В Грузии беженцы из Абхазии покидают поселок для переселенцев Поцхо-Эцери

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Из 200 семей беженцев, направленных в 2011 году для проживания в грузинский поселок Поцхо-Эцери, только пять семей продолжают жить в предложенном им властями населенном пункте. Остальные семьи переехали в другие районы Грузии или возвратились в Абхазию, утверждают оставшиеся в поселке беженцы.

В поселке Поцхо-Эцери беженцы из Абхазии стали проживать по решению грузинских властей, а не по собственному желанию, условия для проживания в данном населенном пункте категорически не отвечают их требованиям, заявляют беженцы.

Корреспондент "Кавказского узла" побывал в поселке Поцхо-Эцери и пообщался с беженцами. По их словам, переселенцы делают все, чтобы покинуть поселок, и переезжают в Зугдиди, Тбилиси, в Гальский район Абхазии. "Кавказский узел" представляет видеосюжет на эту тему:

Бокучава: о переселении нас предупредили менее чем за сутки

Беженец из Абхазии Сергей Бокучава уже более года ждет переселения из поселка Поцхо-Эцери в Тбилиси для того, чтобы получать адекватное психотерапевтическое лечение.

Сергей Бокучава оказался одним из тех беженцев, которые были выселены из здания бывшего штаба Закавказского военного округа (Тбилисский район Сабуртало) в село Поцхо-Эцери Цаленджихского района в регионе Самегрело-Верхняя Сванетия.

"Я никогда не давал согласие на переселение в Поцхо-Эцери. О переселении нас предупредили менее чем за сутки. Вечером пришли и сказали, что в 06.00 утра начнется переселение, и мы должны собрать все свои вещи", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Бокучава.

Министерство по делам беженцев отремонтировало в поселке Поцхо-Эцери 10 корпусов, в которых раньше жили строители Ингурской электростанции. В этих 10 корпусах были обустроены помещения, способные принять 400 семей.

Пока шел процесс заселения беженцев в поселок, перед зданием министерства по делам беженцев регулярно проходили митинги беженцев с требованием предоставить им жилье в тех районах, где они смогут найти работу и обеспечить свое существование. Всего в 2011 году, по словам переселенных в Поцхо-Эцери беженцев, в данный населенный пункт были направлены 200 семей.

Однако сейчас в Поцхо-Эцери проживают лишь только пять семей беженцев, остальные покинули поселок для переселенцев.

Как рассказали оставшиеся в поселке беженцы, все остальные семьи уехали, так как не смогли найти работу в Поцхо-Эцери.

"В общей сложности сюда были заселены не больше 200 семей. Но никакой работы здесь нет, беженские пособия составляют не больше 25 лари (15 долларов) на человека в месяц. Так что люди уезжают. Кто-то вернулся на территорию Абхазии, в Гальский район, а кто-то обосновался в Зугдиди", - отметил Сергей Бокучава.

В 2011 году министерство по делам беженцев пообещало выделить земельные участки для беженцев в Поцхо Эцери. Однако до сих пор ни одного земельного участка беженцам для обработки так и не было предоставлено, утверждают беженцы.

"Сначала показали эти участки, которые находятся в трех километрах от поселка. Транспорт никакой в ту сторону не ходит, так что еще вопрос, как туда люди добирались бы. Но за эти три года больше этот вопрос не поднимался, и никому никакой земли не предоставили", - сказал Сергей Бокучава.

Чантурия: местные жители также переселяются в Зугдили или в Тбилиси

Представители власти также обещали трудоустроить беженцев в Тбилиси, но свое обещание не выполнили, отметил беженец из Абхазии Давид (Дато) Чантурия.

"Они нам говорили, что трудоустроят нас на строительство Худонской  ГЭС. Однако строительство до сих пор не начато. Да и вообще, насколько нам известно, туда уже набирают сотрудников не из числа беженцев, а из жителей Зугдидского района. Так что нам ничего не светит", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Давид Чантурия.

Помимо беженцев, в поселке Поцхо-Эцери проживают около 50 семей местного населения. Однако постепенно местные жители также выезжают из села и переселяются или в Зугдиди, или в Тбилиси.

По словам Давида Чантурия, он выживает за счет материнской пенсии и подработок.

"Мама получает 150 лари (1 доллар равняется 1,7 лари) в качестве пенсии, и плюс к этому я иногда работаю. Я сам плотник, и когда есть работа, мне звонят мои знакомые из Тбилиси и говорят, мол, приезжай, поработай. Вот так иногда по 50-100 лари домой привожу", - отметил Давид Чантурия.

Поселок Поцхо-Эцери расположен в 400 км от Тбилиси, так что ездить в столицу на работу Давид каждый день не может. Даже в Зугдиди, расположенный в 11 км от поселка, Давид Чантурия не может ездить регулярно.

"Маршрутка отсюда в Зугдиди едет раз в двое суток. И это стоит 10 лари. Но не факт, что я в Зугдиди в день приезда смогу найти работу. И я не смогу в тот же день вернуться домой. Да и заработки невелики, дорога от Поцхо-Эцери до Зугдиди съест весь заработок", - сказал Давид Чантурия.

15 января 2011 года перед зданием парламента в Тбилиси беженцы требовали приостановить процесс их выселения из столицы Грузии. В июле 2011 года беженцы заявили, что они категорически отказываются уезжать в населенные пункты, которые им предложили грузинские власти – в селения Бакурцихе, Поцхо-Эцери и Лесичине. Свою позицию граждане мотивировали тем, что данные населенные пункты, по их мнению, не приспособлены для жилья: там нет мест для трудоустройства, земли для обработки, электричества и воды. 27 октября 2011 года одна из участниц акции, Нана Пипия, в знак протеста против пересления облила себя керосином и подожгла. После этого министерство прекратило переселять людей в это село.

Мухашаврия: беженцы не пытаются через суд оспорить свое переселение

Несмотря на то, что в Поцхо-Эцери нет никакой возможности заработать, и отсутствие в поселке медицинских учреждений, правительство Грузии отказалось переселять беженцев в другие населенные пункты.

Как утверждают грузинские правозащитники, мало кто из беженцев решился оспорить решение о своем переселении в неприспособленные для проживания населенные пункты.

"К сожалению, никто из них не избрал легальный путь и не попытался через суд оспорить свое переселение. По крайней мере, в нашу организацию никто по поводу своего переселения не обращался", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" руководительница НПО "Приоритет прав человека" Лия Мухашаврия.

Дела беженцев являются бесперспективными, считают в Ассоциации молодых юристов Грузии.

Дело в том, что в грузинском законе о беженцах не оговорены условия, которые необходимо соблюсти при переселении. Национальное законодательство не дает возможности беженцам выиграть дела в суде, сказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель Ассоциации молодых юристов Грузии.

Однако юристы Ассоциации молодых юристов Грузии решились взяться за дело Сергея Бокучава.

Сергей получил инвалидность после драки в Москве в 2007 году. До выселения в Поцхо-Эцери, с 2008 года, он жил в Тбилиси, где проходил неврологическое лечение.

"Дело в том, что в законе, который приняло правительство, особо оговорено, что в таких случаях, как у Сергея, человека следует поселить поблизости от соответствующего медицинского учреждения. Однако даже эта единственная льгота, предусмотренная для беженцев, не обеспечивается", - отметила член Ассоциации молодых юристов Нона Курдованидзе.

После безуспешных попыток отстоять права беженца в местных судах, дело было выиграно в Европейском суде по правам человека. Сергей Бокучава получил право на получение жилья в Тбилиси, однако до сих пор остается в Поцхо-Эцери.

 "Летом 2013 года мне сказали, что в Тбилиси заканчивается строительство корпуса, предназначенного специально для беженцев. Говорили, что строительство закончится до конца декабря 2013 года. Но никаких новостей до сих пор нет", - сказал Сергей Бокучава.

Сотрудники министерства по делам беженцев утверждают, что Сергей Бокучава будет переселен в Тбилиси в ближайшее время, отметила член Ассоциации молодых юристов Нона Курдованидзе.

Лили Чантурия: я не могу воспользоваться страховым полисом

Сам Сергей Бокучава считает, что переселить из Поцхо-Эцери нужно не только его, но и других людей.

"Фактически те, кто здесь остался — это инвалиды, многим из которых необходима медицинская помощь. Они не могут найти работу, они не могут получить медицинское обслуживание", - сказал Сергей Бокучава.

В частности, медицинскую помощь в полном объеме в поселке Поцхо-Эцери не может получить мать Давида Чантурия Лили Чантурия.

"Мне 82 года, у меня остеохондроз и соли в ногах. Мне необходимо медицинское обслуживание. Казалось бы, у меня есть страховой полис — его предоставило государство. Но воспользоваться этим полисом я не могу, потому что поблизости нет медицинского учреждения. А ехать в Зугдиди или Тбилиси у меня денег нет", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Лили Чантурия.

По словам ее сына, женщине регулярно требуются ампулы с кетанолом и баралгином.

"Эти обезболивающие необходимы ей каждый день. Здесь у нас осталось лекарства на неделю. Но как быть дальше — я не знаю", - отметил Давид Чантурия.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от властей Грузии, профильных министерств относительно последних заявлений беженцев из Абхазии, представителей НПО "Приоритет прав человека" и Ассоциации молодых юристов Грузии. Сотрудники пресс-службы министерства по делам беженцев и руководитель департамента по делам беженцев Мурат Аблотия оказались недоступными для комментариев.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"