Варварское нападение на правозащитников
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Власти Грузии должны провести оперативное расследование и привлечь к уголовной ответственности виновных в нападении 10 июля на тбилисскую штаб-квартиру ведущей грузинской правозащитной организации, заявила сегодня Human Rights Watch.
По свидетельствам очевидцев, организованная группа из десятка человек жестоко избила директора и нескольких сотрудников Института свободы (Liberty Institute), уничтожив также компьютеры, мебель и другое оборудование.
"Это одно из наиболее варварских нападений на правозащитников, с которыми мы когда-либо сталкивались на территории бывшего СССР", - заявила Элизабет Андерсен, исполнительный директор Отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии.?События 10 июля свидетельствуют, что правозащитникам в Грузии угрожает серьезная опасность.
Хьюман Райтс Вотч призывает провести тщательное расследование и предать гласности его результаты. Правозащитная организация также обращается к грузинским властям с просьбой принять особые меры по защите правозащитников.
В результате инцидента директор Института свободы Леван Рамишвили был госпитализирован с множественными ушибами, травмами глаз и нарушениями речи. Были избиты также пять сотрудников Института, один из которых остается на постельном режиме. Среди пострадавших была?также женщина-секретарь. Нескольким сотрудникам и посетителям удалось укрыться, забаррикадировавшись в кабинетах.
В числе посетителей был Дэвид Глэдуэлл, правительственный чиновник из Великобритании, входивший в состав группы из трех человек по установлению фактов, прибывшей в Грузию по линии Совета Европы.
По словам очевидцев, примерно в 14 часов 30 минут?10 июля в помещение Института свободы вошли 10-15 человек в возрасте от 25 до 30 лет.
На следующий день сотрудник института Давид Зурабашвили сообщил Хьюман Райтс Вотч, как все происходило:
"Входная дверь была открыта, как всегда. Вошло несколько человек, медленно и спокойно. Крепкие такие, накачанные. Я встал спросить, что им нужно. Не говоря ни слова, четверо или пятеро подошли и набросились на меня. Остальные группами рванулись по сторонам. Было похоже, что они знают расположение комнат и действуют по плану. У одного из тех, кто меня бил, была такая короткая резиновая дубинка. У меня из носа сильно пошла кровь, и я упал. Я видел, как другая группа избивала Левана Рамишвили. Когда меня оставили в покое, я попытался вызвать помощь, но они забрали мой сотовый телефон и повырывали все провода в офисе."
Другому сотруднику института, Созару Субелиани, получившему несколько ударов кастетами, удалось запереться в кабинете:
"Потом я услышал, как один говорит остальным: "Быстро, быстро, ломайте все." Они все разнесли в центральном помещении, а потом убежали. Все продолжалось минут пять-семь. Я видел, что на улице они уже не бежали. Просто уходили быстрым шагом."
3 июня прошлого года в помещение Института свободы проникли неустановленные лица и похитили компьютерный архив. Забрали только жесткие диски со всех старых компьютеров, оставив нетронутыми две машины, купленные незадолго до этого. Как сообщали Хьюман Райтс Вотч сотрудники института, в ноябре 2001 года заместитель главного военного прокурора информировал их об аресте в парламенте офицера госбезопасности, пытавшегося воспользоваться удостоверением Левана Рамишвили, похищенным во время ограбления.
За два дня до инцидента 10 июля у помещения Института свободы состоялась демонстрация с угрозами, организованная сторонниками Гурама Шарадзе, депутата ультранационалистического толка. Этому, в свою очередь, предшествовали теледебаты по проблемам религии, во время которых Л.Рамишвили обвинил Г.Шарадзе в разжигании национальной и религиозной нетерпимости и намекнул на комитетовские связи последнего в советский период. Демонстранты забросали Институт свободы яйцами, выкрикивая:?"Последний раз вас предупреждаем!"
Институт свободы активно протестует против разгула религиозных погромов и нетерпимости, происходящего на протяжении последних трех лет при попустительстве и соучастии грузинских правоохранительных органов в то время, как Г.Шарадзе выступает одним из главных публичных проповедников религиозной нетерпимости. В феврале 2001 года по его гражданскому иску Верховный суд отменил регистрацию Свидетелей Иеговы.
Во время разбирательства и впоследствии Г.Шарадзе демонизировал иеговистов, распространяя мифы,?способствовавшие нагнетанию атмосферы религиозной нетерпимости, в том числе голословные обвинения в попытках отравить запасы зерна, массовом самоубийстве якобы прыгавших со стен крепости Гори или в осквернении православных церквей и икон.
8 июля у памятника Ш.Руставели в Тбилиси собрались несколько сот сторонников возглавляемого Г.Шарадзе движения "Наша Грузия", к которым присоединились последователи отца Василия Мкалавишвили, вдохновителя многих погромов против религиозных меньшинств. В выступлениях ораторов Институт свободы подвергался шельмованию. В газете "Ахали Таоба" приводились слова Элизбара Джавелидзе, одного из помощников Г.Шарадзе:
"Как они даже просто физически выглядят:?у кого-то большая голова и узкие плечи, у кого-то челюсть отвисает, у кого-то глаза навыкате".
Газета "Резонанси" цитировала самого Г.Шарадзе: "Всего того, что мне не удалось добиться в парламенте, я собираюсь добиться на улицах, и я не имею в виду одни лишь только демонстрации".
Хьюман Райтс Вотч настоятельно призвала правительство Грузии к улучшению условий работы правозащитных организаций в республике. Некоторые шаги властей в последние месяцы многими расцениваются как направленные против всего неправительственного сообщества.
В своей речи 24 апреля президент Э.Шеварднадзе, как представляется, намекнул на возможность финансирования грузинских?неправительственных организаций?международными террористами. Как сообщалось, одной из причин отставки министра финансов Зураба Ногадеили в начале мая послужил отказ последнего поддержать законопроект, в соответствии с которым государство должно было получить право контролировать и отслеживать получение неправительственными организациями спонсорских средств из зарубежных источников.