Эксперты союза свиноводов подозревают в распространении вируса АЧС волгоградских фермеров
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Представители Национального союза свиноводов и крупных свиноводческих предприятий Волгоградской области обвиняют частных фермеров в неумышленном распространении африканской чумы свиней, из-за которого в регионе произошел массовый падеж скота. Крупные сельхозпроизводители пытаются выдавить с рынка частный сектор, считают фермеры.
В Волгоградской области африканская чума свиней в 2013 году была зарегистрирована в девяти районах. От вируса пострадал 181 населенный пункт, убито 13,5 тысячи домашнего поголовья. Компенсации из областного бюджета составили более 62 миллионов рублей.
"Основными переносчиками вируса являются дикие кабаны"
В 2013 году сельскохозяйственные предприятия России произвели в промышленном секторе 2,5 миллиона тонн свиного мяса в живом весе, из которых на Волгоградскую область приходится 24 тысячи тонн, привел статистические данные главный эксперт по развитию отрасли Национального союза свиноводов (НСС) Григорий Аксаньян.
В Волгоградской области расположено свиноводческое предприятие ЗАО "Казачья холдинговая компания "Краснодонское", производящее 15 тысяч тонн мяса в год в живом весе или 140 тысяч голов в год, указал эксперт.
Также в области расположены свинокомплексы "Топ-агро" (4,9 тысячи тонн мяса в год в живом в весе) и ЗАО "8 марта" (1,7 тысячи).
По словам Григория Аксаньяна, в масштабах страны данные цифры являются небольшими, так как в России есть свинофермы, которые "производят до 150 тысяч тонн мяса в год".
Ситуация осложняется поведением частных фермеров, нарушающих правила содержания и перевозки свиней, в связи с чем в области отмечаются вспышки африканской чумы свиней, утверждает эксперт.
"За последние пять лет в связи с распространением АЧС Россия потеряла 30 млрд рублей. Это немаленькие деньги. Основными переносчиками чумы являются дикие кабаны, а очаги происходят там, где имеется контакт кабанов с частным сектором", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Аксаньян.
"Частные фермеры нарушают правила содержания и перевозки свиней"
Крупные промышленные свинокомплексы устроены так, чтобы избежать малейшего контакта между природными кабанами и скотом, отметил главный эксперт по развитию отрасли Национального союза свиноводов.
"На предприятиях работает закрытая система, так называемая "компартментализация" - это получение статуса "закрытости", читай – защиты предприятия. Возводятся заборы, ограждения, получаются документы о передвижении животных, соблюдаются все ветеринарные, технологические регламенты выращивания свиней. Корма проходят термообработку", - прокомментировал Аксаньян.
В частном секторе подобные меры не предпринимаются, утверждает эксперт, а при выращивании свиней не соблюдаются никакие санитарные, технологические и ветеринарные регламенты и нормативы.
"Кроме того, транспортировка производится по маршрутам, проходящим по территории АЧС, а убой производится непонятно, как и где. Продукты убоя не утилизируются или утилизируются неправильно, и если свинина заражена, то вирус АЧС распространяется по окрестным предприятиям и фермам. В промышленном свиноводстве концентрация поголовья велика, и занос вируса крайне опасен", - рассказал Аксаньян.
Опасность состоит в падеже скота, указал Григорий Аксаньян.
"Заразившихся свиней необходимо ликвидировать путем сжигания, причем утилизируется все поголовье. Как следствие – ликвидация рабочих мест и закрытие предприятия на период санации (не менее одного года)", - сообщил эксперт.
Количество голов, находящихся в руках частников, неизвестно и "не контролируется", сообщил Аксаньян. "Контролем должны заниматься местные органы власти совместно с ветеринарными службами, но на деле никто этим не занимается", - сказал эксперт.
"В области устанавливаются мобильные убойные пункты"
АЧС не представляет опасности для человека, поскольку вирус погибает при термической обработке в 70 градусов, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель Россельхознадзора.
"Вакцина и эффективные средства профилактики пока не разработаны", - отметил представитель Россельхознадзора.
Санитарный врач ЗАО "Краснодонское", расположенного в Иловлинском районе Волгоградской области, также винит в распространении АЧС частный сектор.
"Если бы частники выполняли необходимые для предприятия закрытого типа санитарные правила, распространение инфекции было бы менее вероятно. Как и у всех предприятий, у свиноводческих комплексов есть свой регламент по содержанию животных, их закрытию – это масса требований! К сожалению, фермеры не соблюдают регламента, и занос, и распространение болезни не контролируются", - сообщила корреспонденту "Кавказского узла" санитарный врач ЗАО "Краснодонское".
В управлении Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия отмечают, что ситуация находится на контроле ведомства.
"Ветеринарная служба на страже. Мы обеспокоены происходящим, причем АЧС фиксируется в Ростовской, Воронежской областях. В данный момент в Волгоградской области устанавливаются специализированные мобильные убойные пункты", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" заместитель руководителя управления Виталий Мартыновченко.
"Власти требуют забить свиней по просьбе мясных концернов"
В свою очередь частные фермеры утверждают, что крупные сельхозпредприятия пытаются задавить их, уничтожить поголовье или заставить переквалифицироваться на другой скот, поскольку частники – основные конкуренты комплексов.
"Имея поголовье в 100 свиней, я лично слежу за каждым животным, кормлю витаминами и четко отслеживаю прививки от госветеринаров, которые бесплатные. Поросят прививаем на 20-й день", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" владелица частного свиноводческого хозяйства Валентина Гончарова.
Женщина утверждает, что информация о вспышках АЧС надумана владельцами предприятий. На самом деле, по ее информации, зараженных свиней гораздо меньше, а требования забить большинство свиней продиктовано властями по просьбе руководства мясных концернов.
По словам Гончаровой, контакт скота с дикими сородичами маловероятен, поскольку "они же не в лесу живут".
Методов борьбы Гончарова не предложила, отметив лишь, что лучший метод – это "своевременный уход".
Однако в Национальном союзе свиноводов считают, что частникам следовало бы заняться разведением какого-то другого скота.
"Во многих субъектах России, например, в Татарстане, Башкирии осуществляются региональные программы с определенным финансированием переориентации мелких частных хозяйств на выращивание других видов животноводческой продукции - мелкий и крупный рогатый скот, птицеводство. То же самое необходимо сделать и в Волгоградской области", - заявил Григорий Аксаньян.
Напомним, ранее не все одобряли проводимые властями меры по противодействию распространению чумы свиней в регионе. Участники митинга в Волгограде в октябре 2012 года называли карантинные мероприятия "издевательством над местным крестьянством и работниками рынков". А летом 2012 года депутат Волжской городской думы, председатель комиссии по экономической политике, промышленности и развитию предпринимательства Юрий Щевелев выразил уверенность в том, что ситуация с АЧС в регионе связана с лоббированием неких коммерческих интересов.