В Азербайджане завершилось судебное следствие по делу главного редактора газеты "Толыши садо"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Судебное следствие по делу главного редактора газеты "Толыши садо" (Голос талыша) Гилала Мамедова, обвиняемого в государственной измене, завершилось сегодня в Бакинском суде по тяжким преступлениям. Начало прений сторон назначено на 4 сентября.

Гилал Мамедов обвиняется в государственной измене, а также разжигании межнациональной розни и незаконном хранении наркотиков. Подсудимый сначала отказался от дачи показаний и призвал своих защитников участвовать в процессе формально ввиду его закрытости и непрозрачности, но впоследствии Мамедов и сам начал участвовать в процессуальных действиях, задавая вопросы свидетелям и выдвигая ходатайства. Он отвергает все обвинения.

Гилал Мамедов потребовал прекратить его уголовное преследование

На сегодняшнем заседании судья Азер Оруджев заявил о завершении слушаний свидетельских показаний и предоставил слово сторонам процесса. Гособвинитель Турал Юсифов предложил завершить судебное следствие.

Обвиняемый Гилал Мамедов в свою очередь выступил с рядом ходатайств. В частности, он предложил продемонстрировать участникам процесса видеозапись допроса главного свидетеля обвинения Эльмана Гулиева, проводившегося в министерстве национальной безопасности в феврале 2007 года.

Допрос был посвящен делу предыдущего главного редактора газеты "Толыши садо" Новрузали Мамедова. О наличии видеозаписи сообщил адвокат обвиняемого Рамиз Мамедов, который защищал и права Новрузали Мамедова и видел запись допроса.

3 апреля на судебном заседании по делу Гилала Мамедова, Эльман Гулиев заявил, что в 2006 году в чайхане он имел личную беседу с обвиняемым, в ходе которой тот якобы говорил, что средства от продажи наркотиков намерен использовать для создания Талышской области.

"Эльман Гулиев тогда оговорил ныне покойного Новрузали Мамедова, заявив, что он якобы сотрудничал со спецслужбами Ирана и выполнял их заказы против азербайджанской государственности. Теперь он аналогичным образом дал показания против меня, утверждая, что я якобы доходы от наркоторговли с Ираном использовал для "разжигания талышского сепаратизма", – заявил на сегодняшнем заседании Гилал Мамедов.

Мамедов также указал на то, что Гулиев даже на допросе в суде не скрывал своей неприязни к нему.  

Обвиняемый также попросил суд о допросе заместителей начальника Низаминского райуправления полиции Баку Назима Алиева и Нофеля Магеррамова, а также генпрокурора Закира Гаралова в связи с передачей дела из полиции в следственное управление по тяжким преступлениям генпрокуратуры "только на голословных клеветнических утверждениях Эльмана Гулиева".

Мамедов ходатайствовал об исключении из материалов уголовного дела показаний Гулиева, призвал суд прекратить уголовное дело и принять меры по наказанию сотрудников полиции, незаконно задержавших его.

Против всех ходатайств Мамедова выступил прокурор Турал Юсифов. По его словам, необходимости в просмотре видеокадров допроса Гулиева нет, поскольку он касался другого уголовного дела. "Другие ходатайства ранее выдвигались на процессе и ввиду необоснованности отклонялись", - сказал Юсифов.

Суд также отклонил все ходатайства.

Гилал Мамедов - автор видеоролика "Ты кто такой? Давай,  до свидания!", ставшего очень популярным в Интернете. В ролике талыши и бакинцы исполняют на свадьбе шуточно-сатирические куплеты в жанре "мейхана" под аккомпанемент дэфа. По мнению Мамедова, его уголовное преследование связано именно с распространением видеоролика, вызвавшего раздражение властей, поскольку он привлек внимание к вопросам развития талышской культуры.

Адвокат: задержание и обыск Мамедова проводились с нарушениями

Затем судья объявил заключения экспертизы веществ, обнаруженных, по данным следствия, при Мамедове во время задержания 21 июня 2012 года и на его съемной квартире. Эксперты пришли к выводам, что эти вещества были героином.

5,75 грмма героина были обнаружены у Мамедова в кармане брюк при задержании и еще 29,94 грамма - в кармане пиджака в шкафу на его съемной квартире, говорится в заключении.

Эти доказательства были добыты с нарушением закона, заявил в свою очередь адвокат обвиняемого Халид Багиров. По его словам, оперативники не имели права проводить обыск одежды Мамедова при задержании, поскольку у них не было для этого юридических оснований.

"Обыск проводился на основе заявления, поступившего от Эльмана Гулиева, содержавшегося на тот момент в колонии номер N 7. Полиция сначала должна была допросить заявителя и выяснить, не дает ли он лживые показания", – пояснил корреспонденту "Кавказского узла" после заседания адвокат.

В ходе заседания Багиров отметил, что следователь также нарушил закон, санкционировав обыск на съемной квартире Мамедова, хотя это должен делать судья.

Заключения экспертов также оформлены с нарушениями, заявил Халид Багиров. "Эксперты могли дать заключение о составе веществ, представленных им. Однако у них не было оснований утверждать, что эти вещества принадлежат Гилалу Мамедову, ведь они же при обыске не присутствовали", - сказал защитник.

Несмотря на протесты защиты, судья объявил о завершении судебного следствия и назначил начало прений сторон на 4 сентября. Первой на них выступит сторона обвинения.

"Судебный процесс был непрозрачным"

За ходом судебного заседания сегодня наблюдали представители миссии ЕС, посольств Франции и Норвегии, а также местные правозащитники.

Судебный процесс явно проходит необъективно, уверен глава Клуба прав человека Расул Джафаров.

"Судебный процесс был непрозрачным. Слушания по двум статьям обвинения вовсе были закрытыми. На открытой части процесса были запрещены съемки и аудиозаписи. Самого Гилала Мамедова совершенно необоснованно держали на судебных заседаниях за железной решеткой, словно это опасный преступник-рецидивист. Подавляющее большинство ходатайств защиты и обвиняемого отклонялось", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" Джафаров.

Кроме того, он отметил, что доказательства стороны обвинения "малоубедительны и построены фактически на голословных утверждениях Эльмана Гулиева и сотрудников полиции, задержавших Гилала Мамедова".

Не было представлено фактов, доказывающих причастность Гилала Мамедова к наркоторговле. Ведь в таком случае надо было привести конкретные факты: каким образом Гилал Мамедов через границу получал наркотики и кому их поставлял?" - считает Джафаров.

Представители генеральной прокуратуры продолжают воздерживаться от комментариев по делу Мамедова. 

Примечание редакции: см. также новости "В Азербайджане вновь отложен суд по делу главреда газеты "Толыши садо", "В Азербайджане арестованный главред "Толыши садо" удостоен награды имени адвоката Исахана Ашурова", "В Баку прошла акция в защиту прав редактора газеты "Толыши садо".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"