В Азербайджане апелляционный суд отменил приговор пользователю Facebook
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Ширванский апелляционный суд Азербайджана 25 ноября отменил приговор в отношении жителя Астаринского района Микаила Талыбова, осужденного судом первой инстанции к одному году исправительных работ по обвинению в диффамации, и в частности, за записи в социальной сети Facebook. Дело возвращено на повторное рассмотрение Астаринского районного суда.
Как сообщал "Кавказский узел", Национальное собрание Азербайджана 14 мая внесло в Уголовный кодекс страны поправки, устанавливающие уголовную ответственность за клевету и оскорбление в Интернете. По тяжести наказаний, клевета и оскорбления в глобальной сети приравнены к таким же деяниям в реальном мире.
Решение о привлечении к уголовной ответственности разместившего в соцсетях записи отменено
Ширванским апелляционным судом отменен приговор Астаринского районного суда, вынесенный 30 июля, согласно которому Микаил Талыбов был признан виновным по статье 147.1 (клевета) УК Азербайджана и приговорен к исправительным работам сроком на один год с удержанием в пользу государства 20 процентов зарплаты ответчика. Кроме того, суд обязал Талыбова опубликовать в Facebook опровержение.
Истцом против блогера выступил Астаринский филиал ЗАО AccessBank, в котором он работал ранее, в связи с тем, что уволенный весной 2012 года Талыбов, считающий свое увольнение несправедливым, создал в Facebook страницу Accessbank-Haqsızbank (Accessbank-несправедливый банк).
Филиал банка обратился в Астаринский суд с иском в порядке частного уголовного обвинения и привлечения Талыбова к ответственности за клевету.
Суд установил клевету в следующих записях Талыбова: "Accessbank-несправедливый банк", "Заработанные в Азербайджане деньги – против Азербайджана", "Accessbank наращивает политическое давление в Азербайджане, вызывает недовольство населения против правительства", "В банке за 50 000 манатов (около 63 тысяч долларов) берется 5000 манатов (около 6,3 тысячи долларов) "шапки".
Агалиев: суровость наказания, вынесенного Талыбову, может стать опасным прецедентом для преследования за выражения в Интернете
Подача судебных исков коммерческими структурами против физических лиц является нормальной практикой в демократических государствах, считает Халид Агалиев, юрист Института права медиа (ИПМ), который после вынесения приговора защищал интересы Талыбова в суде.
"Однако в данном случае вызывала недоумение суровость наказания, вынесенного против ответчика, а также привлечение его к ответственности за выражения в Facebook, что может стать опасным прецедентом для преследования активных пользователей социальных сетей за выражения в Интернете. Поэтому мы выступили в защиту Талыбова. Мы убеждены, что подобные споры должны рассматриваться в рамках гражданского процесса, а не уголовного права. Это дело получило нарицательное название "фейсбуковское дело" ввиду вопиющего характера преследования людей за высказывания в социальных сетях в Интернете", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Халид Агалиев.
Он выразил удовлетворение решением Ширванского апелляционного суда.
"Судейский состав под председательством Алескера Новрузова признал, что Астаринский районный рассмотрел дело с грубыми процессуальными нарушениями, нарушил право Талыбова на справедливое судебное разбирательство. Дело направлено на повторное рассмотрение в Астаринский суд. Мы продолжим работу в защиту интересов Талыбова и надеемся, что в ходе повторного судебного следствия будет вынесен оправдательный вердикт. Вообще наш Институт права медиа призывает суды Азербайджана при рассмотрении диффамационных дел учитывать прецедентные решения Европейского суда по правам человека", - отметил Агалиев.
Недопустимо уголовное преследование людей в контексте обсуждений в Интернете, считает и директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов.
"Весной этого года, когда в законодательство вносились поправки, распространяющие уголовное наказание за клевету и оскорбление на Интернете, представители власти уверяли, что эти нормы будут касаться только on-line медиа и не будут затрагивать выражения в закрытых группах в Интернете. Возможно, они действительно рассматривали нововведения как меру сдерживающего характера. Но Астаринский прецедент показывает опасность наличия в законодательстве реакционных мер, поскольку они в любой момент могут быть приведены в действие. Конечно, отрадно, что апелляционный суд отменил несправедливый приговор. Но лучший путь - вообще изъять из УК меры ответственности за клевету и оскорбление", - полагает Гусейнов.
Отметим, что статья 147.1 (клевета) влечет штраф от 100 до 500 манатов (от 127 до 637 долларов) либо общественные работы до 240 часов, либо исправительные работы до одного года, либо лишение свободы на шесть месяцев.
В ЗАО AccessBank и его Ленкоранском филиале получить комментарии относительно решения Ширванского суда корреспонденту "Кавказского узла" пока не удалось.
Этот банк по целому ряду финансовых показателей входит в число лидеров банковского сектора Азербайджана. Он начал деятельность как Азербайджанский банк микрофинансирования в 2002 году. 8 сентября 2008 года банк сменил свое название на AccessBank.
В настоящее время его учредителями являются иностранные структуры - Черноморский банк торговли и развития (доля в капитале AccessBank составляет 20%), Европейский Банк Реконструкции и Развития (20%), Международная Финансовая Корпорация (20%), KfW - Kreditanstalt für Wiederaufbau (германский банк развития 20%), Access Microfinance Holding AG (международная финансовая структура 16,53%), LFS Financial Systems GmbH (консалтинговая компания, базирующаяся в Берлине, 3,47%).
Отметим, что 6 августа комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс выразил сожаление, что президент Азербайджана Ильхам Алиев 4 июня подписал поправки, по которым положения об уголовной ответственности за клевету и оскорбления касаются и сообщений в Интернете. Ранее к кампании по осуждению указанных поправок в законодательство Азербайджана присоединилась и Международная партнерская группа по Азербайджану (IPGA), в которую входят ведущие международные журналистские и правозащитные организации.
Власти Азербайджана в свою очередь отрицают наличие каких-либо проблем с интернет-свободой в стране. Ранее заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов, комментируя призывы к главе Азербайджана не утверждать поправки, заявил о недопустимости оскорбления и клеветы в Интернете и мотивировал нововведения необходимостью иметь правовой механизм для защиты части и достоинства граждан в Интернете. "От оскорблений в Интернете недовольны все", - заявил Гасанов.