В суде по делу Амирова четверо свидетелей не смогли сообщить о противоречиях между подсудимым и потерпевшим
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Допрошенные 14 мая Северо-Кавказским окружным военным судом в режиме видео-конференц-связи четверо свидетелей по делу временно отстраненного от должности мэра Махачкалы Саида Амирова, обвиняемого в подготовке теракта, не сообщили никаких фактов, относящихся непосредственно к делу. Суд также подтвердил, что процесс открытый, судья заявил о готовности рассмотреть список присутствующих в зале суда по представлению защиты.
Как сообщал "Кавказский узел", дело о подготовке к теракту в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону слушается с 24 апреля. Амиров и Джапаров уже заявили, что не признают свою вину. В настоящее время идет допрос свидетелей обвинения.
Судья подтвердил, что процесс по делу Амирова открытый
Суд начал заседание 14 мая с подтверждения того, что процесс открытый, и судья готов рассмотреть список присутствующих в зале суда по представлению защиты, но "только исходя из объемов зала". Возражение защиты от 13 мая о том, что "каждое судебное заседание 2/3 мест в зале фактически занимают студенты вузов, а люди, которые действительно желают быть осведомлены о ходе процесса, не могут попасть в зал суда", было занесено в протокол.
С утра в зал заседаний было допущено около 40 родственников, близких людей и друзей подсудимых. Студентов среди них в этот день не наблюдалось.
Представитель суда позже разъяснил корреспонденту "Кавказского узла", что это были студенты-практиканты из местных профильных вузов.
Никаких ходатайств от сторон обвинения и защиты в начале заседания 14 мая заявлено не было, и суд сразу же приступил к допросу свидетелей в режиме видео-конференц-связи.
Три свидетеля - Магомед Абдуразаков, Магомед Абдулаев и Эмирмагомед Давудов - были доставлены службой судебных приставов в Махачкалинский гарнизонный военный суд. Допрос контролировал судья Махачкалинского гарнизонного военного суда Павел Анаков. Еще один свидетель не прибыл, так как находится на лечении, о чем в суд были предоставлены подтверждающие этот факт документы.
Свидетель Абдуразаков рассказал об угрозах от неизвестных в связи с его отказом от участия в выборах
По решению суда сторона обвинения определила очередность допроса свидетелей. Первым на экране двух больших телемониторов появился глава Цумадинского района Магомед Абдуразаков. На момент рассматриваемых событий он был полковником полиции. Впоследствии, как пояснил сам свидетель, он был уволен со службы по достижению предельного возраста.
Допрос начала сторона обвинения. Выяснилось что Абдуразаков знаком только с одним из подсудимых – Саидом Амировым, и то у них были точки соприкосновения только по служебной деятельности.
Остальные вопросы касались в основном политической деятельности свидетеля. В частности, в связи с выборами 2006 года в Народное собрание Дагестана от политической партии СПС. В этих выборах, тогда еще действующий полковник полиции и никогда ранее не занимавшийся политикой Абдуразаков решил принять участие после звонка на его мобильный телефон.
Звонил мужчина, имя которого Абдуразаков не запомнил и номер телефона не определился, с предложением якобы от тогдашнего мэра Махачкалы Амирова выдвинуть свою кандидатуру в Народное собрание Дагестана от "Союза правых сил". Полковник полиции согласился и, как добавил в суде, такое решение было принято "только из уважения к Амирову". Абдуразаков был на тот момент уверен, что СПС - это партия главы Махачкалы, которую он к тому же и финансирует.
Муртазалиев и полицейское начальство были против участия Абдуразакова в выборах, дело дошло чуть ли не до увольнения его со службы в МВД.
По словам Абдуразакова, он решил отказаться от участия в выборах и тут же начал получать угрозы по телефону от неизвестных людей, ссылавшихся на мэра Махачкалы.
На заседании суда Абдуразаков, заявил, что лично от Амирова указаний участвовать в выборах и угроз с его стороны не получал.
Саид Амиров, когда дошла его очередь задавать вопросы свидетелю, заявил, что удивлен тому, что солидный взрослый человек, полковник полиции руководствовался в своих действиях звонками от незнакомцев, ссылавшихся на инструкции от мэра, а не пришел лично для прояснения ситуации.
Сторона обвинения в этот раз была кратка и задала совсем мало вопросов. Защита, после нескольких вопросов, попросила у суда время для короткого совещания со своими подопечными. После пятиминутного перерыва адвокаты подсудимых заявили, что больше им нечего спросить у свидетеля.
По окончании допроса обвинение заявило ходатайство о противоречиях в показаниях свидетеля на заседании суда и на предварительном следствии. Суд удовлетворил ходатайство, предоставив для зачитывания протокол первоначальных показаний Абдуразакова. Свидетель свои прошлые показания подтвердил.
После того, как защита задала свои уточняющие вопросы Абдуразакову, он был отпущен.
Свидетель Абдулаев заявил о неточностях в материалах следствия о его допросах
Следующим на сеанс видеосвязи в Махачкалинский гарнизонный военный суд был приглашен экс-глава правительства Дагестана Магомед Абдулаев, руководивший правительством Дагестана в 2010-2013 годах.
Свидетель, который сейчас является и.о. ректора Дагестанского государственного педагогического университета, подтвердил, что был знаком с Муртазалиевым, Амировым и Джапаровым, но только по работе.
По словам Абдулаева, о "Северном альянсе" он знал только по слухам и из прессы, а о противоречиях между подсудимым Амировым и потерпевшим главой управления ПФР по Дагестану Муртазалиевым не знает ничего.
Также Абдулаев сказал, что он не был очевидцем, чтобы Амиров давал кому-либо противоправные поручения. "И как мэра, и как борца с терроризмом, и как человека могу охарактеризовать Амирова только положительно", – заявил в суде Абдулаев.
Показания Абдулаева о существовании и деятельности "Северного альянса" и политических амбициях Амирова и Муртазалиева не удовлетворили обвинение, и в суде был оглашен протокол допроса свидетеля при проведении следственных действий.
В показаниях, данных на первом допросе в 2013 году, Абдулаев утверждал, что Амиров "хитрый и властный человек", который на все уровни власти в Дагестане пытался "поставить своих людей". В соответствии с протоколом, датированным 2013 годом, он рассказывал и о противостоянии Северного, Центрального и Южного альянсов, а также о желании Амирова стать президентом республики.
Стороны, в том числе и подсудимый Амиров, задали Абдулаеву уточняющие вопросы.
"Я тогда говорил следователю, что мои показания основываются лишь на материалах, которые я читал в "желтой прессе". Сам я ничего утверждать не мог. Не знаю, почему этого не указано в протоколе", – разъяснил Абдулаев.
На этом допрос экс-главы правительства Дагестана Магомеда Абдулаева был завершен.
Амиров, воспользовавшись возникшей паузой, попросил суд начать перерыв раньше, чтобы ему провести медицинские процедуры. Юсуп Джапаров, не выходя за пределы застекленной "скамьи подсудимых", проделал Амирову все необходимые процедуры.
Свидетель Давудов заявил, что знаком с Амировым лишь по работе
После перерыва был допрошен Эмирмагомед Давудов – директор муниципальной гимназии №1 Махачкалы депутат Махачкалинского городского собрания. У него солидный послужной список – заслуженный учитель Дагестана, Почетный работник общего образования Российской Федерации, отличник образования Республики Дагестан.
Из обвиняемых, как заявил свидетель, он знаком по работе только с одним – Саидом Амировым. Давудов также заявил, что Муртазалиева лично не знает.
Вопросов к этому свидетелю от сторон процесса было совсем мало. Но и здесь обвинение нашло противоречия в свидетельских показаниях и заявило об этом ходатайство. Защита не поддержала ходатайство, сославшись на первоисточник – прошлогодний протокол допроса этого свидетеля. Суд поддержал сторону защиты и отклонил ходатайство обвинения, чем допрос и завершился.
В суде выступил тренер, обучавший Муртазалиева борьбе
Четвертый свидетель прибыл в Махачкалинский гарнизонный военный суд к назначенному времени, но, как оказалось, без документов, подтверждающих его личность. Даже водительских прав у него не было, так как, по его словам они ему ни к чему – его возит водитель, а сам он в суд приехал со спортивной тренировки, где не требуются документы.
Личность свидетеля была установлена судом с помощью Саида Амирова, который подтвердил что на телеэкране действительно тренер Сайгидпаша Умаханов. Выяснилось, что потерпевший Муртазалиев – его бывший ученик и занимался борьбой. По словам Умаханова, у него были с Амировым разные взгляды на некоторые политические вопросы, но это никак не являлось личными противоречиями.
У защиты вопросов к свидетелю не было. Обвинение заявило ходатайство о противоречиях в показаниях свидетеля. Защита пыталась обоснованно возражать против этого ходатайства, но суд поддержал сторону обвинения.
В заключительной части судебного заседания обвинение огласило протокол выемки документов в избирательном участке регионального отделения политической партии СПС. В частности, в этих архивных пронумерованных томах есть списки зарегистрированных кандидатов в депутаты Народного собрания Республики Дагестан. Здесь же находится рукописное собственноручное заявление Амирова о приеме его в партию СПС.
После этого суд назначил продолжение заседания на 10.00 мск 15 мая.
Постанюк: показания свидетелей не подтверждают вины Амирова
Позиция стороны защиты остается неизменной, сообщил руководитель адвокатской группы Саида Амирова Владимир Постанюк.
"Речь идет не об ошибках на этапе следствия, а о фальсификации всего дела", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Владимир Постанюк.
Он отметил, что все свидетели обвинения в своих показаниях против Амирова опираются на слухи и публикации в местной желтой прессе, ни один из них в суде не смог назвать конкретный источник подобной информации, и все они утверждают, что не присутствовали при совершении Амировым противоправных действий.
Адвокат заявил, что есть лишь главный свидетель обвинения Магомед Абдулгалимов, которого, по его словам, пытали током и до сих пор держат в заключении. При этом, добавил Постанюк, сотрудница администрации Махачкалы, фактически работавшая секретарем Амирова, Тамара Канаева на допросе в суде 13 мая четко заявила, что этот человек никогда к Амирову не приходил, т.е. не мог получить личного поручения от Амирова на приобретение ПЗРК.
"Уже после этого дело просто можно было закрывать", – подытожил Владимир Постанюк.