В Ингушетии блогер Муса Абадиев обвиняется в возбуждении вражды и ненависти

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Ингушетии проходит судебный процесс над блогером Мусой Абадиевым, который обвиняется в возбуждении вражды и ненависти посредством статьи о Султан-Гирее Хашагульгове, опубликованной в интернете после его убийства.

Напомним, 51-летний Султан-Гирей Хашагульгов, бывший замминистра строительства Ингушетии, член общественного движения "Мехк-Кхел", был убит в своем доме в Назрани утром 13 февраля 2013 года. Хашагульгов подозревался в подготовке нападений на судей и следователей – по заявлению следствия, у него в доме при обыске обнаружены списки судей Верховного суда Северной Осетии и сотрудников правоохранительных органов. Родственники Хашагульгова не верят силовикам и говорят, что он сам не исключал того, что будет убит.

"Год назад в интернете была размещена статья о Султан-Гирее Хашагульгове, которая была написана на второй день, после того, как в результате спецоперации он был убит. Ингушский филиал Ростелекома определил оператора, с какого компьютера было отравлено в интернет это сообщение, установили автора и адрес. Провели судебную лингвистическую экспертизу, согласно ей, в данном материале имеются слова, которые могут возбудить ненависть и вражду. На сегодняшний день дело рассматривается в суде. Сейчас как адвокат я должна ознакомиться с делом в полном объеме, потом будем ставить под сомнение результаты проведенной экспертизы, которая, на мой взгляд, не отражает истинного содержания текста, и будем настаивать на проведении независимой лингвистической экспертизы", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" адвокат обвиняемого Неля Хасанова.

Хасанова: заседание по делу Абадиева намечено на 3 марта

Автору статьи Мусе Абадиеву вменяется ч.1 ст.282 УК РФ "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, совершенные публично или с использованием СМИ", отметила адвокат.

Очередное заседание суда было назначено на 19 февраля, однако не состоялось по просьбе адвоката обвиняемого. "Я только вчера заключила соглашение на защиту, не успела ознакомиться с делом моего подзащитного", - пояснила она. Заседание перенесено на 3 марта.

Муса Абадиев рассказал, что в первый раз его вызвали в УФСБ РФ по Ингушетии в октябре прошлого года в связи с его заявлением "по поводу клеветнической  статьи автора, выступающего в "ЖЖ" под ником hardingush". Статья "Оскал ингушских оппозиционеров" появилась в интернете в июне 2013 года.

"Вообще-то изначально я направил заявление в МВД РИ и в прокуратуру по поводу клеветы и оскорблений в мой адрес со стороны блогера hardingush. Но нашим правоохранителям не удалось найти этого человека, чтобы привлечь его к ответственности, и они передали мое заявление в УФСБ РФ по Ингушетии. Об этом мне сказали сотрудники этой силовой структуры во время моего первого визита к ним. Со мной беседовали Андрей Федяев и Сергей Терехов – так они мне представились. Они сказали, что в управлении тоже давно хотят найти этого человека, который, работая в силовых структурах, озвучивает секретную служебную информацию. Они называли его предателем, который затесался в их ряды", - рассказал Муса Абадиев.

По его словам, в подтверждении того, что в управлении, действительно, заинтересованы найти человека под ником hardingush, ему показали письмо-запрос в ЗАО СУП "Медиа" на имя генерального директора Лилии Омашевой. В нем запрашивалась информация "по поводу лица, использующего аккаунт "ЖЖ" под ником hardingush, в действиях которого предусматривается совершение уголовного преступления по ч.2 ст.128-1 УК РФ". 

"Потом меня спросили, есть ли у меня свой блог, кто-то еще имеет к нему доступ, ну и еще были вопросы по поводу моих статей. От авторства я не отказывался, отвечал на вопросы так, как все происходило на самом деле. И тогда я понял, что мое заявление по поводу клеветы и оскорблений в мой адрес со стороны hardingush - лишь повод, а интересуют сотрудников управления моя общественно-политическая деятельность и мои публикации в блоге. Во время третьего визита  мне было сказано, что в отношении меня возбуждено уголовное дело", - рассказал Муса Абадиев.

Абадиев: инкриминируемая статья никак не вяжется с моим жизненным кредо

По его словам, следствие велось два месяца, свидетелями по его делу проходят сотрудники администрации главы Ингушетии. "Сначала в отношении меня фигурировала ст.319 УК РФ (оскорбление представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей). Но потом следствие от этого обвинения отказалось, потому что, по данным следствия, в одном из текстов нашли "некорректные высказывания, направленные на возбуждение ненависти и вражды в отношении определенной социальной группы лиц". А это уже более серьезная статья, в итоге мне инкриминируют возбуждение вражды и ненависти, что никак не вяжется с моим жизненным кредо", - говорит Абадиев.

Мой материал об этих двух взаимосвязанных событиях был написан в порыве душевного надрыва, эмоционального негодования. Отсюда и "некорректные" высказывания

Текст, на который ссылается следствие, был написан на второй день после убийства Хашагульгова, который был старшим другом и соратником Мусы Абадиева. "И тут же на республиканских официальных сайтах появилось сообщение, что ликвидирован террорист. Мой материал об этих двух взаимосвязанных событиях был написан в порыве душевного надрыва, эмоционального негодования. Отсюда и "некорректные" высказывания. Спустя некоторое время я этот текст перечеркнул", - вспоминает Абадиев.

По словам Абадиева, он не скрывался и не отказывался от авторства. "В блоге есть моя фотография и контакты, по которым меня легко найти", - сказал он.

Муса так же, как и Султан-Гирей, открыто говорил о проблемах, которые волнуют жителей республики

Пятимат Хашагульгова, сноха убитого Султан-Гирея, сказала корреспонденту "Кавказского узла", что "в день похорон Муса был не в себе". "Он очень тяжело переживал потерю своего старшего друга. Несмотря на большую разницу в возрасте они были дружны. Их объединяло многое, и главное – это боль за ту общественно-политическую ситуацию, которая сложилась в последние годы в нашей республике. Муса так же, как и Султан-Гирей, открыто говорил о проблемах, которые волнуют жителей республики, о том, что пропадают люди, что молодежь покидает Ингушетию в поисках работы, что нет в республике стабильности. Все это не нравится власть имущим. Отсюда и карательные меры в отношении тех, кто не лоялен к власти", - считает Пятимат. Сама она с детьми из-за угроз в свой адрес вынуждена была покинуть родину и просить политического убежища в одной из европейских стран.

Муцольгов: Абадиев попал в список действующих террористов и экстремистов

"Несмотря на то, что суд еще не вынес решения по делу Мусы Абадиева, на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу 12 февраля в перечне действующих террористов и экстремистов под номером один стоит фамилия Мусы. Не понимаю, какими критериями пользуются чиновники этой службы, составляя эти списки?", - возмущается Магомед Муцольгов, руководитель ингушской правозащитной организации "Машр".

По его мнению, власть проводит карательную политику в отношении только  простых смертных, таких, как Муса Абадиев. "Каждое высказывание, каждый материал рассматривается с пристрастием, проводятся лингвистические экспертизы, в результате которых тому же Мусе приписывают теперь возрождение вражды и ненависти", - отмечает Муцольгов.

В то же время, по мнению правозащитника, высказывания известных политиков не попадают под пристальное внимание ведомств. "А на мой взгляд, не требуют экспертизы высказывания Владимира Жириновского, который предлагает контролировать рождаемость в республиках Северного Кавказа – не больше двух-трех детей в семье, – а за неповиновение окружить строптивые народы железной проволокой, и так все ясно, - считает он. - Или же губернатора Александра Ткачева, который считает, что с Кубани нужно всех "выдавливать", имея в виду приезжих с Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии (следователи не нашли экстремизма в высказывании Александра Ткачева. - Прим. "Кавказского узла"). Им все сходит с рук. Хотя в их высказываниях, которые тиражируются федеральными СМИ, - открытое разжигание межнациональной розни", - уверен правозащитник.

Муцольгов считает, что Мусу Абадиева преследуют как человека, который имеет свое мнение и не боится его высказывать. "Именно за эти качества он стал победителем конкурса "Герои гражданского общества", учрежденного правозащитной организацией "Машр", и лауреатом в номинации "За мужество и проявление гражданской позиции", - говорит Магомед Муцольгов.

По его мнению, Муса Абадиев – человек, оппозиционно настроенный против  существующей власти. "Он критикует действующую власть не огульно, а по существу, находится на противоположной стороне от тех, кто не имеет смелости сказать что-то против действия руководства республики и силовых структур. Вот именно поэтому идет политическое преследование. Власть нашла повод для того, чтобы начать этот процесс, который к праву никакого отношения не имеет", - уверен Магомед Муцольгов.

Тимошенко: любая критика власти считается экстремизмом

По мнению руководителя службы мониторинга Фонда защиты гласности Бориса Тимошенко, любая критика власти, особенно в таких субъектах федерации, как Ингушетия – уже экстремизм.

"К сожалению, сегодня это реалии, и нужно иметь в виду, что любая статья, где критикуется деятельность руководителя региона, не остается без внимания высокопоставленных чиновников. И обвинение в разжигании ненависти, вражды не преминут назвать экстремизмом. Такое обвинение может выглядеть как приговор. Это стало общепринятой практикой, и не только на Северном Кавказе", - считает Борис Тимошенко.

По мнению политолога Руслана Мартагова, "в последнее время в Ингушетии власть делает все, чтобы закрутить гайки, потому что высокопоставленным чиновникам абсолютно не нужны инакомыслящие". Он уверен, что настоящие экстремисты, которые обитают не только в лесу, но и в комфортных кабинетах, остаются безнаказанны.

Такого рода репрессии проходят там, где власть боится своих действий и боится реакции на свои действия

"Те же, кто критикует власть жестко, но, особо подчеркну, оправданно жестко, те всегда попадают под раздачу, для них находится в УК РФ нужная статья, возбуждаются уголовные дела. Эти люди находятся в оппозиции к действующей власти, а значит, они власти неугодны. Такого рода репрессии проходят там, где власть боится своих действий и боится реакции на свои действия со стороны своего народа", - говорит политолог.

Мартагов считает, что "Муса Абадиев является ярким выразителем настроений пока еще молчащего ингушского народа, и поэтому, пока таких как он мало, его стараются задавить, в страхе за дальнейшее развитие событий".

"Критика в СМИ в отношении должностных лиц, профессиональных политиков не должна рассматриваться как действия, направленные на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики гораздо шире, нежели в отношении частных лиц. И если исходить из этого, то не должно быть никакого судебного процесса в отношении оппозиционера Мусы Абадиева", - считает Руслан Мартагов.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"