Российские политологи не видят возможности присоединения Абхазии и Южной Осетии к России по "крымскому сценарию"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Присоединение Абхазии и Южной Осетии к России по "крымскому сценарию" вряд ли возможно, уверены российские политологи. Граждане Южной Осетии были бы рады вступлению в Россию, о котором ведут дискуссии с населением республиканские политики, однако такой шаг не выгоден для РФ в настоящее время, считает Константин Затулин. Николай Петров согласен с ним, отмечая, что нынешний статус-кво по Южной Осетии и Абхазии вполне устраивает Россию.

Напомним, на Украине в феврале после длительных массовых акций протеста, обернувшихся гибелью не менее 138 человек, произошла смена власти. 16 марта в Крыму прошел референдум, в ходе которого, по данным местной ЦИК, за вхождение Крыма в РФ проголосовали 96,77% избирателей. 18 марта Путин подписал договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав России.

Референдум не признали Украина, США, Евросоюз, а также Грузия. Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что Азербайджан выступает за скорейшее восстановление стабильности на Украине и поддерживает ее территориальную целостность. Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян заявил, что его страна выступает за урегулирование украинского кризиса мирными средствами, посредством диалога и переговоров, на основе Устава ООН и международного права. Среди тех, кто поддержал итоги референдума - Казахстан, Киргизия, Аргентина.

Затулин: Абхазия не готова поменять условный суверенитет на вступление в РФ, по Южной Осетии это невыгодно для России

Сегодня полностью исключать интеграцию Южной Осетии в Россию нельзя, и в скором времени этот вопрос вполне может быть поднят местными политиками, убежден президент Института стран СНГ Константин Затулин.

Он отмечает, что основной довод за присоединение к РФ, которым оперируют южноосетинские власти, это – воссоединение с североосетинским народом, их слияние, и если никаким иным способом, кроме как через интеграцию в Россию, данного результата не добиться, то "выбор очевиден".

"В 2008 году Россия не могла решить проблему присоединения Южной Осетии, сегодня же полностью исключать интеграцию нельзя, и в скором времени этот вопрос вполне может быть поднят местными политиками. Но тема в другом – насколько шаг выгоден для РФ, которая идет по пути восстановления отношений с Грузией, где страной руководит не Саакашвили, а его политические противники. После крымского референдума корабль компромиссов уже перегружен, и добавлять сюда потухшее или замершее на время грузинское возбуждение было бы нелогично. Этот жест перегрузил бы ладью компромиссов. Прагматично, ход был бы неверным", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Константин Затулин.

Абхазию и Южную Осетию, независимость которых в августе 2008 года признала Россия, Грузия считает своими оккупированными территориямиПредставители "Грузинской мечты" сразу после прихода к власти выразили намерение начать восстановление отношений с Россией, при этом позицию о том, что РФ нарушает территориальную целостность Грузии признанием независимости Абхазии и Южной Осетии, они не меняют.

Иная ситуация в Абхазии, отметил эксперт. По его словам, местная общественная, политическая и экономическая элита "в своем воображении" видит страну только суверенной, хотя в гражданской среде идеи присоединения к России популярны и распространены. Власти понимают, указывает Затулин, что независимое абхазское государство может существовать только при поддержке России, но на интеграцию не пойдет.

"Абхазия не готова поменять условный суверенитет на вступление в РФ", - считает Константин Затулин.

Россия уже оказывает политическую и финансовую помощь Абхазии и Южной Осетии, и если вхождение последней не кажется эфемерным, то автоматически встает вопрос – "а почему бы и не Абхазия?", говорит Затулин. "Абхазы могут дать своим властям абсолютно неожиданные ответы, столкнувшись, таким образом, с непониманием (власти)", - прокомментировал Затулин.

Петров: нынешний статус-кво по Южной Осетии и Абхазии вполне устраивает Россию

Присоединение Крыма вряд ли повлияет на отношения России с Южной Осетией и Абхазией, считает российский политолог, политгеограф Николай Петров.

"Прямого влияния здесь нет. И непонятно, ради чего нужно присоединение. Никакие экономические и политические соображения в пользу сценария привести невозможно. В отличие от Крыма, Южная Осетия не представляет собой лакомого куска, чтобы различные элитные экономические и политические группы хотели бы присоединения, хотя это могло бы состояться уже давно. Это создаст больше проблем, чем выгод", - прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" ситуацию Николай Петров.

Что касается Абхазии, отмечает он, присоединения к РФ не хочет местная политическая элита.

"К тому же, и самое важное, нынешний статус-кво вполне устраивает Россию. Очень важно его сохранить", - считает Николай Петров.

Скаков: и России, и Абхазии, и Южной Осетии хватает того, что имеется уже сегодня

Потенциальное вливание Абхазии с Южной Осетией в состав России "самым худшим вариантом для РФ" считает координатор рабочей группы центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков.

Он также отмечает нежелание абхазской власти становиться частью России. Что касается Южной Осетии, то в республике, по словам эксперта, отмечается "раскол социума на две части, одна из них также не желает присоединения".

Проводить параллели между Крымом и Кавказом эксперт не решается, отмечая, что на полуострове большинство населения – русскоговорящее.

"Интеграция Крыма сама по себе уже вещь опасная", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Александр Скаков.

По его мнению, и России, и Абхазии, и Южной Осетии хватает того, что имеется уже сегодня. "Ходит рубль, много граждан России, чего еще надо?" - отмечает Скаков.

Еще до проведения референдума в Крыму доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов в интервью "Кавказскому узлу" заявил, что в отличие от спорных территорий на Южном Кавказе, определение статуса Крыма не связано с открытым вооруженным противостоянием и может быть урегулировано путем рациональных компромиссов. По мнению Маркедонова, Крым вряд ли пойдет по пути Южной Осетии или Абхазии.

Отметим, что, в Азербайджане местные эксперты единодушны в негативной оценке присоединения Крыма к России, но, по-разному оценивая влияние этого события на процесс урегулирования карабахского конфликта, они не видят в этом прецедента. Армянские эксперты разошлись во мнениях относительно возможных параллелей между ситуацией в Крыму и Нагорном Карабахе, однако также высказали мнение, что присоединение Крыма к РФ не может прямо сказаться на процессе карабахского урегулирования.

"Кавказский узел" ведет тематическую страницу "Эхо Украины" на Кавказе, в которой представлены материалы о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"