Депутат Госдумы требует проверить законность установки в Чечне памятника девушкам, погибшим во время Кавказской войны
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Депутат Госдумы, председатель партии "Родина" Алексей Журавлев направил депутатский запрос генпрокурору России Юрию Чайке с просьбой проверить законность открытия в чеченском селе Хангиш-Юрт памятника девушкам, погибшим в ходе Кавказской войны 1817—1864 годов. Обвинить организаторов открытия монумента в экстремизме нельзя, считает председатель совета ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов.
На юго-востоке Чечни открыт памятник девушкам, погибшим во время Кавказской войны. Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" от 15 сентября 2013 года.
Напомним, открытие мемориала "Дади-Юрт" состоялось 15 сентября в День чеченской женщины. Мемориал, представляющий собой окруженную забором боевую башню на насыпном холме, посвящен 46 девушкам, которые будучи взятыми в плен при атаке села Хангиш-Юрт солдатами генерала Алексея Ермолова, покончили с собой, бросившись в Терек вместе с конвоировавшими их бойцами. На башне выгравированы надписи на русском и чеченском языках. Первая гласит: "Холм памяти. Сооружен из земли, собранной со всех уголков Чеченской Республики в память аула Дади-Юрт, героически погибшего в 1819 году за честь и свободу. Да благословит их Аллах". Вторая переводится с чеченского языка на русский как: "Вы показали мужество, скромность, чеченскую честь!"
Обращаясь к Юрию Чайке, депутат Алексей Журавлев пишет, что открытие памятника вызвало "широкий общественный резонанс" и "было воспринято как открытое прославление убийц русских солдат". Особое "возмущение общественности" вызвала речь главы Чечни Рамзана Кадырова, который, указывает парламентарий, "высоко оценил поступок чеченских женщин и несколько лет назад в память о тех событиях учредил праздник, отмечаемый в Чеченской Республике – День чеченской женщины".
По мнению Журавлева, мемориал "является антироссийской акцией властей Чеченской Республики" и "станет очередной Меккой для радикально настроенных этнических группировок Чечни".
"Попытки переоценки и восхваления тех далеких и неоднозначных страниц истории вновь дают почву для взращивания семян экстремизма и сепаратистских настроений", - говорится в обращении, опубликованном на сайте депутата.
Журавлев усматривает в действиях организаторов мероприятия 15 сентября нарушение статьи 282 УК РФ "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" и просит генпрокурора Чайку проверить законность возведения мемориала.
Черкасов: люди по-разному интерпретируют военную операцию Ермолова как исторический факт
Председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов отмечает, что обвинить организаторов открытия монумента в экстремизме нельзя, поскольку "для того чтобы применить 282-ю статью УК РФ, должно быть совершено или должен быть призыв к прямому насилию".
"Все остальное – произвольное толкование закона", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Александр Черкасов.
Агрессия по отношению к солдатам со стороны чеченок не имела национальной подоплеки, отметил правозащитник, комментируя исторический контекст открытия памятника. Прежде всего, указывает Черкасов, речь идет о "гражданском сопротивлении" со стороны молодых женщин, а "не о военных действиях", а поступок 46 чеченок надо понимать как "отказ идти в рабство".
Сами чеченцы воспринимают атаку аула Дади-Юрт как "набег, захват заложников, массовое убийство мирных жителей", отметил Александр Черкасов.
В целом же, история отношений Чечни и России "короткая и одновременно трагическая", рассказал председатель совета ПЦ "Мемориал".
"Чеченцы могут вспомнить Кавказскую войну XVIII-XIX веков, сопротивление горцев при шейхе Ушурме, депортацию 1944 года и войны девяностых и нулевых годов. Генерал Ермолов в чеченской истории отнюдь не самый почитаемый человек. Вспомните, у чеченцев есть обычай давать имена сыновьям в честь храбрых и достойных противников – например, генерала Слепцова, Пацкевича. Показательно, что в честь Ермолова детей не называют, его образ крайне отрицательный", - рассказал Черкасов.
Что касается непосредственно возведения мемориала, то налицо политический фактор – Рамзан Кадыров лично открывал монумент, отметил Черкасов.
"Но Кадыров, как мне кажется, опирается не на темные чувства. Эти девушки – не шахидки или террористки, а люди, сохраняющие свое достоинство в крайней ситуации", - пояснил Черкасов, оговорившись, что написанное "по-разному читается в Москве и на Кавказе".
Черкасов считает, что было бы неверно умалчивать информацию об открытии памятника. "Это значимое событие, неоднозначное, меняющее взгляды людей. Не освещая его, остается принять обет молчания, запретить высказываться публично", - резюмировал председатель совета ПЦ "Мемориал".
"Офицеры России": инициируем установку памятника Ермолову в Москве
Открытие памятника было встречено общественностью неоднозначно. В частности, всероссийская организация "Офицеры России" (ОР) предложила возвести подобный памятник генералу Ермолову в Москве. Как заявил сразу после открытия "Дади-Юрта" член президиума ОР Павел Пятницкий, инициатива установки связана именно с событиями в Чечне. Пятницкий уже направил обращение президенту России Владимиру Путину с просьбой оценить действия Кадырова как главы республики.
Впрочем, член "Офицеров России" сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что желание установить мемориал Ермолову – не "противовес" чеченскому памятнику.
"Мы не хотим поставить памятник в отместку, организация не считает его антироссийским или антирусским, но мы хотим помнить наших героев, русских героев. Ермолов – один из них", - рассказал активист организации.
Нурди Нухажиев: памятник открыт не женщинам, которые убивали солдат, а девушкам, не смирившимся с участью военных трофеев
В свою очередь уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев заявил, что имя Ермолова не должно быть удостоено чести, аналогичной той, которой удостоены чеченские девушки.
"Покорение Кавказа происходило с применением изуверских методов колонизации. Именно Ермолов был инициатором стратегии выжженной земли, сопровождавшейся голодом, мором и насильственной депортацией некоторой части коренных этносов в страны Востока. На его совести сотни тысяч жертв. Об этих бесчеловечных методах ведения войны историки по большей части почему-то предпочитают молчать", - цитирует Нухажиева пресс-служба уполномоченного по правам человека в ЧР.
Припоминая исторические факты, Нухажиев делает вывод, что "оцивилизовывание" горцев проходило насильственно, при этом им приписывают" и "варварскую сущность". Особо омбудсмен отмечает, что "война (Кавказская война) была не против русских", а памятник открыт не "женщинам, которые убивали русских солдат", а девушкам, «героически погибшим, не приемля для себя участи военного трофея".
Игорь Косиков: не стоит обращать внимание на открытие памятников
Как считает доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Игорь Косиков, не стоит обращать особое внимание на такие события, как открытия памятников.
"Я советую общественности не замечать подобных событий, не нагнетать ситуацию, принять как факт. Я считаю, поставили памятник – и поставили. Если вам это поможет для возрождения республики, пожалуйста", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Косиков.
У каждого народа свое отношение к истории, продолжил профессор, напомнив противоречивую персону генералиссимуса Александра Суворова.
"Например, для русских Суворов – великий полководец, для поляков – угнетатель. В свое время Иосиф Сталин придумал иезуитскую штуку – наградил польский корпус, воевавший во Второй мировой войне на стороне СССР, орденом Александра Суворова. Также и в нашем эпизоде - у чеченцев свое отношение к прошлому, на которое они могут смотреть так, как им хочется, имеют на это право. Тем не менее, писать их версию в учебники по истории было бы неверно", - закончил Косиков.