Дело Насрутдинова – эпизод передела сфер влияния в Дагестане, считают эксперты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Уголовное преследование Магомедгусена Насрутдинова связано с переделом сфер влияния в Дагестане, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. Это эпизод процесса передела собственности в регионе, полагает гендиректор Кавказского центра проектных решений Денис Соколов. Дело Насрутдинова - часть процесса "зачистки верхушки", считает главред газеты "Настоящее время" Милрад Фатуллаев.

Как сообщал "Кавказский узел", сегодня в Москве по решению суда был заключен под стражу вице-премьер Дагестана Магомедгусен Насрутдинов, задержанный по подозрению в мошенничестве, связанном с незаконным оформлением в начале 2000-х годов в собственность местных газовых сетей. Защита Насрутдинова намерена оспорить решение суда.

Дело в отношении Магомедгусена Насрутдинова – один из эпизодов передела собственности и сфер влияния, который наблюдается в Дагестане после назначения главой республики Рамазана Абдулатипова и ареста мэра Махачкалы Саида Амирова, считает генеральный директор Кавказского центра проектных решений, экономист Денис Соколов.

"Причем это смешанный передел – не только внутри Дагестана, между местными элитами. Здесь имеют свою заинтересованность и федеральные группы, которые стремятся установить контроль над газовым сектором в республике. Кроме того, это еще и борьба между окружным "Кавказрегионгазом" (ныне ООО "Газпром трансгаз Пятигорск") и местными газовиками. Первое дело против Насрутдинова было заведено несколько лет назад, когда он отказался отдавать газовые сети "Кавказрегионгазу". То есть идет передел влияния между разными уровнями – региональным, окружным и федеральным", - сказал Денис Соколов корреспонденту "Кавказского узла".

В 2012 году Насрутдинов подозревался в незаконном оформлении в собственность имущества газовых сетей на сумму около 200 миллионов рублей. Сам чиновник связал это со своей борьбой с криминализацией сбыта газа в Дагестане. Суд признал возбуждение в отношении него дела незаконным.

Экономический обозреватель дагестанской газеты "Новое дело" Андрей Меламедов также не исключает связи уголовного преследования Насрутдинова с его конфликтом с "Газпромом".

"В последнее время в республике стал подниматься вопрос о газовых сетях. Дело в том, что в Дагестане есть свой газ, и республика продает его "Газпрому" по два с лишним рубля за кубометр. А затем закупает газ у "Газпрома" уже по пять рублей. И в качестве одного из вариантов выхода местного ЖКХ из тупика, связанного с неплатежами, звучали предложения перевести коммуналку на свой собственный газ. Его бы хватило и, возможно, на несколько промышленных предприятий тоже", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Андрей Меламедов.

Однако, добавил экономический обозреватель, для этого надо было бы решить вопрос с транспортировкой газа - притом, что "Газпром" свои сети не дает.

Рамазан Абдулатипов поставил задачу освободиться от внешнего диктата, "чтобы в энергетической и газовой сфере республика распоряжалась сама", сказал Андрей Меламедов.

"Возможно, именно в связи с этим и вспомнили старое дело против Насрутдинова. Хотя на этом этапе судить о том, кто это инициировал, трудно. Это станет ясно позднее", - резюмировал Меламедов.

Уголовное преследование Насрутдинова проходит в рамках политики Рамазана Абдулатипова, нацеленной на очищение власти, считает главный редактор дагестанской газеты "Настоящее время" Милрад Фатуллаев.

"Верхушка постепенно зачищается. Сразу убрать все крупные фигуры невозможно, это происходит поэтапно. Сначала перемещают, потом понижают, потом закрывают. Насрутдинов тоже укладывается в эту схему", - сказал Милрад Фатуллаев корреспонденту "Кавказского узла".

Должность зампредседателя правительства Магомедгусен Насрутдинов занял в феврале 2013 года. С 1997 по 1999 год был директором дагестанского филиала ООО "Межрегионгаз", с 1999 по 2002 год - гендиректором ООО "Дагестанрегионгаз", а с 2002 по 2008 год - председателем совета директоров ОАО "Даггаз". С 2010 по 2013 год он занимал пост министра промышленности, энергетики и связи республики, сообщается на сайте правительства Дагестана.

То, что Насрутдинова с должности министра перевели на должность вице-премьера, не противоречит общей логике событий, добавил Милрад Фатуллаев. 

"Должность сама по себе мало значит, если человек теряет реальные рычаги. "Зачистить» могут практически всех. Учитывая эту избирательность, я вижу в произошедшем не руку Москвы, а исключительно политику Абдулатипова. Он пытается сменить команду. Этот пласт, наросший в республике за 20 лет, ему мешает. Сразу заменить их своими людьми не получается, поэтому идет такой постепенный слив", - отметил Фатуллаев.

В то же время он не связывает дело Магомедгусена Насрутдинова с преследованием Саида Амирова. "Я не думаю, что есть какая-то связь. Между ними не было деловых или других отношений. Да, они находились в одной команде, но были далеко не единомышленниками. Напротив, мы знаем, что кумыкская проблема при Амирове стояла довольно остро, и это было связано и с землей, и с газом. Но напрямую их интересы не пересекались", - считает эксперт.

По его словам, Насрутдиновы – одна из пяти самых влиятельных кумыкских фамилий. "Магомедгусена Насрутдинова дед был председателем колхоза, Героем Соцтруда. В Махачкале ему установлен памятник напротив Дома журналистов. Отец считается основателем газовой отрасли, и с тех пор она считается "насрутдиновской", - резюмировал главред "Настоящего времени".

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей "Газпрома" и подразделений компании в связи предположением о возможной связи преследования Магомедгусена Насрутдинова с вопросами поставок газа в республику.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"