Следствие по делу Мурада Мусаева ведется с нарушениями, заявляют московские адвокаты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Обыск на квартире семьи адвоката Мурада Мусаева был проведен с нарушениями, следствие препятствует работе адвокатов, а уголовное дело, возбужденное в отношении Мусаева, вызвало большой резонанс в адвокатском сообществе, заявили участники прошедшей в Москве пресс-конференции "Угроза адвокатскому сообществу – угроза государству и безопасности". 

Напомним, адвокат Мурад Мусаев, представлявший интересы уроженца Чечни Юсупа Темерханова в процессе по делу об убийстве Юрия Буданова, подозревается следствием в том, что подкупил свидетелей и вмешивался в деятельность присяжных заседателей. 13 января в доме Мурада Мусаева проводился обыск в рамках уголовного дела о подкупе свидетелей и давлении на суд. Обыски прошли также у его коллеги Дарьи Трениной. Мурад Мусаев и Дарья Тренина отвергают все обвинения следствия и заявляют, что следствие пытается нейтрализовать работу в тех процессах, в которых они задействованы.

Пресс-конференция, главной темой которой стало дело адвоката Мурада Мусаева, состоялась 28 января в редакции газеты "Совершенно секретно".

Алаудин Мусаев: обыск проводился даже на квартире, из  которой семья выехала два года назад 

В прошедшем у Мусаевых 13 января обыске, в результате которого, по утверждению сотрудников Следственного комитета, был обнаружен пистолет, приняли участие свыше 20 человек, причем обыск был проведен и в квартире, с которой Мусаевы съехали еще два года назад, рассказал отец Мурада Мусаева адвокат Алаудин Мусаев. 

Следователь через 15 минут после начала обыска сообщил, что найден пистолет, потом еще минут через 20 оперативник ФСБ спросил: "А квартира 271 – не ваша?", рассказал Алаудин Мусаев. По его словам, он объяснил следователю, что с названной им квартиры они уже два года как съехали. В итоге пистолет нашелся в квартире, где в этот момент находился старший сын Алаудина Мусаева Магомед.

По словам Мусаева-старшего, люди, ныне живущие в квартире 271, видели, как обыскивающие вносили некий предмет в черном пакете, а потом такой же пакет фигурировал среди найденных вещей. 

Алаудин Мусаев также заявил, что в ходе обыска был допущен ряд нарушений. В частности, был конфискован его личный адвокатский архив.

По мнению Алаудина Мусаева, необходимо внести поправки в закон об адвокатуре, согласно которым для расследования дел в отношении следователей, прокуроров и адвокатов должно быть создано специальное подразделение, подчиняющееся парламенту. Впрочем, он оценил шансы на принятие подобного законопроекта как невысокие, однако призвал представителей власти задуматься над тем, что подобная неправосудная система может существовать десятилетиями.

Марина Полякова: следователи полагают, что адвокат должен кланяться и что-то выпрашивать 

Принявший участие в пресс-конференции адвокат Евгений Бобков, привлеченный 13 января по просьбе Алаудина Мусаева президентом адвокатской палаты Москвы Генри Резником, рассказал, что не был допущен в квартиру, чтобы наблюдать за правильностью процедуры обыска. Он заметил, что подобное ограничение доступа есть "дерзкое ограничение прав адвоката".

По словам Бобкова, в ответ на его многочисленные требования открыть из-за двери раздавались смешки и ответы.

Привлеченная Мурадом Мусаевым в качестве адвоката Марина Полякова считает, что следствием допущен ряд грубых нарушений процессуального характера. На пресс-конференции она заявила, что протокол обыска датирован 14 января, в то время как все расписавшиеся в протоколе подписывали 13 января, когда, собственно, и происходил обыск.

Изъятие адвокатского архива без решения суда Марина Полякова расценила как грубое вмешательство в личную жизнь подзащитных, а дальнейшее поведение следователя охарактеризовала как возмутительное. 

По ее словам, участвующий в деле следователь вначале пригласил ее на встречу, а затем внезапно изменил решение и отказался встречаться. "Теперь мы с ним общаемся исключительно через почту", - отметила Полякова. "Видимо сотрудники Следственного комитета полагают, что адвокат должен кланяться им и выпрашивать что-то. Это пугает", - заключила она.

Александр Добровинский: свыше ста адвокатов хотят быть защитниками Мусаева

Случай с давлением на Мурада Мусаева не исключение, а часть обширной практики, заявил принявший участие в пресс-конференции адвокат Александр Добровинский.

"Если провести опрос среди российских адвокатов, то рядом с Мусаевым могут сесть еще тысяча человек, просто не столь известных", - сказал он. Уже свыше ста адвокатов сообщили в Следственный комитет о том, что хотят быть защитниками Мусаева в суде, а в дальнейшем их число может достигнуть тысячи, заявил Александр Добровинский.

"То, что мы сейчас делаем - это уже не просто жест... Наступила пора, когда мы должны говорить о проблемах адвокатуры, кричать о них", - заключил Александр Добровинский. 

Выступивший на пресс-конференции адвокат и экс-депутат Госдумы Александр Федулов подверг критике СМИ, создающие негативный образ адвокатов. "Журналист написал об адвокате как о потенциальном преступнике и забыл, что будущие присяжные тоже смотрят телевизор. Как они потом будут воспринимать адвоката?" - заметил он.

Мурад Мусаев: давление связано с адвокатской деятельностью

Сам Мурад Мусаев на пресс-конференции заявил, что давление на него связано с его ролью в ряде резонансных дел. "Мне волею судеб довелось участвовать в громких уголовных делах, которые вели высокопоставленные сотрудники Следственного комитета РФ, а курировали высокопоставленные сотрудники ФСБ и МВД. В целом ряде дел я стал серьезной препоной к необоснованному обвинительному приговору", - сказал адвокат.

"Все, что является препятствием для обвинения, рассматривается этими людьми как абсолютное зло. Поскольку они неспособны к честном состязанию, то прибегли к довольно подлым приемам, в том числе и по злоупотреблению служебным положением. Мы считаем, что случившееся – прямая реакция на наше противодействие преступникам в погонах, а также месть некоторых должностных лиц", - подчеркнул Мурад Мусаев.

Отдельно адвокат остановился на ситуации с делами об убийстве полковника Юрия Буданова и журналистки Анны Политковской. Что касается дела Буданова, то Мурад Мусаев отметил, что оба якобы подкупленных им свидетеля подробно рассказали о том, как их вынуждали оговорить адвоката. Говоря о деле Политковской, адвокат заявил, что представители обвинения явно затягивают процесс.

Действующая коллегия присяжных по делу об убийстве Анны Политковской была сформирована 14 января, так как в ноябре 2013 года предыдущую коллегию пришлось расформировать из-за неявки большинства ее членов. 15 января суд отложил процесс, предоставив новому защитнику одного из подсудимых время для ознакомления с материалами дела. На заседании 27 января в Мосгорсуде по делу об убийстве Анны Политковской пять человек выбыли из состава коллеги присяжных.

"Наши оппоненты намеренно тянут время. Не было такого, чтобы суд давал новому адвокату на ознакомление с делом целую неделю, на отбор коллегии присяжных отводили два месяца вместо стандартных трех недель. Они что-то ждут – возможно, и решения по делу против меня, надеясь, что если приговор будет обвинительным, то у них будут развязаны руки", - подчеркнул Мурад Мусаев.

Впрочем, по мнению адвоката, даже в случае его устранения в деле об убийстве Политковской ничего не изменится. "Мои оппоненты переоценивают меня. Помимо меня в деле участвуют еще 5-6 адвокатов. Участники этого дела, которым вновь грозит оправдательный вердикт, будут прибегать к давлению на присяжных, чтобы получить обвинительный приговор", - заключил он.

Представители следствия по делу Мусаева пока не комментировали заявления адвокатов, прозвучавшие в ходе пресс-конференции. 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"