Суд над Свидетелями Иеговы в Таганроге не привлекает должного общественного внимания, отмечают правозащитники
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
После допроса всех шестнадцати обвиняемых в экстремизме Свидетелей Иеговы, чье дело слушается сейчас в городском суде Таганрога, на процессе запланировано исследование дополнительных материалов, так что прения сторон и приговор откладываются, сообщили адвокаты подсудимых. Внимание общественности к "Делу шестнадцати" невелико в силу затягивания судебного процесса, предвзятости к Свидетелям Иеговы и недооценивания опасности такого рода преследований, отмечают правозащитники.
"Кавказский узел" сообщал, что в сентябре 2009 года Ростовский облсуд признал экстремистской Таганрогскую общину Свидетелей Иеговы и запретил ее деятельность. Шестнадцать верующих, по версии следствия, продолжили участвовать в деятельности общины после ее запрета и обвиняются в экстремистской деятельности. Слушания по "Делу шестнадцати" проходят в Таганрогском городском суде с 30 мая 2013 года. Защита подсудимых заявляет об отсутствии в деле состава преступления.
Адвокаты: прокурор пытается усмотреть в деятельности отдельных верующих организацию
не перейдет к прениям сторон, так как поступили дополнительные материалы, которые теперь должны быть исследованы судом до начала прений, сообщил корреспонденту «Кавказского узла» адвокат подсудимых Антон Богданов.
Если мы изначально думали, что после допроса подсудимых сразу будут прения, уже этот прогноз не сбывается
После допросов подсудимых суд будет рассматривать доказательства, которые им были истребованы у сотовых операторов связи, уточнил адвокат. "Это документы о детализации телефонных соединений подсудимых, запрошенные для выяснения обстоятельств, связанных с делом. В понедельник, 19 мая, эта информация поступила в суд. К тому же прокурором было заявлено ходатайство об истребовании в Ростовском областном суде материалов гражданского дела о ликвидации местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в Таганроге. Они также будут частично исследоваться», - рассказал Богданов.
По оценке адвоката, рассмотрение дела в суде затягивается. «Если мы изначально думали, что после допроса подсудимых сразу будут прения, уже этот прогноз не сбывается», - говорит Богданов.
Процесс сильно отягощен объемными обвинительными заключениями, каждое из которых составляет не менее 900 страниц, отмечает другой адвокат подсудимых Виктор Женков.
Вопросы подсудимым, по словам адвоката, задает в основном сторона обвинения. Каждое заседание проходит "схематично и одинаково": вначале подсудимые в свободной форме сообщают суду, что не признают вину, излагают свою позицию, а затем прокурор задает вопросы, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Женков.
«В своих речах подсудимые опровергают доводы следствия о том, что они возобновили деятельность запрещенной местной религиозной организации (МРО), сообщая, что лишь были обычными верующими - посещали богослужения, изучали Библию. Сторона обвинения, прокурор, интересуется, знают ли подсудимые о решении Ростовского облсуда о запрете Таганрогской общины Свидетелей Иеговы, ездили ли они на конгрессы (ежегодно Свидетели Иеговы организуют массовые богослужебные встречи с рассчитанной на несколько дней программой, которые называют конгрессами - прим. "Кавказского узла") после признания МРО экстремистской. Подсудимые подтверждают [посещение конгрессов], но отмечают, что это не имеет отношения к участию в организации, так как по Конституции они имеют право на сборы и право делиться убеждениями», - рассказал Виктор Женков.
Верующие ставят вопрос: если суд не запрещал им быть верующими, то почему их привлекают к уголовной ответственности
По оценке адвоката, прокурор "пытается усмотреть в деятельности отдельных Свидетелей Иеговы организацию", задавая наводящие вопросы о том, ходят ли они на богослужения и на каком основании, если МРО ликвидирована, поют ли песни на встречах, производили ли уборку помещения для встреч и почему.
Ряд подсудимых, по словам их защитника, представили Таганрогскому горсуду решение Ростовского облсуда, в котором говорится, что запрет МРО не затрагивает конституционные права на свободу вероисповедания. «Другими словами, суд определил, что юридическое лицо, МРО запрещена, но верующим быть - не запрещено. Можно вместе с друзьями встречаться и обсуждать библейские вопросы. В суде верующие ставят вопрос: если суд не запрещал им быть верующими, то почему их привлекают к уголовной ответственности», - пояснил адвокат Женков.
"Суд запретил юридическое лицо – Местную религиозную организацию Свидетелей Иеговы в Таганроге. Некоторые из верующих обжаловали это решение. Ростовский облсуд отклонил эти жалобы, ссылаясь на то, что ликвидация юрлица никак не затрагивала личного права граждан на свободу вероисповедания, что вопросы веры каждого конкретного человека суд не имеет права рассматривать и не рассматривал. В этом же ключе идут и показания обвиняемых: проводимые ими мероприятия не были мероприятиями религиозной организации, которую запретил суд", - дополнил информацию о ходе допросов подсудимых адвокат Антон Богданов.
Подсудимые, по словам Богданова, также объясняют суду, что не распространяли экстремистскую литературу. "И тому доказательства - представленная оперативными службами видеосъемка, где видно, что во время богослужения Свидетелями Иеговы используются Библия, песенники и иная литература, иногда даже названия ее говорятся, – но все это не входит в списки экстремистской литературы (Федеральный список экстремистских материалов - прим. "Кавказского узла")», - рассказал адвокат верующих.
Подсудимый: получается, что обвинение просит суд участвовать в преступлениях
Первым из шестнадцати подсудимых был допрошен 30-летний Свидетель Иеговы, выпускник Таганрогского радиотехнического университета Юрий Баклушин. В течение двух дней, 28 и 29 апреля 2014 года, его допрашивали в общей сложности 12 часов, сообщает Центр религиоведческих исследований Religiopolis, публикуя выдержки из показаний Баклушина суду.
«Я не совершил никакого преступления», - заявил, согласно этим цитатам, в суде Юрий Баклушин и выразил несогласие с рядом пунктов обвинительного заключения.
В исключительность людей, исповедующих религию Свидетелей Иеговы, я не верю. Поэтому ничего такого я пропагандировать бы не мог
«В обвинительном заключении сказано, что мои экстремистские побуждения выражались в «пропаганде исключительности одной религии над другой», - сказал подсудимый и отверг это обвинение, заявив: «В исключительность людей, исповедующих религию Свидетелей Иеговы, я не верю. Поэтому ничего такого я пропагандировать бы не мог». При этом он выразил мнение, что любой верующий человек считает свою веру правильной, иначе не исповедовал бы ее, а потому утверждение «моя религия правильная» не может быть экстремистским. «Я считаю, любой по-настоящему верующий человек должен верить, что поклоняется Богу правильно», - пояснил свою позицию подсудимый.
Баклушин также отверг обвинение в побуждении к отказу от медицинской помощи. «Для любого Свидетеля Иеговы жизнь - это дар Бога, она является святой», - сказал подсудимый, отметив, что вера в святость жизни побуждает Свидетелей Иеговы «во всех странах отказываться участвовать в вооруженных конфликтах», «избавляться от ненависти по отношению к людям другой национальности, религии, культуры, происхождения», «выбирать самое лучшее и безопасное лечение, доступное в их условиях».
Комментируя обвинение в побуждении к отказу от исполнения гражданских обязанностей, Баклушин отметил, что в обвинительном заключении отсутствует конкретика на этот счет. «Что именно я сказал? Что именно я сделал? В чем же заключалось такое побуждение?» - спросил подсудимый и добавил, что отказ от исполнения гражданских обязанностей как раз шел бы вразрез с его убеждениями, так как Библия учит уважительному отношению к властям.
Подсудимый отверг также обвинение в действиях, направленных на финансирование экстремистской деятельности. «Общеизвестно, что проповедническая деятельность Свидетелей Иеговы по всему миру поддерживается добровольными пожертвованиями, - заявил он. - Но проповедническая и экстремистская – это разные виды деятельности».
В Таганроге живет 1000 Свидетелей Иеговы. Нужно, чтобы они уехали? Тогда получается, что обвинение просит о депортации людей по религиозному признаку
Юрий Баклушин подчеркнул, что обвинительное заключение в целом изобилует неточностями, искажением фактов, и отказался признавать экстремистскими свои высказывания, тайно зафиксированные на видео сотрудниками спецслужб во время богослужений с его участием. "В суде я просмотрел содержание DVDдисков, которые представила сторона обвинения в качестве доказательства моей вины. Но на этих записях нет экстремистских высказываний", - заявил он.
«Сторона обвинения утверждает, что все, чего она желает, - это чтобы решение Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 года было исполнено. Но что нужно сделать, чтобы его исполнить? Мы уже определились, что в Таганроге живет 1000 Свидетелей Иеговы. Что нужно сделать с ними? Нужно, чтобы они уехали? Тогда получается, что обвинение просит о депортации людей по религиозному признаку. Нужно, чтобы в Таганроге не было Свидетелей Иеговы? Тогда получается, что обвинение просит о геноциде. Получается, что сторона обвинения просит не просто, чтобы было исполнено решение Ростовского областного суда, она просит уважаемый суд участвовать в преступлениях против мира и безопасности человечества», - заявил Баклушин.
В заключение подсудимый подчеркнул, что Ростовский облсуд не лишал его права исповедовать религию Свидетелей Иеговы в Таганроге, и попросил у городского суда Таганрога оправдательного приговора.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями стороны обвинения относительно озвученных в суде заявлений Юрия Баклушина и других подсудимых.
Рогинский: общество индифферентно к "Делу шестнадцати" в силу недооценки его важности
Правозащитники отмечают, что «Дело шестнадцати», рассматриваемое судом Таганрога, не привлекает широкого общественного внимания, и объясняют это несколькими факторами.
Общество недооценивает опасность притеснений такого рода
Причина индифферентного отношения к процессу кроется в непонимании и недооценке важности ситуации со стороны общественности, которые «мешают устройству демократического общества», считает председатель Правления Международного общества «Мемориал» Арсений Рогинский.
«Процесс, к сожалению, не вызывает должного общественного резонанса. Этот факт меня лично глубоко удручает. Всегда необходимо обращать внимание на преследование тех категорий людей, которые преследовались нацизмом, коммунистическим строем и продолжают преследоваться посткоммунистическим режимом. Общество недооценивает опасность притеснений такого рода», - прокомментировал ситуацию корреспонденту «Кавказского узла» Рогинский.
В январе 2010 года представители ряда неправительственных организаций подписали документ «Преследования Свидетелей Иеговы в России: Реабилитированные снова подвергаются репрессиям», в котором выразили "глубокую обеспокоенность нарушениями прав религиозных общин Свидетелей Иеговы в РФ".
Эксперт Института прав человека Лев Левинсон видит причиной отсутствия в деле общественного резонанса предвзятость влиятельных средств массовой информации и религиозных организаций, "благодаря которым религиозные меньшинства, и Свидетели Иеговы в особенности, непопулярны".
В случае со Свидетелями Иеговы отношение – осудят и осудят
По наблюдениям правозащитника, ряд крупных СМИ связывают со Свидетелями Иеговы "негативный поток информации" и "демонизации", но "примеры неангажированности все же есть".
"Резонанс должен иметь акустическое пространство. В случае со Свидетелями Иеговы отношение – осудят и осудят", - прокомментировал корреспонденту «Кавказского узла» Левинсон восприятие обществом судебного процесса по делу Свидетелей Иеговы в Таганроге.
Верховский: "Дело шестнадцати" упирается в юридическую коллизию
«Дело шестнадцати» само по себе противоречиво, отмечает директор аналитического центра «СОВА», член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Александр Верховский.
"С точки зрения закона, возникает коллизия. Если запрещена организация, то неясно, какой характер носит запрет для ее бывших членов. Исповедовать религию не запрещено, конституционные права ведь никуда не делись", - поясняет суть противоречий в деле Верховский.
В законодательстве вопрос не прояснен, подчеркивает правозащитник. "В 2011 году Верховный суд готовил решение о том, как должны расследоваться дела экстремистской направленности, и прошли дебаты, которые закончились ничем: ВС комментария не дал», - напомнил Александр Верховский в комментарии корреспонденту "Кавказского узла", отметив, что аналогичные проблемы существуют и в других странах, где де-юре санкции подразумевают преследование бывших членов запрещенной организации, а де-факто этот процесс становится сложным, и "преследование почти невозможно".
Несмотря на слабый общественный резонанс дела, ждать реальных сроков подсудимым не стоит
Причину слабого интереса общества к «Делу шестнадцати» Верховский видит в затягивании его рассмотрения: "В начале процесса резонанс был, но поскольку дело затягивается, пропадает динамика процесса".
При этом эксперт считает, что несмотря на слабый общественный резонанс дела, ждать реальных сроков подсудимым не стоит. «СОВА» отслеживает дела Свидетелей Иеговы, и практика показывает, что обвинительных приговоров пока нет. Дела либо закрывались, либо заканчивались оправдательным приговором. Обвинительный приговор будет шоком», - заключил Александр Верховский.
В прокуратуре Таганрога корреспонденту «Кавказского узла» заявили, что не дают комментариев по делу шестнадцати обвиняемых в экстремизме местных Свидетелей Иеговы, пока длится судебный процесс.