Паникоровский: на полигоне Ашулук солдат-срочников заставляли искать и собирать боеприпасы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На полигоне Ашулук в нарушение приказов минобороны РФ военнослужащих заставляли находить, складировать и вручную загружать в машины все найденные боеприпасы, заявил подозреваемый в халатности лейтенант Вячеслав Паникоровский. По словам военнослужащего, двух погибших в августе на полигоне солдат можно было спасти.
Напомним, 14 августа в Астраханской области на полигоне Ашулук при выполнении работ по очистке территории от боеприпасов в результате взрыва неустановленного взрывного устройства погибли солдаты-срочники Андрей Леонов и Дмитрий Решетов.
По данным представителя военной прокуратуры, солдаты погибли при выполнении работ по очистке территории полигона от боеприпасов. В отношении командира группы военнослужащих, лейтенанта Вячеслава Паникоровского, возбуждено уголовное дело по ст.293 ч.3 УК РФК ("Халатность, повлекшая смерть двух или более лиц"). Лейтенанту грозит до семи лет лишения свободы.
"На полигоне действовал запрет на перемещение боеприпасов"
По словам самого Вячеслава Паникоровского, на полигон Ашулук он приехал 17 мая 2013 года вместе со сводным батальоном разминирования. Командованием была поставлена задача не по утилизации боеприпасов, а по разминированию, утверждает Вячеслав Паникоровский.
Всего на полигон прибыли 140 человек. В нарушение требований "Наставления по очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов (ВОП)" и двух приказов минобороны РФ командиров групп и солдат заставляли находить, складировать и вручную загружать все найденные боеприпасы, сказал корреспонденту "Кавказского узла" Вячеслав Паникоровский.
При этом Вячеслав Паникоровский сообщил, что на полигоне действовал строгий запрет на перемещение любых боеприпасов.
"Фактически должны были идти несколько цепей военнослужащих. Одна цепь должна была находить и ставить метки у обнаруженных боеприпасов. Во второй цепи должны были идти специалисты, которые принимали решения о разминировании, транспортировке либо о подрыве на месте обнаруженного снаряда. Следом за ними должны были двигаться медики для того, чтобы моментально оказать помощь пострадавшим. Всего этого у нас не было. По приказу командира части 13 и 14 августа военнослужащие фактически выполняли одновременно задачи по поиску, идентификации, уничтожению найденных боеприпасов. Это создавало реальную угрозу жизни и здоровью личного состава групп", - рассказал лейтенант.
Также Вячеслав Паникоровский обратил внимание на то, что уголовное дело в отношении него возбуждено по ст.293 ч.3 УК РФК ("Халатность, повлекшая смерть двух или более лиц", предусматривает до семи лет лишения свободы).
"Мне вменяют халатность за гибель двух и более людей, но ведь солдат Дмитрий Решетов, по приказу командира части, находился в подчинении старшего лейтенанта. А не в моем. Солдат вообще находился на полигоне без шлема", - добавил Вячеслав Паникоровский.
"Мы полтора часа везли раненых ребят до санитарного автомобиля"
Как утверждает Вячеслав Паникоровский, заместитель командира военной части нарушил приказ начальства и объединил личный состав двух групп военнослужащих. После этого он приказал солдатам загружать боеприпасы в кузов грузовика "УРАЛ-4320", а спустя короткий промежуток времени произошел взрыв, заявил Вячеслав Паникоровский.
"Мы выполняли приказ, мы много чего нарушали. Не было санитарного автомобиля, который должен был следовать за нами, не было защитного шлема с защитой для лица, медицинского обеспечения. Наши медики способны только оказать первую медицинскую помощь", - отметил лейтенант.
В результате взрыва один солдат умер из-за осколка в шее, второй военнослужащий - от потери крови и болевого шока, сказал Вячеслав Паникоровский, сославшись на данные медицинской экспертизы.
"Если бы была каска с защитой для лица, то осколок бы не попал в шею солдата. Значит, можно было предотвратить одну гибель. Если бы на полигоне были все условия для оказания помощи, то и вторую смерть удалось бы избежать. Нам пришлось с полигона Ашулук полтора часа везти раненых ребят на КамАЗе почти до населенного пункта Харабали. После чего мы перегрузили пострадавших в ожидавший нас санитарный автомобиль для доставки в больницу", - заявил лейтенант.
По словам Вячеслава Паникоровского, раненые солдаты в момент передачи медикам были еще живы.
"Когда мы перекладывали в санитарную машину ребят, они были живы. То есть полтора часа ребята истекали кровью и медленно погибали. Если были бы нормальные условия и возможность доставить ребят в больницу хотя бы за полчаса, то они могли бы остаться живы. Но до больницы они уже не дожили", - заявил Вячеслав Паникоровский.
"Должностные лица используют 18-летних мальчишек для выполнения опасных работ"
На полигоне Ашулук находятся около 9 млн тонн боеприпасов, отметил директор правозащитной группы "Гражданин. Армия. Право" Сергей Кривенко.
"Основная проблема заключается в следующем: со времен Советского Союза [на полигоне] оказалось накоплено огромное количество боеприпасов, порядка 9 млн тонн, которые требуют утилизации, уничтожения. Промышленность не справляется, и там есть свои проблемы. Наша промышленность не может правильно организовать утилизацию, как было до этого", - сказал Сергей Кривенко.
На ситуацию, сложившуюся на полигоне Ашулук, должны обратить внимание министр обороны РФ и главный военный прокурор, считает эксперт по правовым вопросам "Комитета солдатских матерей" Астраханской области, эксперт Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Анатолий Салин.
"Я не пытаюсь им (министру обороны РФ и военному прокурору) диктовать условия, я лишь прошу разобраться в ситуации, прекратить гибель людей и пресечь попытки отдельных должностных лиц переложить ответственность на других", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Анатолий Салин.
По поручению Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека с 16 по 20 июля 2012 года Ашулук посетила рабочая группа по военно-гражданским отношениям, изучавшая ситуацию на полигоне. Тогда члены рабочей группы выявили ряд нарушений прав военнослужащих. В декабре 2012 года работы по утилизации боеприпасов на полигоне были прекращены, однако специалисты ФСБ неоднократно находили в районе полигона брошенное вооружение и боеприпасы.
"Происходившие на полигоне Ашулук инциденты далеки от тех условий, которые предписаны общевоинскими уставами и федеральным законодательством России. Это не военная служба. Это рабский труд. И, обратите внимание, об этой проблеме мы говорим не первый год", - заявил эксперт.
После того как Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека провел расследование произошедших на полигоне инцидентов, на имя советника при президенте России был направлен доклад.
По итогам рассмотрения доклада в декабре прошлого года работы по утилизации боеприпасов силами солдат-срочников на полигоне Ашулук были прекращены, отметил Анатолий Салин.
Однако на полигоне осталось большое количество взрывоопасных предметов. Для исключения трагических случаев в 2013 году был создан сводный саперный батальон от войсковой части 11361 Западного военного округа.
Погибшие в результате взрыва солдаты-срочники Андрей Леонов и Дмитрий Решетов служили на полигоне в лагере, в котором был дислоцирован сводный батальон, относящийся к воинской части № 11361 Западного военного округа.
При этом батальон в основном состоял из военнослужащих, проходивших военную службу по призыву. Батальон выполнял задачу по зачистке территории полигона Ашулук и прилегающей местности от взрывоопасных предметов, рассказал эксперт.
"Почему должностные лица вновь используют 18-20-летних мальчишек для выполнения работ, опасных для жизни, на полигоне Ашулук, не обеспечив их шлемами с защитными щитками? Почему проверки, которые неоднократно проходили на полигоне, в том числе и проверки прокуратуры, не обратили внимания на многочисленные нарушения?" – задается вопросом Анатолий Салин.
"Ситуацию на полигоне планируется обсудить на заседании Совета при президенте РФ"
В соответствии с постановлением правительства РФ № 925 от 14 сентября 2012 года для выполнения работ по утилизации боеприпасов должны привлекаться специально обученные, имеющие лицензию специалисты, заявил Анатолий Салин.
"Солдаты и лейтенанты данной лицензии не имеют. Они проходят только краткосрочные курсы в самой части и получают допуск. За произошедший 23 августа 2011 года взрыв, когда на полигоне Ашулук погибли шесть человек, был осужден и сейчас отбывает срок в колонии-поселении капитан Рязанцев. В настоящее время готовятся материалы в суд на лейтенанта Паникаровского, а высокопоставленные должностные лица продолжают проводить проверки и не замечать нарушения. Необученные солдаты без соответствующих средств защиты продолжают грузить боеприпасы, а матери получают цинковые гробы", - отметил Анатолий Салин.
Еще в ноябре 2011 года Анатолий Салин обращал внимание на то, что солдат-срочников воинской части 08275 полигона Ашулук без соответствующих навыков привлекают к утилизации боеприпасов. 23 августа 2011 года сразу шесть солдат погибли и 12 были ранены на Ашулуке при взрыве боеприпасов во время их утилизации. Двое из раненых позднее скончались в больницах. По данным военных, причиной взрыва стал самопроизвольный запуск маршевого двигателя одного из снарядов.
"Независимо от того, как эти работы назвать, утилизацией боеприпасов или зачисткой территории от взрывоопасных предметов, эти мероприятия связаны с риском для жизни. И использовать на таких работах необученных ребят нельзя. Мы будем настаивать на проведении дополнительных проверок и выяснять, почему те, кто контролировал данный полигон, закрывали глаза на явные нарушения", - заявил Салин.
Анатолий Салин также сообщил, что по ситуации, сложившейся на полигоне Ашулук, 14 ноября в Санкт-Петербурге планируется провести внеплановое заседание Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
На заседание приглашено руководство Западного военного округа и военной прокуратуры. В повестку дня включен вопрос о рассмотрении ситуации, возникшей на полигоне Ашулук, приведшей к новым жертвам среди солдат-срочников.
Представитель пресс-службы Западного военного округа минобороны РФ отказался прокомментировать дело о гибели на полигоне Ашулук солдат срочной службы Андрея Леонова и Дмитрия Решетова и заявления лейтенанта Вячеслава Паникоровского.
"Пока идет расследование дела, никаких комментариев по делу не будет", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник пресс-службы Западного военного округа минобороны РФ.