Эксперты считают понижением перевод Канокова на пост сенатора от Кабардино-Балкарии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Назначение бывших глав республик сенаторами – обычная практика и говорит об урезании полномочий, заявляют политологи, комментируя переход экс-главы Арсена Канокова на работу в Совет Федерации. Григорий Мельконьянц видит в нем компромисс, так как Каноков выведен за рамки политической жизни региона, но все еще остается в системе госвласти. По мнению Дмитрия Орешкина, пост сенатора был дан Канокову в качестве "откупных". Правозащитник из Нальчика Валерий Хатажуков считает, что в Кремле не готовы расстаться с Каноковым.
Как сообщал "Кавказский узел", 24 декабря депутаты парламента Кабардино-Балкарии единогласно проголосовали за наделение ушедшего 6 декабря с поста главы республики Арсена Канокова полномочиями члена Совета Федерации от заксобрания региона. 19 декабря Каноков получил депутатский мандат республиканского парламента взамен досрочно сложившего полномочия представителя "Единой России". А за день до этого, 18 декабря, Совфедом были досрочно прекращены полномочия сенатора Фатимы Ивановой, представлявшей в палате парламент КБР, по ее просьбе.
Хатажуков: Кремль не готов расстаться с Каноковым
Назначение Канокова представителем парламента республики в Совете Федерации является "нормальным явлением", хотя говорить в данном случае о повышении нельзя, считает председатель Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра Валерий Хатажуков.
"Это обычная практика, когда глава республики занимает кресло сенатора. Пример тому – экс-глава Северной Осетии и бывший член Совета Федерации Александр Дзасохов", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Валерий Хатажуков.
Руководитель республики имеет более высокий статус, нежели сенатор, отметил эксперт, но интерпретация увольнения "по собственному желанию", по его мнению, говорит о том, что Кремль не готов расстаться с Каноковым. Кроме того, место сенатора для экс-главы КБР было заготовлено заранее, о чем, "хоть и не напрямую", говорил Александр Хлопонин, подчеркивает Хатажуков.
"Разговоры о том, что Каноков останется в обойме федеральных структур, ходили еще до увольнения. Хлопонин говорил, что Каноков займет определенное место в госструктуре. То есть договоренность была заранее. Есть масса примеров, когда губернаторов увольняли с однозначной формулировкой, тут другой случай", - отметил Хатажуков.
Впрочем, весомой власти у Канокова не будет, считает эксперт. "Особой функции представители парламентов республик в Совете Федерации не имеют. Да, что-то пытаются пролоббировать, но тут (в Кабардино-Балкарии) мы этого не замечаем", - сказал Хатажуков.
Мельконьянц: полезность Канокова в Совфеде зависит от отношений с преемником
Аналогичного мнения придерживается заместитель исполнительного директора ассоциации "Голос", главный редактор газеты "Гражданский голос" Григорий Мельконьянц, который назвал новое назначение Канокова "почетной отставкой".
"Реальных рычагов власти у Совета Федерации нет. Это мало влияющий на внутреннюю и внешнюю политику орган. Сенаторская должность воспринимается как спокойная, куда "пристраивают" людей", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Григорий Мельконьянц.
С одной стороны, отмечает эксперт, Каноков был выведен за рамки политической жизни региона, с другой – он остается в обойме общегосударственной системы власти.
При этом, занимая сенаторское кресло, политик лишается возможности "индивидуально решать вопросы" в регионе, указывает Мельконьянц. "Это компромисс, удобная форма перехода – [политик] не выбрасывается за пределы жизни республики, но и обязательств немного", - отмечает эксперт.
Он сомневается в "полезности" Канокова в Совфеде по той же причине – у сенаторов нет реальных полномочий. Впрочем, это зависит от преемника и их отношений, взаимодействия и авторитета, который "может транслироваться на разные уровни" политической и общественной жизни КБР, добавил Григорий Мельконьянц.
Мухин: Каноков попал в Совет Федерации, так как статусные места в администрации президента уже разобраны
Каноков попал в Совет Федерации лишь потому, что "статусные места в администрации президента уже разобраны", считает генеральный директор "Центра политической информации" Алексей Мухин. Учитывая, что "при всей статусности реальными полномочиями сенаторы не обладают", перевод экс-главы КБР в сенат можно назвать "десантированием", отмечает эксперт.
"Совфед – самый интересный госорган для отставных кавказских политиков. Практической роли нет – они традиционно лоббисты, имеют иммунитет, статус", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Мухин.
Вообще же, по его мнению, "подвешенное состояние" сената как политического госоргана обсуждается в политической элите уже давно. Мухин напомнил, что вопрос о расширении полномочий уже поднимали бывший глава СФ, руководитель фракции партии "Справедливая Россия" в Государственной думе Сергей Миронов и нынешний председатель сената Валентина Матвиенко.
"Речь идет о том, что Совет Федерации не должен быть кадровым отстойником и местом для пережидания невзгод того или иного чиновника. Впрочем, воз и ныне там", - подытожил Мухин.
Орешкин: Каноков, перейдя в Совет Федерации лишился политического влияния
Позиция сенатора – это позиция отставника, сохраняющая возможность лоббирования своих "клановых, коммерческих интересов", считает политолог, член Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Дмитрий Орешкин, комментируя переход бывшего главы Кабардино-Балкарии Арсена Канокова на работу в Совет Федерации.
При этом политолог указывает, что сенатор при действующей власти - позиция "менее статусная и влиятельная", нежели глава республики. "Политического влияния нет", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Дмитрий Орешкин.
Новому главе КБР Юрию Кокову предстоит "зачищать поляну к Олимпиаде", причем времени на это отведено "мало", в связи с чем неизбежны широкомасштабные силовые методы, указывает политолог. "Задача сложная, но ее надо выполнить", - указывает Орешкин.
Говорить о том, что увольнение Канокова – удар по полпреду президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александру Хлопонину, некорректно, считает политолог, подчеркивая, что должность главы региона Каноковым уже потеряна, а пост сенатора – часть "пакетного соглашения" с президентом России Владимиром Путиным.
"Вряд ли бы Каноков ушел сам. Поскольку идеология полпреда СКФО Хлопонина заключалась в том, чтобы сменить власть в КБР, наверное, власть была готова, что в качестве "откупных" будет дан [Канокову] пост сенатора. Не вижу здесь явного ущерба интересам Хлопонина. Отношения были не самые лучшие, он поддерживал появление нового президента [республики]", - отмечает Дмитрий Орешкин.