Гаджилы: отказ активистов Nida и "Свободной молодежи" в Азербайджане давать показания связан с неясностью обвинения
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Активист движения Nida (Возглас) Заур Гурбанлы и член организации "Свободная молодежь" Илькин Рустамзаде, обвиняемые по делу о подготовке массовых беспорядков в Азербайджане, отказались давать показания суду в связи с неясностью обвинения, и в целом действия суда вызывают вопросы с точки зрения презумпции невиновности, заявил адвокат обвиняемых Рашид Гаджилы.
9 января в Бакинском суде на заседании по делу семи активистов Nida и члена организации "Свободная молодежь" Илькина Рустамзаде завершилось оглашение показаний обвиняемых предварительному следствию. Заур Гурбанлы и Илькин Рустамзаде отвергли предъявленные им обвинения и отказались давать показания суду.
Напомним, всего по делу проходят восемь обвиняемых, семь из них являются членами Nida. Все они были задержаны весной 2013 года и с этого времени находятся под стражей. По версии обвинения, молодые люди договорились организовать протестную акцию и использовать на ней "коктейли Молотова" и дымовые шашки, чтобы вызвать массовые беспорядки.
7 марта по подозрению в призывах к насилию перед акцией против небоевых потерь в армии были задержаны активисты Nida Бахтияр Гулиев, Шахин Новрузлу и Мамед Азизов. 14 марта – один из лидеров движения Рашад Гасанов, 30 марта – два члена правления Nida Узеир Мамедли и Рашадат Ахундов, 1 апреля - активист организации Заур Гурбанлы. Илькин Рустамзаде был задержан 17 мая по подозрению в хулиганстве - так следствие расценило организацию танцевального флэш-моба Harlem Shake и размещение видеосюжета в YouTube.
Все обвиняемые не признают своей вины и не собираются давать показания до завершения судом исследования доказательств и допросов свидетелей обвинения.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что изначально активистов Nida обвиняли в хранении наркотических веществ и взрывчатки.
На заседании 9 января председательствующий судья Джавид Гусейнов предложил выступить с показаниями обвиняемому Зауру Гурбанлы. Однако тот отказался давать показания на данном этапе судебного следствия, передает корреспондент "Кавказского узла".
"Суть обвинения нам неясна. Мне не понятно, в совершении какого преступления меня обвиняют. Я не признаю себя виновным и отказываюсь от дачи показаний на этом этапе судебного следствия", - сказал Гурбанлы.
Судья Гусейнов зачитал из материалов уголовного дела части, касающиеся допросов Гурбанлы на предварительном следствии.
По словам судьи, Гурбанлы дважды допрашивался следствием. В обоих случаях он отказался от дачи показаний и ответов на вопросы следователей, потребовав "представления доказательств и проведения соответствующих очных ставок".
Однако на судебном заседании после выступления судьи Гурбанлы согласился ответить на вопросы адвокатов и прокурора Немата Авазова.
Касаясь одного из эпизодов обвинения об организации активистами несогласованной акции протеста 10 марта 2013 года на Площади фонтанов в Баку, Гурбанлы сказал: "Акция 10 марта была законной. Мы собрались на месте, не запрещенном законом. Мы использовали свое право на свободу собраний. Но на площади мы столкнулись с неравными силами преступного режима". При этом он подчеркнул, что никто в ходе акции 10 марта не использовал "коктейли Молотова".
На вопрос прокурора, почему проводилась акция против небоевых потерь в армии, откуда Гурбанлы располагал информацией о солдатских смертях, Гурбанлы ответил, что сам служил в армии. "Я видел там унижающие достоинство человека действия. Солдатам дают некачественную пищу, грязную постель, старую одежду. Азербайджан на 13 месте среди стран, покупающих оружие. Но наше оружие 50-60-х гг. прошлого века. Это откровенная коррупция, присвоение средств, выделяемых на обеспечение вооруженных сил. И этому надо был сказать "стоп"", - заявил он.
Судья предложил выступить с показаниями Илькину Рустамзаде. Но и он отказался от дачи показаний, сославшись на неясность обвинений и непризнание себя виновным.
Судья Гусейнов сообщил, что Рустамзаде в ходе предварительного следствия был однажды допрошен в качестве свидетеля, еще два раза обвиняемого.
По словам судьи, Рустамзаде во всех показаниях заявил, что не считает, что совершил какие-либо противоправные действия.
Рустамзаде ответил на вопросы адвокатов и прокурора. Вопросы гособвинителя были связаны с акциями протеста, к организации которых он был причастен и, в частности, был создателем группы event в Facebook, а также с танцем Harlem Shake, исполненным группой молодых людей на Бакинском бульваре.
Согласно материалам следствия, Илькин Рустамзаде и другой обвиняемый Бахтияр Гулиев, "с группой лиц, грубо нарушив общественный порядок, совершили на бронзовой скульптуре на приморском бульваре безнравственные действия, раздевшись по пояс, размахивая руками и ногами, стали демонстрировать вызывающие движения, не подчинились призывающим их к порядку работникам бульвара, сняли эти хулиганские действия на видео и 1 марта разместили под названием Harlem Shake-ParkBulvar на сервисе Youtube.com".
"Все, что написали следователи – выдумки. Нет никаких доказательств того, что я у кого-то брал или отдавал кому-то бутылки с "коктейлями Молотова". Я не совершал никаких противоправных действий. Каждый гражданин имеет право на свободу собраний, проведение мирных акций не является нарушением закона. Площадь "Азадлыг" в Баку многие годы закрыта для митингов. На Площади фонтанов ранее проводились акции, флешмобы. Почему, когда другие это делают, им ничего не говорят, как мы делаем - то это нарушение закона? А обвинение меня в безнравственности за танец Harlem Shake само по себе нелепо, аморально и невежественно. Во всем мире исполняют этот танец", - сказал Рустамзаде.
Следующее судебное заседание назначено на 10.30 15 января.
Комментируя итоги заседания, адвокат Рашид Гаджилы отметил, что обвиняемые "не понимают, что в чем их обвиняют и поэтому не стали выступать с показаниями".
"Но в то же время, молодые люди ответили на вопросы адвокатов и прокурора. Логичнее было бы сначала расследовать доказательства стороны обвинения, чтобы молодые люди поняли, в чем их обвиняют, а потом заслушать их. Но судья занял сторону прокурора. Более того, судья сам стал зачитывать обвинения молодых людей, и это вызывает большие вопросы с точки зрения соблюдения презумпции невиновности. С другой стороны, судя по зачитанным показаниям, у следствия нет серьезных доказательств, за исключением "признаний" первых трех задержанных по этому делу Бахтияра Гулиева, Шахина Новрузла и Мамеда Азизова. Но они же в следующих допросах отказались от этих признаний и заявили, что дали первичные показания под физическим и психологическим давлением", - сказал Гаджилы корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, на следующем этапе суд начнет заслушивать показания свидетелей обвинения. "Потом, если суд удовлетворит наши ходатайства, будут заслушаны и свидетели защиты. Затем начнется расследования материальных доказательств", - отметил Гаджилы.
В свою очередь, наблюдающая за процессом представитель Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Фарида Алиева выразила мнение, что оглашение показаний обвиняемых предварительному следствию выявило "шаблонность" инкриминируемых молодым людям обвинений.
"Так называемые "показания" Мамеда Азизова, Бахтияра Гулиева и Шахина Новрузлу очень схожи, как будто написаны под копирку. Не могли же обвиняемые слово в слово повторять друг друга. На суде они и сами заявили, что следователи сами написали все, и их под давлением принуждали подписаться. Причем, даже государственных адвокатов им предоставляли, уже когда принимались в суде решения о мерах пресечения. Даже на суде молодых людей содержат в клетке и у них очень ограничены возможности консультироваться со своими адвокатами", - сказала Алиева корреспонденту "Кавказского узла".
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями гособвинителя Авазова относительно заявлений обвиняемых и их защиты.