В Азербайджане завершено судебное следствие по делу Мамедли и его коллег

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Баку сегодня завершено судебное следствие по делу главы Центра мониторинга выборов и обучения демократии Анара Мамедли и двух его коллег. Трое подсудимых отвергли все предъявленные обвинения и заявили о политических мотивах их уголовного преследования. Прения сторон, как ожидается, начнутся 16 мая, передает корреспондент "Кавказского узла"

Как сообщал "Кавказский узел", Анар Мамедли и двое его коллег - гендиректор ЦМВОД Башир Сулейманлы и руководитель Общественного объединения международного сотрудничества волонтеров (ООМСВ) Эльнур Мамедов - обвиняются в уклонении от уплаты налогов, незаконном предпринимательстве и злоупотреблении должностными полномочиями. Все трое не признают вину. Мамедли находится под арестом, двое других обвиняемых - под подпиской о невыезде. 7 апреля дело в отношении Мамедли и его коллег поступило в Бакинский суд по тяжким преступлениям. 13 мая в суде завершились выступления свидетелей по делу

Мамедли: обвинения в финансовых нарушениях последовали сразу после выборов президента

На заседании 14 мая в суде были допрошены обвиняемые. Первым выступил Анар Мамедли, который напомнил, что в ходе следствия он давал показания сначала как свидетель, а потом как обвиняемый, передает корреспондент "Кавказского узла".

"С самого начала было ясно, что это уголовное дело является политическим. Обратите внимание, обвинения в финансовых нарушениях были выдвинуты спустя три недели после президентских выборов. В действительности же следствие с самого начала интересовалось заключением ЦМВОД по итогам мониторинга президентских выборов 9 октября 2013 года и задавало вопросы, связанные с этим", - заявил Мамедли.

Следствие, по словам обвиняемого, узнавало, оказывал ли грантодатель – Национальный демократический институт (США) - влияние на итоговое заключение наблюдательной миссии ЦМВОД на выборах.

Мы проводили объективный мониторинг и объявили о выявленных нарушениях на выборах

"Ни НДИ, ни какие-либо другие структуры не оказывали воздействия на результаты мониторинга. НДИ только оказывал техническую помощь. Мы проводили объективный мониторинг и объявили о выявленных нарушениях на выборах. Мы в своей работе, как граждане Азербайджана, руководствовались проведением в нашей стране справедливых выборов", - подчеркнул активист.

31 октября 2013 года во время обыска в офисе ЦМВОД были изъяты не только финансовые документы, но и просветительские материалы организации, что, как считает Мамедли, является "еще одним доказательством политического характера этого дела".

ЦМВОД является преемником Центра мониторинга выборов, который вел мониторинги выборов в Азербайджане с 2001 года. В 2008 году он был лишен государственной регистрации. Организация в 2013 году следила за ходом выборов президента Азербайджана. Наблюдение за избирательной кампанией велось по всей стране, наблюдатели от ЦМВОД также вели мониторинг голосования на 15% избирательных участков. В 91% случаев они, по их данным, выявили серьезные нарушения.

После ликвидации регистрации Центра мониторинга выборов Мамедли и другие активисты этой НПО были вынуждены осуществлять финансовые операции проектов как физические лица, отметил обвиняемый. При этом отказ Минюста регистрировать ЦМВОД он расценил как политическую дискриминацию.

Мамедли назвал необоснованным обвинение в незаконном предпринимательстве, поскольку все операции по грантам проводились на основе официальных платежей. При этом активист, по его словам, за период с 2006 по 2013 годы заплатил в виде налогов 12 тысяч манатов (около 15 тысяч долларов) и никогда не получал каких-либо предупреждений от фискальных органов.

"Все было прозрачно: работники ЦМВОД, а также партнеры в регионах работали официально и платили налоги", - отметил Мамедли.

"Для реализации проекта президентских выборов 2013 года ЦМВОД выбрал партнером ООМСВ потому, что после поправок в законодательство от 11 марта 2013 года это было необходимым, поскольку ЦМВОД, не имея государственной регистрации, вынужден реализовать проект совместно с другой НПО, имеющей такую регистрацию", - сказал глава ЦМВОД.

Показания против обвиняемых дал только один потрепевший - бывший юрист ООМСВ Гасан Гасанов, отметил Мамедли. "Этот человек, взятый на должность юриста проекта, самоустранился от выполнения своих обязанностей и был освобожден от должности", - добавил он.

Акт о проверке финансовой деятельности  ЦМВОД и ООМСВ, подписанный сотрудниками Минфина, Минналогов и Совета по госмподдержке НПО при президенте, Мамедли назвал необоснованным, поскольку "неизвестно, на каких документах основывались проверяющие, ибо ранее ни камеральной, ни выездной налоговых проверок не проводилось", передает корреспондент "Кавказского узла".

"Если бы мы присваивали гранты, с нами бы перестали сотрудничать"

Двое других обвиняемых Сулейманлы и Мамедов согласились со словами Мамедли.

"Анар все рассказал подробно. Мы с ним полностью согласны. Могу еще отметить, что если бы мы занимались присвоением грантов, то доноры перестали бы с нами сотрудничать. Но мы продолжительное время работали с различными донорами – НДИ, посольством Великобритании, ЕС - и никто из них не прерывал с нами сотрудничества. Это уголовное дело абсурдно и имеет политические мотивы", - считает Сулейманлы.

Мамедов в свою очередь сказал, что ООМСВ пошел на совместную реализацию проекта с ЦМВОД, поскольку эта НПО имела репутацию авторитетной и прозрачной структуры. Мамедов также заявил о политических мотивах уголовного дела.

По согласию сторон и суда было признано считать оглашенными документы, присутствующие в уголовном деле, чтобы не тратить на это время, передает корреспондент "Кавказского узла".

Адвокат: подавляющее большинство свидетелей подтвердили невиновность обвиняемых

На заседании 15 мая было рассмотрено ходатайство адвокатов обвиняемых о вынесении частного определения в отношении проходящего по делу в качестве потерпевшего Гасана Гасанова.

Защита просила исключить Гасанова из списка потерпевших и привлечь его к ответственности за дачу ложных показаний. Это было мотивировано тем, что показания Гасанова были опровергнуты другими потерпевшими и свидетелями, которые заявили об отсутствии претензий к обвиняемым. Однако суд отклонил ходатайство.

После этого судья Рауф Алиев сообщил о завершении судебного следствия. Он назначил следующее заседание на 14.00 16 мая. На этом заседании, как ожидается, в прениях сторон выступил прокурор.

Обвинение полностью разваливается, считает адвокат Мамедли Эльчин Садыгов. "Подавляющее большинство потерпевших и свидетелей подтвердили фактически невиновность обвиняемых. Подробно позицию защиты мы изложим в заключительных выступлениях", - сказал Садыгов корреспонденту "Кавказского узла".

Подсудимые невиновны, считает наблюдающий за процессом глава НПО "Право и развитие" Хафиз Гасанов.

"Каких-либо доказательств вины активистов мы не увидели и не услышали. Напротив, выясняется, что обе НПО работали по закону, исправно вели документацию, платили налоги. Это подтвердили и потерпевшие, и свидетели. Очевидно, что активистов преследуют за результаты мониторинга президентских выборов, в ходе которого были выявлены нарушения закона, и на этот отчет потом ссылались многие международные структуры в своей критике выборов", - сказал Гасанов корреспонденту "Кавказского узла".

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями гособвинителя Анара Таривердиева и потерпевшего Гасана Гасанова относительно заявлений обвиняемых и их защиты.

Отметим, что в заявлении по поводу уголовного дела против сотрудников ЦМВОД от 20 декабря 2013 года генпрокуратура Азербайджана отвергла версию о политической подоплеке дела, в то время как международная правозащитная организация Amnesty International признала Мамедли "узником совести".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"