В Азербайджане журналист Парвиз Гашимли прекратил голодовку в СИЗО

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Азербайджане содержащийся в следственном изоляторе министерства национальной безопасности (МНБ) страны журналист Парвиз Гашимли сегодня прекратил начатую три дня назад в знак протеста против нарушения его прав голодовку. Об этом заявил сам журналист на судебном процессе, где он проходит одним из фигурантов дела. При этом Гашимли заявляет о продолжающемся в СИЗО давлении на него.

"Кавказский узел" сообщал, что, по версии следствия, сотрудник газеты "Бизим йол", глава сайта Moderator.az и общественного объединения "Центр защиты политических и гражданских прав граждан" Гашимли вступил в сговор с гражданином Таваккюлем Гурбановым, чтобы продавать оружие из Ирана. Гашимли отвергает эти обвинения, в то время как Гурбанов признал вину. 11 марта в Бакинском суде по тяжким преступлениям начались слушания дела по существу. Как заявил ранее адвокат Гашимли Эльчин Садыгов, его подзащитный 15 апреля начал голодовку в том числе из-за того, что ему не дают встреч с родителями и лишают права дважды в неделю говорить с родными по телефону.

На сегодняшнем заседании суда Гашимли заявил о прекращении голодовки после того, как руководство СИЗО заверило его, что в ближайшие дни к нему допустят членов семьи, передает корреспондент "Кавказского узла".

"Но давление на меня в МНБ продолжается. После того, как на предыдущем заседании суда 15 апреля я пожаловался на условия содержания, давление еще более усилилось. Мне не дают прогулок. Под любым предлогом на меня оказывают давление. Так, придираются к тому, как "плохо" лежат книги на столе, и это актируют как нарушение мной порядка, неповиновение и угрожают заключением в карцер", - рассказал Гашимли.

Судья Новруз Керимов удивился, откуда в СИЗО знают о речах журналиста в суде, если они не присутствуют на заседаниях. "Они и газет не читают?" - отреагировал на слова судьи журналист.

Свидетель Асланова уже в третий раз не явилась в суд

Затем на процессе повторно допросили свидетеля Заура Абдуллаева, который был понятым при обыске автомобиля подсудимого Гурбанова. В предыдущий раз, 13 марта, свидетель был нетрезв, когда давал суду показания, и это стало причиной для повторного допроса, передает корреспондент "Кавказского узла". 

Абдуллаев снова повторил показания, которые он давал на предварительном следствии, что видел, как из автомобиля Гурбанова изъяли 2800 долларов и ксерокопии фотоизображений антикварных изделий. При этом при первом допросе в суде свидетель говорил, что не разобрал, что "было изображено на отксерокопированных черно-белых бумагах"

Адвокат Бахруз Байрамов напомнил, что 13 марта Абдуллаев сообщал о присутствии на месте еще одного понятого по имени Орхан, а сегодня его не упомянул. Свидетель в ответ заявил, что прошло много времени, и он уже не помнит деталей.

Далее на заседании предполагалось допросить свидетеля Севду Асланову, которая была понятой при обыске в квартире Гурбанова, однако она третий раз подряд не приходит на процесс, мотивируя тем, что болеет. Однако адвокат Байрамов обратил внимание на то, что никаких официальных справок о болезни Асланова в суд не присылает, передает корреспондент "Кавказского узла".

Суд вновь не удовлетворил ходатайства защиты

Адвокат Байрамов сообщил суду, что при обыске в доме Гашимли сотрудники МНБ изъяли камеру видеонаблюдения, которую, как утверждает защитник, позже вернули, но без карты памяти. В связи с этим адвокат ходатайствовал о запросе карты памяти у МНБ и приобщении ее к делу. Однако судья оставил ходатайство без рассмотрения.

Защита также вновь ходатайствовала о запросе у Санкт-Петербургского оружейного завода информации о времени производства, стране-заказчике и отправке в место назначения пистолетов, фигурирующих в деле в качестве вещественных доказательств. Но судья вновь отклонил ходатайство, заявив, что подобная информация является гостайной и российская сторона не предоставит этих сведений.

Защитник в ответ уточнил, что согласно межгосударственными соглашениям о расследовании уголовных дел, государства делятся подобными сведениями. "В деле в связи с убийством покойного Эльмара Гусейнова (главный редактор журнала "Монитор", убит 2 марта 2005 года. - Прим. "Кавказского узла") такой запрос был направлен. Было установлено, что оружие, использованное в убийстве, было произведено в Болгарии, и азербайджанской стороне была предоставления вся информация о дальнейшей судьбе этого оружия. Защита убеждена, что представляемые следствием пистолеты вообще не перевозились из Ирана в Азербайджан", - сказал адвокат.

Судья предложил адвокату представить доказательства. "Это оружие произведено по заказу Азербайджана. Они были взяты из склада МНБ и переданы агентами этого ведомства другому агенту Таваккюлю Гурбанову. Все очевидно", - заявил в свою очередь Гашимли.

Судья все же заявил о необоснованности ходатайства и отклонил его. Тем временем Гурбанов ответно обвинил Гашимли в работе на МНБ. "Агент ты сам. Ты дружил с Али Нагиевым (бывший замглавы МНБ, ныне замначальника управления по борьбе с коррупцией при генпрокуроре. - Прим. "Кавказского узла") и его братом Вели Нагиевым (бывший офицер МНБ, бизнесмен. - Прим. "Кавказского узла")", - сказал Гурбанов.

Прервал перепалку судья, который запретил "такие вещи говорить тут о сотрудниках МНБ". "Эти люди готовы отдать свои жизни за родину, за нашу безопасность. Они бывают среди врага. Они безвозмездно подвергают себя рискам. А вы тут говорите о них все, что вам взбредет в голову", - заявил Керимов.

После этого в заседании был объявлен перерыв до 24 апреля.

Комментариями стороны обвинения и МНБ относительно хода судебного процесса "Кавказский узел" пока не располагает. Ранее представители МНБ отвергали заявления Гашимли и его адвокатов о фальсификации уголовного дела в отношении журналиста и нарушении его прав в СИЗО. 

В Бакинском суде по тяжким преступлениям также воздержались от комментариев, ссылаясь на то, что судьи правомочны по своему усмотрению удовлетворять или отклонять ходатайства, а недовольные стороны могут оспаривать эти решения в вышестоящих инстанциях, передает корреспондент "Кавказского узла".

Эксперт из ИСБР: ход процесса дает повод сомневаться в объективности суда

Отклонение "практически всех ходатайств защиты" дает повод усомниться в объективности судебного следствия, заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" наблюдающий за процессом над Гашимли эксперт Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Абульфат Намазов.

"К примеру, ходатайство защиты об установлении страны-заказчика пистолетов могло бы пролить свет на происхождение оружия в этом деле. Пистолеты - это не хозтовар. Производство оружия ведется по четкому учету. По номеру оружия можно установить, когда оно было произведено и по чьему заказу. Надо выйти на официального покупателя оружия. Отклонение ходатайство усиливает аргументацию защиты, что пистолеты  вовсе не ввезены из Ирана и их след надо искать в Азербайджане", - считает эксперт.

"Кавказский узел" информировал, что ранее суд отказался запросить видеоматериалы о предполагаемом переходе через границу иранского гражданина по имени Гусейн, который, как утверждает следствие, передал оружие Гурбанову. Защита Гашимли настаивает, что если иранец передал в Биласуваре оружие Гурбанову, то в погранслужбе должны оставаться данные о переходе им границы.

"То же самое касается запроса в Госпогранслужбу Азербайджана о предоставлении сведений о гражданине Ирана, указываемом следствием как курьер по поставке оружия. Если он действительно пересек границу через погранпункт, а, судя по версии следствия, это было именно так, потому что иранец приехал на встречу с Гурбановым на частном автомобиле с иранскими номерами (а на транспорте можно въехать только через погранпункты), то в погранслужбе должны быть сведения о пересечении этим лицом границы", - отметил Намазов.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"