую оценку событиям и предпринимает меры. Власть не может быть настолько безответственной, чтобы с бухты-барахты, не разобравшись, с ходу высказать свое отношение к любому событию.

- Власти с большим успехом и с применением силы предотвращают неразрешенные массовые акции протеста оппозиции в центре Баку. С точки зрения властей, нынешние массовые акции в Нардаране также являются неразрешенными, а значит, и незаконными. Но власти почему-то пока бездействуют...

- Мы, то есть власти, способны определить различие между хулиганством в центре города, которое сопровождалось нарушением
транспортного движения, разбиванием витрин магазинов, применением силы в отношении сил правопорядка и мирной акцией жителей Нардарана внутри самой деревни. И если оппозиция также станет проводить свои акции без ограничения прав других граждан, без нарушения жизнедеятельности города...

- Если даже эти акции не будут разрешены властями?..

- Я докончу. То к этим акциям также будет терпимое отношение со стороны властей.

- Ходят слухи о том, что готовится какое-то решение по поводу поддержки СМИ...

- Этот вопрос еще раз был поднят во время встречи президента с редакторами газет, которые являются учредителями Бакинского пресс-клуба. Мне было поручено разобраться с вопросом о выделении кредитов. Мы обсудили этот вопрос с Министерством экономического развития и другими соответствующими госорганами. я предполагаю, что в ближайшие дни вы станете свидетелями отдельного распоряжения президента по поводу выделения кредитов СМИ.

Опубликовано 2 августа 2002 года

источник: Газета "Зеркало" (Азербайджан)