Мэр Хасавюрта заявляет, что ничего не знал о готовящемся на него покушении
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В дагестанском городе Хасавюрт задержаны двое жителей Чечни, которых подозревают в подготовке покушения на мэра города Сайгидпашу Умаханова, сообщили "Известия" со ссылкой на анонимный источник в правоохранительных органах. Между тем сам мэр заявил в интервью "Кавказскому узлу", что ничего не знает ни о покушении, ни о ходе расследования.
Подозреваемые в подготовке покушения на дагестанского политика жители Ножай-Юртовского района Чечни Джабраилов и Качаев были задержаны на улице Грозненская в Хасавюрте. У них обнаружили девятимиллиметровую снайперскую винтовку ВСК-94 со спиленными номерами и 26 патронов к ней, а также 100 тыс. рублей, 12 марта пишут "Известия".
Дату задержания подозреваемых в подготовке покушения издание не сообщает. Комментариев представителей и родственников уроженцев Чечни в связи с сообщением СМИ на данный момент нет.
Официально информацию о задержании двоих уроженцев Чечни, подозреваемых в подготовке покушения на Сайгидпашу Умаханова, ни в МВД, ни в управлении ФСБ, ни в следственном управлении СКР по Дагестану пока не подтверждают.
Из неофициальных источников известно, что задержание произошло около недели назад. По данным источника "Кавказского узла", в разработке у оперативников было четверо жителей Чечни, однако двое успели скрыться.
"О том, что готовилось покушение, я узнал из прессы"
Между тем сам Сайгидпаша Умаханов заявляет, что правоохранительные органы до сих пор ничего ему не сообщили. "О том, что кто-то задержан и что готовилось покушение, я узнал из прессы. Дело в том, что в данный момент я нахожусь в отпуске, хотя иногда и прихожу на работу. Не было ни сообщений, ни встреч, ни очных ставок, я даже не знаю, кто следователь. В Интернете появилась какая-то провокационная статья, будто бы я испугался за свою жизнь, сбежал от киллеров и отсиживался в теплых краях. Это неправда. Я и в первую, и во вторую чеченскую, и в 99-м году был на передовой, и ни от кого не бегаю", - сказал мэр Хасавюрта корреспонденту "Кавказского узла".
Это не первая попытка посягательства на жизнь Сайгидпаши Умаханова. "В 2012 году был взрыв на дороге, когда я возвращался с работы, после этого мне дали госзащиту, но я знаю, что я постоянно под прицелом. Три месяца назад за мной следил снайпер. Он каждое утро выезжал в Хасавюрт. Мы знали, что он выезжает и следит. Этого парня уничтожили при спецоперации, он был одним из "лесных", - сказал Умаханов.
По его мнению, покушения носят характер заказных.
"И в лесу, и не только в лесу есть недовольные, меня давно заказали, потому что у меня работа такая, я глава антитеррористической комиссии, возвращаю молодых людей, которые встали на путь заблуждения", - заявил Сайгидпаша Умаханов.
"Я объясню, кто такие заказы делает. В 98-99 годах Чечня была отдельным государством, были там полевые командиры, генералы какие-то непонятые. Мы с ними воевали. Все те люди, которые возглавляли лесные лагеря в Чечне и Дагестане, они ведь все живые остались, и сейчас они разными путями стали олигархами, руководителями силовых структур, федеральных структур. Потихоньку, изнутри, используя государство, они мстят, заказывают тех, кто воевал, защищая республику, делая все, чтобы сохранить Дагестан в составе России. Таким образом мы потеряли много заслуженных людей и продолжаем терять. Возьмите спецоперацию в Махачкале, связанную с Гаджидадаевым (Ибрагим Гаджидадаев, возглавлял "гимринский джамаат", действовавший в Унцукульском районе Дагестана. - Прим. "Кавказский узел") Посмотрите, какие фигуры там были задействованы и кто им шел на помощь – министры, руководители. Все эти люди продолжают работать", - сказал Сайгидпаша Умаханов.
Мэр Хасавюрта ранее предложил ограничить в правах родственников боевиков
Сайгидпаша Умаханов возглавляет хасавюртовскую антитеррористическую комиссию. В своем выступлении на заседании комиссии 3 февраля он внес ряд предложений по ужесточению законов в отношении террористов, их пособников и членов их семей.
"Следует ограничить родственников членов террористических организаций в реализации некоторых прав, например, при приеме на работу в бюджетные организации и учреждения, на бесконтрольное перемещение внутри страны и за рубежом, на получение государственных пособий и разного рода льгот. Это можно было бы сделать, создав единую информационную базу лиц, при молчаливом согласии или попустительстве которых совершаются террористические акты. Необходимо также в целях возмещения нанесенного ими ущерба конфисковывать дома и прочие материальные ценности бандитов и их близких родственников в пользу потерпевших, пострадавших от их террористической деятельности", - цитирует Сайгидпашу Умаханова официальный сайт Хасавюрта.
"Ни один из прошедших через комиссию по адаптации не вернулся в лес"
Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" секретарь комиссии, заместитель главы администрации Хасавюрта по идеологии и общественной безопасности Хайбула Умаров, за 2012-2013 годы через комиссию прошел 21 человек, в том числе семь человек, сдавшихся с оружием в руках.
"Один из них сейчас отбывает срок 6,5 года. Он, кстати, не стал оформлять явку с повинной, заявление в комиссию написали его родители. Все остальные вернулись к мирной жизни. Один уехал за границу, один работает на приборостроительном заводе, недавно у него родился третий ребенок. Поскольку он круглый сирота, ему выделили квартиру. Остальные тоже живут спокойно. У нас есть договоренность с правоохранительными органами, что, если к ним возникнут какие-то вопросы, они будут решаться при участии комиссии. Ни один из прошедших через комиссию не вернулся в лес, некоторые участвуют в воспитательной работе, рассказывая молодежи о собственном негативном опыте", - рассказал Хайбула Умаров.
В ноябре 2010 года Дагестане была создана комиссия по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни бывших боевиков. Кроме того, были созданы аналогичные комиссии на уровне городов и районов. 22 февраля 2013 года Рамазан Абдулатипов заявил, что комиссия по адаптации боевиков сыграла свою роль, но она была незначительной. Он высказал мнение, что в республике должна быть создана другая комиссия, которая будет заниматься не только адаптацией боевиков, но и профилактикой экстремизма.
По словам Умарова, с приходом нового главы Дагестана, когда республиканская комиссия по адаптации была преобразована в комиссию по примирению, в работе хасавюртовской комиссии ничего не изменилась. "Мы работаем как прежде, название комиссии не изменилось. Правда, сейчас меньше людей обращаются, но это хороший показатель: в последнее время молодежь из Хасавюрта не уходит в подполье, это данные правоохранительных органов. Я считаю, что этим успехом комиссия обязана в первую очередь авторитету Сайгидпаши Умаханова. Его слову верят, под его гарантии сдаются боевики, он организовал работу по предотвращению ухода молодежи в подполье", - заявил секретарь комиссии по адаптации.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Дагестане и ведет хронику происходящих там вооруженных инцидентов.