Ирина Гаглоева: СМИ неверно интерпретируют события августа 2008 года в Южной Осетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Завышенные ожидания юго-осетинского общества, возникшие после событий августа 2008 года, не оправдались, заявили участники прошедшей в Цхинвале встречи экспертов. Восстановление отношений между сторонами конфликта должно идти через восстановление экономических связей, заявили участники "круглого стола" в Москве.
8 августа 2008 года начались боевые действия между Грузией и Южной Осетией. В конфликт вскоре вмешалась Россия. Активные военные действия продлились пять дней, после чего Россия заявила, что окончена операция по принуждению Грузии к миру, и 26 августа президент РФ Дмитрий Медведев подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии. В свою очередь 28 августа 2008 года парламент Грузии проголосовал за разрыв дипломатических отношений с Россией.
На прошедшей 7 августа встрече в медиа-центре "Ир" в Цхинвале присутствовали 13 человек. Во встрече, в частности, принимали участие президент медиа-центра "Ир" Ирина Гаглоева, югоосетинский политолог, председатель Госкомитета информации и печати Южной Осетии Вячеслав Гобозов, политолог Дина Алборова, российский политолог, начальник сектора кавказских исследований Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Яна Амелина, политаналитик Лана Парастаева, доцент Московской юридической академии им. О.Е. Кутафина Александр Сергеев.
Были заслушаны доклады Ирины Гагловевой, Вячеслава Гобозова, Александра Сергеева. В ходе экспертной встречи обсуждались вопросы подачи событий августа 2008 года, как в российских, так и в зарубежных СМИ, социально-экономические проблемы Южной Осетии.
Ирина Гаглоева: СМИ неверно интерпретируют события
Пятую годовщину событий 2008 года югоосетинское общество встречает в серьезном национальном депрессивном состоянии, отметила президент медиа-центра "Ир" Ирина Гаглоева.
По ее мнению, это следствие завышенных послевоенных ожиданий югоосетинского общества, когда все думали, что можно идти вперед "семимильными шагами".
Отдельно эксперт остановилась на терминологии, которую используют СМИ для описания событий пятилетней давности.
По мнению Ирины Гаглоевой, при описании событий августа 2008 года, как в российских "доброжелательных СМИ", так в самом югоосетинском обществе используется искаженная терминология, из-за которой события интерпретируются в неверном ключе.
"Если сегодня просмотреть сообщения российских СМИ, комментарии и высказывания нашего собственного президента, то мы увидим терминологию "пятидневняя война", "война России и Грузии"... Грузия ведет очень продуманную терминологическую подачу. В российских СМИ идет вот такое терминологическое искажение. Естественно, это неправильно отражает действительность, в которой мы все эти годы жили. Причем мы все знаем, как все было. Сегодня мы видим, что наша война фактически нивелируется", - сказала Гаглоева.
Вячеслав Гобозов отметил, что "терминологические вольности" будут способствовать тому, что события августа 2008 года войдут в историю как российско-грузинская война.
"Серьезные терминологические вольности позволят августовской агрессии войти в историю как российско-грузинская война. Такое звучание идет не только в западных СМИ, где такое определение звучало изначально, но и в российском политологическом обществе. На самом деле есть нормальный термин грузино-югоосетинская война, а августовские события были всего лишь составной частью операции по принуждению к миру", - сказал Гобозов.
Официальный Тбилиси считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией грузинскими территориями.
Александр Сергеев: при большом количестве безработных плитку укладывают мигранты
"Южная Осетия - это Россия в миниатюре. Все те беды, все те социум-культурные особенности, которые есть в современной России в плане элиты, в плане бытовой неустроенности, есть и в Южной Осетии. Социум-культурные коды Южной Осетии, удерживающие нацию, могут раствориться и исчезнуть, если Южная Осетия войдет в состав России. Если эти социум-культурные коды разрушатся - национальные празднества, национальные свадьбы - то югоосетинского общества и нации не будет", - заявил доцент Московской государственной юридической академии им. О.Е.Кутафина Александр Сергеев.
Высокий процент необустроенного населения при наличии больших необработанных участков земли не может свидетельствовать о стремлении республики к развитию, считает Сергеев.
"Крайняя бедность подавляющего большинства населения, неустроенность и массовая безработица при том, что мигранты из того же Таджикистана укладывают тротуарную плитку на улицах Цхинвала и получают в разы больше, чем врачи и учителя. Продукты питания завозятся через территорию России и продаются с наценкой в полтора раза дороже, чем в том же Владикавказе, когда обширные территории земель Южной Осетии не вспаханы и не обработаны", - описал состояние республики Сергеев.
При этом Сергеев отмечает крайнюю важность Южной Осетии для России. Он высказал уверенность в том, что если бы в 2008 году Михаил Саакашвили заблокировал Рокский тоннель (тоннель через Главный Кавказский хребет на Рокском перевале между Северной и Южной Осетией на Транскавказской магистрали), то в разных регионах России появились бы неспокойные настроения.
"Любой удар по Южной Осетии идет резонансом сразу в Россию. Я возьму на себя смелость утверждать, что политические процессы в Кабардино-Балкарии или в том же Дагестане, в ряде других северокавказских регионах не так болезненно будут отражаться на России в целом, как Южная Осетия. Если бы в августе Саакашвили перекрыл Рокский тоннель, то России бы уже не было. Россия развалилась бы в полтора года... Это флаг для сепаратистов и ваххабитов, грызня элит, сторонники сибирских и дальневосточных республик подняли бы флаги и сказали, что если уж небольшую группу фанатично настроенных людей в Южной Осетии Россия не смогла защитить, то значит, Россия не может ничего. Этот бикфордов шнур пошел бы сразу и без остановки", - считает Сергеев.
Вячеслав Коваленко: большинство осетин хотели бы восстановить торговые отношения с Грузией
В Москве мультимедийный "круглый стол" на тему: "Южная Осетия: пять лет после войны. Анализ ситуации" прошел 6 августа в пресс-центре РИА "Новости". Основной темой обсуждения стало возможное восстановление и развитие российско-грузинских и грузино-осетинских отношений.
Последний на сегодняшний день российский посол в Грузии, а ныне директор региональных программ Института каспийского сотрудничества Вячеслав Коваленко заметил, что в первую очередь при восстановлении отношений речь пойдет о возобновлении экономических контактов.
Импорт алкогольной продукции из Грузии в Россию был запрещен весной 2006 года. В качестве официальной причины запрета назывались претензии Роспотребнадзора к качеству грузинской продукции. В июне 2013 года возобновились поставки вина, минеральной воды из Грузии в Россию. С осени 2013 года Грузия намерена возобновить поставку цитрусовых.
"Большинство осетин хотели бы восстановить торговые отношения с Грузией, поскольку в этом случае они стали бы посредниками между Грузией и Россией", - отметил он.
Научный сотрудник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Константин Тасиц также счел наиболее вероятной нормализацию отношений через экономические контакты.
Важность восстановления экономических связей подчеркнул и ректор Академии труда и социальных отношений Евгений Кожокин, заявивший, что именно экономические контакты привяжут две страны друг к другу. Он также подчеркнул, что восстановление отношений между Грузией и Абхазией, Грузией и Южной Осетией возможно лишь после нормализации отношений Москвы и Тбилиси.
Говоря о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, он напомнил, что Россия до самого начала войны не ставила под сомнение территориальную целостность Грузии, и лишь война вынудила пересмотреть эту позицию.
"Мы были поставлены в абсолютно безвыходную ситуацию. Не направить войска мы не могли, поскольку иначе взорвалась бы ситуация на всем Кавказе. Там не прощают бессилия. Выбор у нас был между плохим и очень плохим. Мы сделали плохой выбор, оказавшийся оптимальным", - резюмировал Евгений Кожокин.
Заведующий кафедрой прикладной политологии Финансового университета при правительстве РФ, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов заявил, что единственным товаром, который Грузия предлагала Западу, была ее "антиимперскость".
"Были иллюзии о том, что Запад будет их постоянно кормить. Но сколько можно жить на продаже этого товара?" - заметил Симонов, добавив, что экономическая нормализация станет возможна только тогда, когда "из голов будет убрана политика".
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин достаточно скептично отнесся к вопросу нормализации отношений, поскольку, по его мнению, несмотря на смену режима в Грузии, новое руководство также придерживается концепции "североатлантического выбора", заложенной при Саакашвили. По его мнению, нормализация отношений будет возможна лишь после того, как Саакашвили "ответит в суде" за действия, приведшие к войне 2008 года.
Напомним, правозащитники по итогам своих наблюдений и бесед с очевидцами войны 2008 года пришли к выводу, что все стороны вооруженного конфликта в Южной Осетии серьезно нарушали нормы гуманитарного права, и заявляли, что есть все основания полагать, что в ходе августовских событий имели место военные преступления.
С оценкой А.Мухина согласился В. Коваленко, заметивший, что в окружении нынешнего премьер-министра Грузии Б.Иванишвили много проамериканских политиков, людей из бывшего окружения Саакашвили, которым будет сложно признать, что они совершили ошибку. "Они прошли определенную школу и ориентированы на Запад", - добавил он.
Он также добавил, что в грузинской политической элите сложился жесткий консенсус в отношении Абхазии и Южной Осетии как отторгнутых территорий, и серьезных сил, отстаивающих альтернативную стратегию, не существует.
23 апреля премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили в ходе выступления на заседании ПАСЕ в Страсбурге заявил, что хочет заверить абхазов и осетин в мирных намерениях грузинских властей. "Мы пытаемся наладить наши отношения и будем работать в этом направлении непреклонно", – сказал он, пообещав, что Тбилиси не будет применять силу в отношении "своих абхазских и осетинских братьев".
Заместитель декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, генеральный директор политологического экспертного клуба "Север-Юг" Алексей Власов коснулся опасности "отрыва" Абхазии и Южной Осетии от России, сделав это главной темой своего выступления.
Если раньше местная элита основывала свою легитимность на том, что именно она добилась независимости, то в настоящий момент она должна доказывать свою состоятельность в сфере развития республик, отметил Власов.
Хотя сейчас ни Абхазия, ни Южная Осетия не готовы перейти под власть Тбилиси ради экономических преференций. "Осетины готовы к восстановлению рынка, но не к изменению своего административного статуса", - сказал А.Власов.