Мусульмане-шииты Азербайджана отметили праздник Ашура
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Мусульмане-шииты Азербайджана 13 ноября отметили праздник Ашура - поминовение внука пророка Мухаммеда имама Хусейна, убитого в 680 году в Кербале. Религиозные церемонии прошли на территориях мечетей и святилищ, шествия по улицам допущены не были. На некоторых акциях звучали политические лозунги.
10-го мухаррама (первый месяц мусульманского календаря) в 680 году недалеко от города Кербела небольшой отряд имама Хусейна пал в неравном бою с превосходящими силами отрядов Омейадов. С тех пор сторонники имама Али (основателя шиизма) и его сына Хусейна отмечают день Ашура (на арабском языке 10-й день месяца звучит как "йаум аль-ашура") как общий траур. В месяц мухаррам и в последующий месяц сафар (в течение 40 дней со дня смерти Хусейна) шииты воздерживаются от проведения свадеб и других торжеств.
В связи с днем Ашура во многих городах Азербайджана были приняты особые меры безопасности, и ограничено движение транспорта близ мечетей во избежание автомобильных пробок. За неделю до Ашура МВД призвало верующих не прикреплять на транспортные средства религиозные плакаты - "для обеспечения безопасности движения".
Участники траурных мероприятий осудили аресты верующих и запреты на ношение хиджабов в школах
Тысячи верующих в различных регионах страны 13 ноября с раннего утра направились в мечети и святилища для участия в траурных церемониях поминовения. Многие оставались в мечетях еще с ночи, совершая молитвы и исполняя траурные песни – мерсия.
Мусульмане-шииты отметили праздник Ашура. Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Азиза Каримова
Самая многолюдная церемония по случаю дня Ашура состоялась в святилище "Нардаранский пир" (здесь покоится Рагима Ханум, дочь Мусеи Казыма, одного из почитаемых мусульманами-шиитами имамов – потомков пророка Мухаммеда. – Прим."Кавказского узла").
Уже с утра у въезда в Нардаран были выставлены посты полиции: в поселок могли проехать только местные жители, всем остальным предлагалось перемещаться на маршрутных автобусах или пешком.
На траурную церемонию собрались около 10 тысяч человек. Они исполняли траурные песни и скандировали религиозные лозунги в честь Имама Хусейна и других имамов.
Вместе с тем в ходе церемонии прозвучали и политические лозунги. Один из ведущих мероприятия в ходе своего выступления осудил аресты исповедующих ислам.
"Некоторых наших братьев арестовывают по таким гнусным обвинениям, как наркотики. Кроме того, до нас доходит информация, что несправедливо арестованных подвергают физическим и моральным мукам. Им не дают совершать намаз. Позор тем, кто совершает подобные безбожные действия", – сказал священнослужитель.
По данным азербайджанского Клуба прав человека на октябрь 2013 года, из 140 политзаключенных в Азербайджане 64 являются приверженцами ислама.
Выступивший на акции также осудил запреты на ношение хиджабов ученицами в школах. "Наши матери и сестры, берегите хиджаб как символ нашей чести", – сказал он, обращаясь к женщинам, стоявшим в специально отделенной части святилища.
Во двор святилища была приведен конь, символизирующий коня погибшего имама Хусейна. В покрытие, повешенное на коня, были воткнуты стрелы - символ выпущенных неприятелем стрел.
В ходе церемонии большинство верующих в знак траура символично наносили себе удары ладонями рук по противоположным плечам. Однако была и группа молодых людей, устроившая самоистязания железными цепями (одно из траурных мероприятий в день Ашура – традиция нанесения себе кровоточащих ран мечом или цепями. - Прим. "Кавказского узла").
Несмотря на эмоциональный характер церемонии и озвучивание политических лозунгов, мероприятие обошлось без инцидентов с полицией, передает корреспондент "Кавказского узла".
Пашазаде: самобичевание цепями не соответствует мусульманской религии, в день Ашура лучше проводить донорские акции
Традиция нанесения себе кровоточащих ран в день Ашура в последние годы в Азербайджане заменяется на акции по сдаче донорской крови.
В этом году пункты приёма крови были открыты в мечетях в 20 городах страны. Уже к 10.00 в донорских акциях приняли участие более 1000 человек, сообщил в сегодня журналистам главный консультант отдела организации медицинской помощи министерства здравоохранения Дадаш Гумбатов.
Председатель Управления мусульман Кавказа (УМК) шейх-уль-ислам гаджи Аллахшукюр Пашазаде сдал кровь в центральной мечети "Tезепир". В беседе с журналистами он отметил, что после обретения Азербайджаном независимости траурные мероприятия в день Ашура стали проводиться более организованно. По его словам, самобичевание железными цепями, а тем более кинжалами, в день Ашура не соответствует законам ислама, так как человек согласно мусульманской религии не должен истязать себя.
"Есть люди, которые по состоянию здоровья нуждаются в переливании крови. Поэтому было бы лучше проводить в день Ашура донорские акции – это богоугодное дело", – отметил Пашазаде. Председатель УМК также выразил надежду, что у мусульман будет возможность сдавать кровь не только в день Ашура.
Ашура и месяц мухаррам – это время для осмысления нравственных и духовных ценностей, отмечают ученые-теологи Азербайджана, предостерегая от рассмотрения этого периода только как траура.
Философ-теолог, глава Центра защиты свободы совести и вероисповедания (DEVAMM) Ильгар Ибрагимоглу называет месяц мухаррам символом благородства. "Он вобрал в себя такие светлые понятия, как достоинство, мужество, отвага, непоколебимость и истинная гражданская позиция", – подчеркнул в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" Ибрагимоглу.
По данным социологического опроса "Ислам в Азербайджане: существующие реалии и общественное мнение", проведенного в мае-июне 2012 года Центром религиозных исследований совместно с Центром стратегических исследований при президенте Азербайджана, 38% азербайджанцев считают себя шиитами, 14% – суннитами, 45% называют себя просто мусульманами, 2,6% близки к идеям салафизма (ваххабизма).