Выставка "Дагестан глазами Евгения Лансере" в Москве представила этноматериалы из Махачкалинского музея
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
27 ноября в выставочных залах Сытного двора в Коломенском музея-заповедника в Москве зрителям был представлен проект под названием "Дагестан глазами Евгения Лансере". В экспозиции - коллекция рисунков, акварелей, гуашей и живописных работ, созданных Евгением Лансере в разные годы в Дагестане, а также этнографические материалы из Махачкалинского музея – всего более 400 экспонатов.
Выставка "Дагестан глазами Евгения Лансере". Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Карины Гаджиевой
Мероприятие организовано при участии Московского Государственного объединенного музея-заповедника, Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой, музея истории Махачкалы, а также семьи художника, передает корреспондент "Кавказского узла".
В день открытия выставку посетили около 50 человек. Организаторы отметили, что Евгений Лансере (1875-1946) еще в дореволюционные годы стал выдающимся русским графиком. Художник приобрел известность как живописец-монументалист, театральный декоратор; впоследствии работал в области прикладного искусства, выполнив несколько проектов для фарфорового завода.
Евгений Лансере - автор иллюстраций к повести Льва Толстого "Хаджи-Мурат", а его первая поездка на Кавказ состоялась в 1904 году во время свадебного путешествия художника.
На выставке в Коломенском можно увидеть не только пейзажи природы Кавказа и разбросанных между низменностями и склонами гор сел, но и портреты местных жителей.
Директор дагестанского музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова отметила высокую организацию данной выставки в Москве, а также рассказала о том, что значит творчество Евгения Лансере для дагестанцев, подчеркнув, что представленная в музее коллекция рисунков, акварелей и живописных работ уникальна и создана автором во время пребывания в разные годы в Дагестане.
"Недавно произошел такой случай. С этой выставкой мы проехали по горам Дагестана, по местам, где в свое время побывал Евгений Лансере. В селении Урада (Шамильский район Дагестана, - прим. "Кавказского узла") у портрета старика в папахе мы увидели, как пожилая женщина расплакалась. Как выяснилось, это портрет ее дедушки, человека, который ее воспитал, и о котором у женщины не осталось никаких фотографических воспоминаний. Мы, разумеется, сделали ей фотоснимок портрета на память о родственнике", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" на открытии выставки Салихат Гамзатова.
По ее словам, пришедшие на выставку дагестанцы могут почувствовать себя представителями богатой культуры.
"В наше время, когда ведется активная кампания, направленная на разъединение народов, такие мероприятия объединяют, они показывают, как две культуры, два народа могут обогатить друг друга", - добавила Гамзатова.
Семья Евгения Лансере также приняла участие в организации данной экспозиции. На ее открытии выступил один из потомков художника - Павел Павлинов.
"История взаимоотношений семьи Лансере с Кавказом очень длительная. Данная выставка - и история связи Лансере с Дагестаном, это не только интерес к этнографии, но больше интерес к художественной и исследовательской деятельности Евгения Лансере. Как можно создавать иллюстрации к "Хаджи-Мурату", не побывав на месте, где Хаджи-Мурат жил, где вся эта история развивалась? Поэтому, посетив впервые в 1912 году Дагестан, Лансере влюбился в этот край, и позже он возвращался туда много раз. Он часто вспоминал Дагестан, как очень приветливый, интересный со всех точек зрения край", - поделился Павлинов.
Посетители выставки, помимо работ художника, могут открыть для себя Дагестан начала ХХ века в деталях интерьера, декора, архитектурных деталей, а также предметов быта, одежды горцев, ювелирных изделий и т.д. Все эти этнографические материалы - из Махачкалинского музея.
Как рассказала корреспонденту "Кавказского узла" посетительница выставки Наталья Исаева, помимо работ художника, на экспозиции ее привлекли изделия, украшенные золотым и серебряным шитьем: детали праздничного костюма, головные платки, вышитые подушки, футляры и сумочки.
"Суровый горный край – его отпечатки на всем: от лиц, запечатленных на портретах художника Лансере, до минимализма интерьера. Минимализма в положительном смысле. Это когда каждая деталь функциональна и при этом не лишена оригинальности, изящества и тонкости работы. Цветовая гамма – продолжение природы. Особенно мне понравились рисунки на платках и, конечно же, вышивка", - высказала свое мнение посетительница выставки.
Экспозиция в Коломенском продлится до 16 марта 2014 года.