Дворцовый комплекс мелика Егана в Нагорном Карабахе будет преобразован в музей-заповедник
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Княжеский дворцовый комплекс мелика (князя) Егана в селе Тог Гадрутского района Нагорного Карабаха будет преобразован в музей-заповедник, сообщил начальник Управления туризма и охране исторической среды при правительстве региона Сергей Шахвердян.
Раскопки на территории дворца начались в 2009 году, а с 2011 года, параллельно с ними проводятся реставрационные работы. Территория дворцового комплекса - более 1 гектаров - состоит из шести строений, датируемых различными периодами от начала 18 века и до начала 20 века. Часть из них были найдены археологами в ходе раскопок. Проект финансируется правительством республики.
Шахвердян: территория дворца будет преобразована в музей-заповедник
В селе Тог Гадрутского района Нагорного Карабаха уже четвертый год в летнее время продолжаются раскопки и реставрационные работы княжеского дворцового комплекса.
«В программе правительства этого года заложен проект о создании музея-заповедника меликских дворцов в селе Тог, который включен в Южный туристический маршрут», - сообщил Шахвердян.
По его словам, большое, трехэтажное здание конца 19 века будет представлено как музей, в том числе карабахского коврового дела. «После того, как реставрационные работы будут полностью завершены, мы планируем развивать в этой зоне экологический туризм», - сообщил он.
Главный архитектор реставрационных работ Манвел Саркисян отметил, что уже сейчас туда приезжает много туристов, и сами жители Карабаха интересуются, расспрашивают.
Он отметил, что в ходе раскопок они находят «осколки керамических изделий различных периодов от 14-15 века до 19 века, горный метал для плавки, печи разных периодов, холодное оружие, большие кувшины».
Саркисян: дворец мелика Егана уникален с архитектурной и исторической точки зрения
«Уникальность этой территории в том, что мы уже имеем в наличии этапы развития строительной техники почти трехсотлетнего периода, и изучение развития архитектурных форм», - сказал архитектор.
Так, в составе дворца, по его словам, церковь Иоанна Крестителя 17 века, здание приемной мелика Егана 18 века, портал начала 19 века, здание конца 19 века. «Своеобразный ансамбль, который складывался в течение 300 лет, что очень редко встречается в Нагорном Карабахе, показывает интересующимся историю развития архитектуры», - отметил Саркисян.
Личность мелика Егана - неординарна, считает ученый, и архитектурные сооружения того времени помогают понять политическую ситуацию Карабаха того периода.
«Будучи меликом Дизака, Еган в начале 18 века был признан влиятельнейшим персидским шахом Надиром, получил статус Князя князей, что давало ему власть над всеми князями Арцаха (Карабаха). Было создано меликство (княжество) Хамсы от реки Аракс, включая Шаумяновский район, центр которого находился в поселке Тог», - пояснил архитектор.
Он подчеркнул, что «очень важное историко-политическое значение имеет надпись 1737 года, выбитая на портале приемной в 22 строки, где говорится, что там приемная мелика Егана.
«И главное, здесь дается информация о территории той административной единицы, которой тогда командовал мелик Еган, и, что примечательно, в надписи говорится о шести провинциях Арцаха, а не пяти. Шестой, которая не фигурирует в историографии, является княжество Кочиз –это территория нынешнего Кашатагского района», - пояснил Манвел Саркисян.
Реставрация княжеского дворца в селе Тог Гадрутского района Нагорного Карабаха. Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Алвард Григорян от 3-22 августа 2013 г.
Дворец подвергся большим изменениям на протяжении столетий
«Дворец подвергся большим изменениям на протяжении столетий, так как после ликвидации этого меликства с приходом Российской империи в 1828 году там продолжали жить потомки, дворянский род Еганянов, которые продолжали строить на этой территории. Треть построек – это постройки потомков», - отметил архитектор.
Саркисян рассказал, «что в советское время, некоторые здания были переделаны снаружи, а вот внутри ничего не тронуто». «Все здания, которые были видны, были как в скорлупе штукатурки периода интенсивных строительных работ в начале 20 века», - добавил ученый.
Он проинформировал, что «от самого периода мелика Егана, всего лишь остались в той или иной степени сохранности три объекта – это массивный входной портал, здание приемной 1737 года, и две сводчатые комнаты, которые скорее всего служили помещением для охраны».
«Дальше уже пошел период изменений, и некоторые здания, на протяжении последний десятилетий, наше поколение видело их перестроенными, надстроенными, но в полной сохранности. А другие здания такие, как жилой портал Глхатун, находились под землей. Здесь десять метров перепада, и в общей сложности 3-4 метра земли покрывали Глхатун и другие постройки, которые были раскрыты археологами в течении раскопок», - пояснил архитектор.
Саркисян: реставрационные работы идут медленно из-за нехватки специалистов
По словам Саркисяна, «реставрационные работы проходят разными темпами, потому, что требуются огромные расходы, идут огромного масштаба работы, требующие большого мастерства и длительного периода для реконструкции».
«Очень мало специалистов, которые могут работать с такой строительной техникой, где есть чистотесанные детали, есть легко обработанные и не обработанные камни – это очень сложно реставрировать, нужен большой
профессионализм», - пояснил ученый, при этом по его словам, проблем с рестовраторами по чистотесанным памятникам истории нет.
Начальник Управления туризма и охране исторической среды при правительстве Нагорного Карабаха Сергей Шахвердян заметил, что «в планах - как можно быстрее завершить проект реставрации, но жизнь диктует свое, и трудно планировать».
«Например, в процессе реставрации данного комплекса работы были приостановлены надолго, так как мы долгое время не могли найти карьер, откуда в то время добывали камни. Мы считаем, что необходимо соблюдать полную аналогию, и работы продолжились, когда карьер был найден», - сказал Шахвердян.
Письменных исторических источников о роде мелика Егана очень мало
Главный архитектор и автор проекта реставрации дворца мелика Егана в селе Тог Манвел Саркисян заметил, что письменных исторических источников о роде мелика Егана, и о самом меликском дворце очень мало.
По его словам есть архивные документы, заметки путешественников 19 века это путевые заметки Саркиса Джалалянца о Великой Армении и Макара Бархударяна во время путешествий по Арцаху, также труд армянского писателя-историка Раффи «Меликство Хамсы».
«Самый достоверный источник о мелике Егане и княжеском роде, где были проведены исследования, собрано много материала, информации и надписи надгробных памятников является работа служителя храма Гтич, священника Аракела, опубликованный в 1913 году. В Советский период, этот памятник и княжеский род не изучался, и то, что мы сейчас открываем, совершенно новое для современного мира», - заметил архитектор.
Он рассказал, что «в 1985 году обмерил те строения, которые были над землей и относятся к периоду Мелика Егана, провел исследования по историческим аспектам и архитектуры, и опубликовал в одном из научных журналов академических в Армении».
«Больше никто серьезно не изучал эти строения. Такое необычное отношение было продиктовано тем, что люди не понимали историческую значимость этой территории, просто жили на этой земле, занимались бытовыми делами. Приходят люди, даже местные, которые признаются, что вроде знали, слышали что-то о меликских дворцах, но не верили. Очень много туристов, всех это интересует, потому, что если церковная архитектура им более и менее знакома, то подобное сооружение их удивляет», - заметил Саркисян.
Наследник мелика Егана в девятом поколении надеется получить работу в будущем музее
Житель села Тог, который в основном занимается домашним хозяйством, Александр Еганян уверяет, что он является потомком мелика Егана в девятом поколении, так как об этом еще когда он был ребенком, поведал его дедушка. А после, когда он подрос, начал сам собирать информацию, расспрашивая родственников, знакомится с историей своего рода.
По его словам, документально то, что он потомок мелика Егана нигде не зафиксировано, но представители рода, да и сами жители села просто знают об этом.
«Дед рассказал, что в 1920-е годы, с приходом советской власти наш род раскулачили, многие представители уехали, но мы всегда знали, что мы из рода Егана. И мелик Еган был не просто каким-то там мелким князем, а был Князем князей, руководителем всего Арцаха. Я очень горжусь этим», - заявил потомок.
Он поделился, что «весть о том, что будут выкапывать дворец мелика Егана я воспринял с восторгом».
«Даже несмотря на то, что мы на этой земле обрабатывали огород, уже были посажены саженцы, всё выкопали и сдали территорию археологам. Сейчас я слежу со двора своего дома за работой на территории дворца и очень хочу, чтоб поскорее завершились работы», - рассказал Еганян.
Он надеется, что когда музей будет открыт, там найдется для него работа, так как хорошо изучил историю и мог бы многое рассказать посетителям.
«Сейчас, я бы принимал участие в реставрационных работах, но физическое состояние не позволяет, так как в прошлом году поработал немного, и для меня это оказалось слишком тяжело», - с сожалением отметил Александ Еганян.
Жители села Тог только с началом раскопок узнали о существовании дворцового комплекса
Житель села Тог в прошлом инженер-механик, а ныне пенсионер Сергей Гайриян, чей дом находится по соседству с дворцовым комплексом, рассказал, что он в детстве никогда не слышал, что рядом с его домом находится меликский дворец.
«Вообще никто и никогда у нас дома не говорил, что в Тоге существует меликские дворцы. Мы все коренные жители Тога знали историю мелика Егана, гордились, но о том, что есть дворец на территории села никто не знал», - говорит пенсионер.
Он рассказал, что когда был еще студентом в Степанакерте, ему дали «журнал «Гарун» который издавался в Армении, где был большой материал о том, что в моем родном селе находится дворец мелика Егана».
«После я рассказал жителям села, и оказалось, что некоторые знали, что здесь, что-то было. Даже мой отец что-то рассказал, про какие-то подземные ходы, которые были утеряны. Но больше ничего внятного никто не мог рассказать в селе», - поведал Сергей Гайриян.
Местный житель села считает, что открытие такого памятника, как дворец мелика Егана, подтверждает, что село Тог - не просто населенный пункт, а село - с богатой историей.
Жительница села Тог 70-летняя Нора Хачатрян рассказала, что большая часть территория дворца была под землей, и только двухэтажное здание служила школой, которое разрушилось в ходе карабахской войны.
«Здесь были жилые дома, огороды, и никто не подозревал, что под этими ними есть другие здания, дворцы мелика. Единственное, что старики рассказывали, что здесь есть подземные ходы, но никто их не видел, и мы воспринимали все как бредни. А сейчас я вижу, как все открывается, и очень хочу дожить до ста лет, чтоб увидеть, что же из этого выйдет», - заключила женщина.