Состав правительства Южной Осетии изменен под давлением России, считают аналитики
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Новый кабинет министров в Южной Осетии сформирован под давлением кураторов из России, в первую очередь Владислава Суркова, считают журналисты Мурат Гукемухов и Тимур Цхурбати. Решение о назначении ключевых министров связано с предстоящими парламентскими выборами, подчеркивает политолог Евгений Крутиков.
Как сообщал "Кавказский узел", президент Южной Осетии Леонид Тибилов 20 января отправил в отставку правительство республики. Президент заявил, что кабинет министров под руководством Ростислава Хугаева не смог действовать сплоченно и решать поставленные задачи.
Новым премьером 2 апреля назначен Доменти Кулумбегов, который заявлял, что состав правительства Южной Осетии будет значительно изменен. При этом пять министров из прежнего правительства Южной Осетии назначены указами президента республики Леонида Тибилова на ранее занимаемые должности.
Крутиков: от нового состава правительства не стоит ожидать реформ
Решение о назначении ключевых министров связано с предстоящими парламентскими выборами, считает политолог, в начале 90-х работавший помощником премьер-министра Южной Осетии, Евгений Крутиков.
"В первую очередь были переназначены ключевые министры. Для проведения выборов сейчас крайне необходим министр внутренних дел – он был переназначен, министр обороны – это естественное назначение. И то же самое касается министра финансов", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Евгений Крутиков.
При этом эксперт заявил, что не видит в последних назначениях политического подтекста.
"Министр внутренних дел Ахсар Лавоев сам по себе является достаточно самостоятельным, пытается зарегистрировать партию. Назначение министра финансов носит больше технический характер. И вообще, в этих назначениях политики не очень много. Можно о каждом человеке рассказывать, с кем он связан, но в данном случае – это не главное", - считает эксперт.
Наиболее проблемным в кабинете министров Крутиков назвал ведомство министра иностранных дел.
"Больше всего претензий высказывалось в адрес МИДа и его руководителя, что касается экономических блоков, то практически все они с однородными проблемами, и тут выделить кого-то сложно", - сказал политолог.
Среди приоритетных направлений, на которых власти должны сосредоточить свое внимание, политолог назвал "создание и реализацию перспективной экономической программы".
От нового состава правительства Южной Осетии ожидать реформ не стоит, подчеркнул политолог.
"Сейчас перед властью стоит задача проведения достойных, легитимных парламентских выборов, после которых комплекс проблем достаточно широк, и находятся они в разных сферах. Если же говорить об экономике, то здесь задача заключается не столько в ликвидации последствий и восстановлении республики, сколько в создании какой-то перспективной программы, выводящей республику на самостоятельный экономический уровень. Нужно подумать, как людям жить дальше, выстраивать экономические и социальные отношения", - сказал Евгений Крутиков.
Из наиболее очевидных отставок и назначений политолог назвал возможную замену руководителя МИД Южной Осетии.
"Подавляющее количество министров останется прежним, может быть, за исключением министра иностранных дел, критикуемого, но к тому же являющегося лидером одной из партий, которой пророчат определенное количество мест в парламенте (глава МИД республики Давид Санакоев является лидером политической партии "Новая Осетия", - прим. "Кавказского узла"). Но предвыборная, партийная деятельность плохо совместима с работой в кабинете министров, к тому же у него есть амбиции стать спикером будущего парламента, потому здесь возможна замена", - заявил Евгений Крутиков.
По словам эксперта, правительство в Южной Осетии "носит больше технический характер", и создано "лишь для обеспечения легитимности".
"Оно не ради реформ, потому ждать там каких-то кадровых прорывов нельзя. Кадровый голод есть, но если присмотреться более внимательно, то можно провести смену поколений, однако те, кто есть сейчас, на это не согласятся", - отметил Евгений Крутиков.
Гукемухов: усиление внешнего контроля над регионом приведет к сопротивлению местных элит
Отставка кабинета министров Южной Осетии была инициирована российскими кураторами региона, в частности, Владиславом Сурковым, а до формирования нового кабинета не доведена лишь по причине кризиса на Украине, считает журналист радиостанции "Эхо Кавказа" Мурат Гукемухов.
"Последние назначения трудно назвать формированием нового кабинета министров. Президент Тибилов фактически вернул своим указом министров на должности, которые они занимали до объявленной 20 января отставки правительства, за исключением нового премьера, который в прежнем правительстве выполнял роль вице-премьера. С одной стороны, это свидетельство того, что вопрос формирования правительства вновь отдан на откуп местным элитам. С другой стороны, получается, что озвученные президентом Леонидом Тибиловым претензии к правительству не имели лично для него принципиального значения. То есть возвращение министров лишь подтверждает версии экспертов, что Тибилов принял решение об отставке правительства под давлением кураторов", - уверен Мурат Гукемухов.
20 сентября 2013 года Владимир Путин назначил экс-руководителя аппарата правительства РФ Владислава Суркова помощником президента РФ по вопросам социально-экономического развития Южной Осетии и Абхазии. 15 октября 2013 года Сурков посетил Южную Осетию с первым рабочим визитом. При этом в ходе рабочего визита в Южную Осетию 4 декабря 2013 года Сурков выразил недовольство работой кабинета министров республики.
Правительство в Южной Осетии во многом носит технический характер, считает эксперт.
"Владислав Сурков настаивал на том, чтобы правительство возглавила его креатура, чтобы экономический блок правительства был выведен из-под влияния местных элит и переподчинен напрямую кураторским структурам. Фактически предполагалось перенести центр принятия решения по вопросам социально-экономического развития республики в кураторские структуры, а местным исполнительным властям оставить чисто технические функции", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Гукемухов.
Освоение российской помощи крайне неэффективно, а залог успешной реализации модернизации региона Москва видит в усилении внешнего контроля, полагает эксперт.
"Владислав Сурков, судя по всему, вынашивал какие-то амбициозные планы по модернизации республики, залогом успешной реализации которых был бы жесткий контроль куратора над экономической и политической жизнью республики. Москва разочарована крайне низким уровнем эффективности освоения российской помощи, а российские чиновники, судя по всему, склонны винить в этом исключительно своих юго-осетинских коллег", - сказал Мурат Гукемухов.
Эксперт считает, что подобная схема взаимоотношений Москвы с Юго-Осетинской Республикой не могла не вызвать сопротивление со стороны местных элит.
"Местная бюрократия в этом случае теряет главное – контроль над распределением денег. Значительная часть средств, поступающих в республику на завершение восстановления разрушенного жилья и строительства инфраструктурных объектов, фактически уже выведена из-под контроля местных элит после назначения Сурковым генеральным подрядчиком республики группы компаний "Эверест" из Татарстана", - рассказал Гукемухов.
При этом журналист полагает, что кризис на Украине способствовал ослаблению давления на Южную Осетию со стороны Кремля, фактически разрешил спор о формировании нового правительства в пользу республики.
"По оценкам московских экспертов, Кремль заинтересован в том, чтобы на других направлениях, связанных с внешней политикой России, все было спокойно. Есть мнение, что Москва сейчас в большей степени озабочена политической стабильностью в регионе, нежели эффективностью освоения российских траншей. В этом смысле сейчас для Москвы важнее, чтобы назначенные на 8 июня выборы в парламент прошли ровно, без эксцессов. Она готова идти на уступки местным элитам, лишь бы они не довели избирательную кампанию до политического кризиса, как это было в 2011 году", - резюмировал Мурат Гукемухов.
Цхурбати: Россия способствует стагнации политических и экономических инициатив
Смена кабинета министров в Южной Осетии является бессмысленной, целей по преодолению социально-экономических проблем в республике не было, считает главный редактор юго-осетинской газеты "XXI век" Тимур Цхурбати.
"Смена кабинета министров – это печальная традиция, которую, к сожалению, продолжил президент Тибилов. Каждые полтора года в Южной Осетии менялся премьер-министр. Премьер, предшествовавший Кулумбегову, был креатурой президента Тибилова (должность премьер-министра Южной Осетии до назначения Кулумбегова занимал российский бизнесмен Ростислав Хугаев, - прим. "Кавказского узла"). Отставка кабмина не более чем имитация деятельности, а назначение Кулумбегова ошибочно. Учитывая, что он не приветствовал в свое время Республику Южная Осетия, и в трудные минуты для народа он не был с ним вместе", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Тимур Цхурбати.
Журналист не считает, что нынешний состав кабинета министров решит стоящие перед регионом проблемы.
"Локомотивом он [Кулумбегов] точно не станет, при этом будет удобен всем. И, думаю, через полтора-два года пойдет по следам предшественников. До тех пор пока в Южной Осетии не придет к власти человек, имеющий смелость принимать креативные решения, Южная Осетия так и будет плестись в фарватере российской политики, хотя имеет потенциал с легкостью стать витриной России перед Западом. Однако России самой предстоит еще преодолеть путь от старых стереотипов и прийти к пониманию, что в Южной Осетии все политические силы являются пророссийскими, даже более чем в самой России", - уверен Цхурбати.
По мнению Леонида Тибилова, Южная Осетия считает приоритетным вопрос возможности вступления в Таможенный союз и вхождения в единое с Россией экономическое пространство.
Эксперт связывает общую стагнацию в регионе, в том числе со "свободно циркулирующим, конкурентным политическим процессом".
"Россия держится за посаженных ею в кресла, пристроившихся комсомольцев. Кремлю просто нужно отпустить вожжи в РЮО, и в свободной конкурентной борьбе к власти придут самые пророссийские силы. Держа у власти непопулярных людей, ничего не умеющих кроме "распила", Россия способствует стагнации политических и вследствие, и экономических инициатив", - отметил эксперт.
Цхурбати полагает, что в Южной Осетии имеется потенциал "к развитию и самодостаточности".
"Перспективнейшее направление - развитие гидроэнергетики. РЮО в течение короткого периода от двух до пяти лет могла бы заиметь свою дешевую энергетику, что явилось бы настоящим локомотивом развития экономики региона, но, к сожалению, развитие региона не является приоритетным направлением политики власти молодого государства", - заключил Тимур Цхурбати.