Атанесян: Армения и Азербайджан в карабахском вопросе договорились о перемирии на время Олимпиады в Сочи

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Возможность войны в зоне карабахского конфликта на фоне Олимпиады в Сочи маловероятна, это подтверждают и мировые СМИ, распространившие сообщение американского сопредседателя МГ ОБСЕ Джемса Уорлика в "Твитере" о том, что президенты Армении и Азербайджана договорились соблюдать режим перемирия во время Игр-2014, сообщил председатель комиссии НС Нагорного Карабаха по внешним отношениям Ваграм Атанесян.

"В Карабахе идет завуалированная война"

Однако, по словам Ваграма Атанесяна, необходимо быть реалистами и помнить о том, что Олимпиада закончится.

"Олимпийские игры начинаются, завершаются, а жизнь идет своим чередом – войны были всегда и будут, а что касается нашего региона - сейчас у нас идет завуалированная война. Но в обозримом будущем я не вижу широкомасштабных военных действий между войсками Нагорного Карабаха и Азербайджана. Хотя, что будет в реальности, никто не может предугадать", - сказал Атанесян корреспонденту "Кавказского узла".

Напомним, вечером 7 февраля состоялась церемония открытия XXII зимних Олимпийских игр.

"Приезд в Сочи представительной делегации политических деятелей (около 60 глав государств) и спортсменов, напротив, требует усиления мер безопасности, как в самой России, так и в зоне влияния в целом. Думаю не стоит рассматривать ситуацию с Южной Осетией на фоне Олимпийских игр в Пекине в сравнении с Нагорным Карабахом на фоне сочинской Олимпиады", - считает преподаватель Арцахского госуниверситета, политолог и социолог Давид Карабекян.

Карабекян назвал абсурдными слухи, прошедшие в ряде СМИ о том, что "инициатором дестабилизации в регионе может выступить Россия, дабы тем самым воспрепятствовать сближению отношений Запада и Ирана".

2013 год стал годом триумфа российской дипломатии, а потому она может использовать свой международный престиж и доверие более эффективно

"Во-первых, взрывать ситуацию у своих границ, чтобы отпугнуть от сближения со страной, находящейся за тысячу километров от нее, глупо. Во-вторых, Россия сама способствовала налаживанию диалога Ирана с Западом, в том числе и по ядерной программе Тегерана. В-третьих, 2013 год стал годом триумфа российской дипломатии, а потому она может использовать свой международный престиж и доверие более эффективно, без нелепых планов и шагов, которые ей пытаются предписать", - заметил Карабекян.

По мнению политолога, "взгляд на ситуацию не должен быть односторонним". "Вполне возможно, что мировые игроки устали от игр малых государств и постоянных изменений ситуации на Южном Кавказе и, следуя канонам старой, доброй и не вполне забытой реальной политики, пытаются защитить свои интересы в регионе более действенными методами - более масштабным и активным присутствием", - считает Карабекян.

Председатель молодежной партии Нагорного Карабаха "Национальное возрождение", политолог Айк Ханумян на вопрос, можно ли ожидать возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта в период Олимпийских игр в Сочи, с учетом, что Азербайджан подгоняет военную технику к линии соприкосновения, заявил, что "ничего нельзя исключать, однако, я считаю, что больше всего войны боится сам президент Азербайджана".

"Во время активных военных действии, в Баку, как правило, происходит смена власти. А новая война – это хороший повод для тех, кто стремится к власти, свергнув Алиева. Но в то же время нельзя исключить фактор глупости, что хорошо понимают в Арцахе (Нагорный Карабах), где народ и армия готовы к новой войне", - заявил Айк Ханумян.

"Алиев не пойдет на компромисс в решении карабахского вопроса"

По мнению Ваграма Атанесяна, "то, что сегодня творится на линии соприкосновения ВС Нагорного Карабаха и Азербайджана – это зеркальное отражение позиции сторон за столом переговоров".

"За столом переговоров жесткое противостояние сторон по кардинально важному вопросу – статусу Нагорного Карабаха. И очень жаль, что некоторые аналитики, обозреватели и журналисты пытаются представить все так, будто за столом переговоров одна ситуация, а на линии соприкосновения – другая, - отметил депутат. - О том, что 2014 год для переговорного процесса будет нелегким, я неоднократно высказывался".

По словам Атанесяна, предпосылки к возможному обострению ситуации на линии соприкосновения были еще в декабре прошлого года, когда президент Азербайджана начал политический год с посещения штаб-квартиры НАТО, после он посетил международный экономический форум в Давосе. "Эти внешнеполитические сигналы дали основания предполагать, что Алиев не пойдет на компромисс в решении карабахского вопроса", - высказался Атанесян.

Айк Ханумян считает, что "Азербайджан постоянно прибегает к диверсиям и интенсивному применению снайперов на приграничной зоне, вызывая человеческие жертвы до и после двухсторонних переговоров по урегулированию карабахского вопроса".

"Прибегая к таким агрессивным действиям, Азербайджан рассчитывает добиться больше уступок от армянской стороны, а также убедить азербайджанский народ, что военная риторика властей не только слова, а иногда и некоторые действия", - считает Ханумян.

"Армянской политической власти не хватает решимости"

По мнению политолога, "для того, чтоб прекратились диверсионные вылазки и огонь снайперов с азербайджанской стороны, армянская сторона должна действовать более решительно".

"Я вижу решимость в карабахских военных и знаю, что они смогут заставить противника соблюдать мир в регионе, но, к сожалению, такой решимости нет у армянской политической власти", - заявил Ханумян.

Давид Карабекян уверен, что "однозначно связывать изменение ситуации в зоне конфликта со стагнацией в переговорном процессе не следует".

Он заметил, что ситуация "ни войны, ни мира", увы, предполагает наличие постоянной напряженности, постоянную угрозу, как усиления конфронтации, так и большей стабилизации.

"В этом виновны страны-сопредседатели, которые не предприняли никаких серьезных шагов для перевода переговорного процесса в более конструктивное русло, для усиления контроля над ситуацией в зоне соприкосновения сил сторон конфликта и пресечения агрессивной риторики, периодически раздающейся из различных слоев общества конфликтующих сторон. Во-вторых, определенный отпечаток накладывает слабость гражданского сектора, зависимость НПО от общественных настроений, боязнь получить ярлык пораженца или предателя и как следствие возникновение обстановки, при которой переговоры НПО становятся неформальным форумом переговоров официальных властей, а зачастую элитарной тусовкой", - говорит Карабекян.

Также социолог считает, что "стороны слишком часто спекулировали ситуацией, чтобы вместо ставших привычными обвинений в неуступчивости и агрессивности, искать пути диалога".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"