Административное регулирование экономических запросов Северного Кавказа неэффективно, считают эксперты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Политическая нестабильность и распространение насильственных практик на Северном Кавказе не оставляют федеральному центру больших возможностей использовать политические механизмы для экономических решений, заявляет экономист Ирина Стародубровская. Задача нового министерства по развитию Северного Кавказа - в выработке общих для кавказской специфики правил игры, отмечает эксперт по экономике региона Денис Соколов. Дагестанский аналитик Магомед Магомедов, в свою очередь, считает, что сам факт создания министерства - признание неэффективности федеральных структур, курировавших экономику Северного Кавказа.
Как сообщал "Кавказский узел", 12 мая президент России Владимир Путин заявил о создании в структуре правительства РФ министерства по развитию Северного Кавказа. Его возглавил Лев Кузнецов, ранее занимавший пост губернатора Красноярского края. В соответствии с указом "О министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа", основными функциями нового ведомства станут реализация госполитики в сфере социально-экономического развития региона и координация реализации федеральных программ. Позднее стало известно, что куратором министерства по делам Северного Кавказа
станет экс-полпред президента в СКФО Александр Хлопонин.
Стародубровская: административное регулирование - иллюзия решения проблем
Логика усиления административного регулирования и попытки поиска бюрократических ответов к решению экономических проблем - контрпродуктивные меры, считает кандидат экономических наук, руководитель научного направления "Политическая экономия и региональное развитие" Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара Ирина Стародубровская.
"В системе, которая делает ставку на административное регулирование, как это было и в советской системе, всегда присутствует иллюзия, что для решения проблемных вопросов нужно только создать орган управления. Подобная логика никогда не приводила к успешным результатам, но, тем не менее бюрократические системы очень часто действуют именно по такой логике. Мне представляется, что создание подобных структур в имеющейся ситуации не очень эффективно, потому что они начинают конкурировать между собой. В ситуации, когда есть и министерство, и полпредство, будет нарастать конкуренция за функционал, за ресурсы, и вместо того, чтобы придать системе большую упорядоченность, обычно это ввергает ее в еще большую неурегулированность", - считает экономист.
По мнению эксперта, региону необходимо сконцентрировать внимание на "точках роста".
"Наша позиция состоит в том, что необходимо поддерживать ту экономическую деятельность, которая развивается и существует на Северном Кавказе, в городах, в рамках сельских общин. Эта деятельность во многом теневая, но, тем не менее, в ее рамках есть достаточно активно и даже бурно развивающиеся территории и вот такие "точки роста" надо поддерживать", - полагает Стародубровская.
Ставка на развитие региона без использования внутреннего потенциала ошибочна, отмечает эксперт.
"Представление о том, что Северный Кавказ нуждается в первую очередь в мегапроектах за счет инвесторов вне самого региона - ошибочно, потому что Северный Кавказ не является депрессивной, загнивающей, архаичной территорией. Это регион, где проходит достаточно активная экономическая и социальная трансформация, и наиболее эффективный путь – поддерживать эту трансформацию и вести ее в легальное, общественно полезное русло", - сказала Ирина Стародубровская.
По ее мнению, вновь создаваемое министерство не сможет функционировать в условиях только лишь административного регулирования экономических запросов региона.
"Я не вижу большой очереди инвесторов, готовых вкладывать в Северный Кавказ, чтобы им еще ставить какие-то условия. Для такого подхода не очень много предпосылок. Что касается условий, под которые регионам будут даваться деньги, то здесь, как мне кажется, политическая нестабильность и широкое распространение насильственных практик не оставляют больших возможностей федеральному центру ставить условия и серьезно использовать политические механизмы принятия экономических решений", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Ирина Стародубровская.
Соколов: задача министерства - в регулировании отрасли
Говорить о функциях вновь созданного министерства по развитию Северного Кавказа преждевременно, тем более на фоне ранее созданного аналогичного министерства по развитию Дальнего Востока, никак себя не проявившего. Однако основной задачей нового ведомства должна стать "выработка и внедрение оптимальных для всего Северного Кавказа правил игры", считает гендиректор Кавказского центра проектных решений Денис Соколов.
"Полпредство имело функции, передаваемые администрацией президента, департаментом внутренней политики и функции министерства. Хлопонин был вице-премьером правительства, а его первый зам был сотрудником управления внутренней политики администрации президента. Это такая гибридная структура - и политическая, и экономическая, и в то же время исполнительная. Какие функции будет выполнять министерство - говорить сейчас преждевременно, потому как до сих пор себя не проявило никак министерство по делам развития Дальнего Востока (образовано указом президента РФ от 21 мая 2012 года. – Прим. "Кавказского узла")", - считает эксперт.
Деятельность министерства позволит упростить и ускорить ряд бюрократических процедур. "Возможно, министерство позволяет в большей степени концентрировать власть, управление в Москве. Министерство – это структура правительства и поэтому какие-то аппаратные решения, наверное, тоже будут происходить с меньшими административными издержками, временными затратами на согласование и т.д. Может быть, в этом имеется плюс", - полагает Соколов.
В то же время, эксперт считает, что вновь созданное министерство не будет заниматься разработкой и реализацией бизнес-проектов.
"Реализация различных проектов - это не совсем функция министерства… Может быть, министерство развития Северного Кавказа сможет разрабатывать и внедрять какие-то специфические и оптимальные для Северного Кавказа правила игры. Задача министерства – это, все-таки, регулирование той отрасли, за которую оно отвечает. Если мы говорим о министерстве промышленности, то это не завод по производству руды, а это некий регулятор, который определяет правила развития сектора. У нас государство не предполагает разный подход к разным регионам, оно у нас довольно унифицированное, потому необходимо посмотреть, как это будет выглядеть", - заключил Соколов.
Магомедов: лозунг "Хватит кормить Кавказ" забыт лишь на время - до завершения волнений на Украине
"Несмотря на восторженные комментарии руководителей северокавказских республик, связанные с последними кадровыми решениями, ситуация стала для них неожиданностью", - считает дагестанский аналитик, обозреватель газеты "Черновик" Магомед Магомедов.
"Новое министерство, как и смена менеджера Хлопонина на командира спецназа Меликова (Хлопонина на его прежнем посту сменил командующий объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Сергей Меликов. Хлопонин при этом остался в должности вице-премьера. - Прим. "Кавказского узла"), для глав республик СКФО, полагающих, что либо уберут Хлопонина, либо переформатируют округ, - стало неожиданным ходом Путина. По факту, на мой субъективный взгляд, создание такого министерства означает, что существующие структуры - Минрегионразвития, полпредство, отчасти Счетная палата РФ и прочие финансово-бюджетные структуры - не совсем справились с возложенной на них задачей по контролю за значительным расходованием бюджетных средств. В период, когда многие экономисты прочат России финансовый кризис, разбрасываться деньгами неразумно, особенно на Кавказе, так как лозунг "Хватит кормить Кавказ" забыт лишь на время, пока завершатся волнения на Украине", - считает Магомед Магомедов.
Из задач, которые вероятнее всего будут озвучены новым министерством, Магомедов назвал и поддержку "точек роста" и легализацию теневого сектора экономики, ряд налоговых послаблений для отраслей экономики региона, однако он не считает целесообразным выработку общих правил регулирования экономики отдельно для СКФО.
"Выработка каких-то общих правил в рамках СКФО - это тупиковый путь. Рано или поздно эти правила игры столкнутся с тем, что они будут противоречить или отличаться от правил, выработанных в другом российском округе. По сути, если изучать схему работы исполнительной власти РФ по компетенциям, получается, что министерство по Северному Кавказу - это такое небольшое квази-правительство, замыкающее на себе компетенции всех министерств и ведомств по вопросам Кавказа. А это, как я уже указывал, отчасти - признание того, что существующие правительственные структуры не смогли сработаться должным образом", - заявил Магомедов.
Напомним, некоторые эксперты и ранее выражали мнение, что министерство по развитию Северного Кавказа создано в России в первую очередь для контроля расходования бюджетных средств и привлечения дополнительных инвестиций.