ЕСПЧ признал Россию виновной в нарушении прав семьи Тазиевых в Ингушетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Европейский суд по правам человека вынес постановление по делу "Тазиева и другие против России", в котором признал нарушенной статью 8 Конвенции о защите прав человека в части права на уважение частной и семейной жизни с присуждением компенсации морального вреда в пять тысяч евро.
ЕСПЧ вынес решение 18 июля по иску, который подали ближайшие родственники одного из лидеров вооруженного подполья Али Тазиева (известного как Магас).
Али Тазиев был задержан в Малгобеке 9 июня 2010 года. Он обвиняется в организации и руководстве незаконными вооруженными формированиями, члены которых причастны к ряду особо тяжких преступлений, в том числе к покушению на главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. 13 мая в Ростове-на-Дону начались открытые слушания по делу, Али Тазиев признал свою вину частично.
Инцидент, после которого Тазиевы подали иск, произошел 27 декабря 2005 года. В этот день вооруженные люди в черных масках и военной форме на БТР, нескольких микроавтобусах и автомобилях без регистрационных номеров прибыли в село Насыр-Корт Республики Ингушетия.
БТР сломал ворота домовладения семьи Тазиевых и въехал во двор. Военные приказали членам семьи выйти из дома, связали одного из них и угрожали оружием. Военные находились на территории домовладения в течение нескольких часов. После того как они покинули дом, семья обнаружила, что мебель сломана, ковры и посуда повреждены, документы и ценные вещи исчезли. Уголовное расследование по факту незаконного обыска и кражи не было эффективным, говорится в жалобе, коммуницированной Евросудом 27 сентября 2011 года.
ЕСПЧ признал нарушенной статью 8 Конвенции о защите прав человека в связи с тем, что "обыск в доме заявителей не был законным, поскольку расплывчатые и абстрактные положения федерального закона "О противодействии терроризму", не предоставляющего адекватных и эффективных гарантий от злоупотреблений, не могут представлять собой юридического основания для вмешательства в право на уважение личной и семейной жизни, жилища".
"Кроме того, российские власти не представили копии постановления об обыске, из чего следует, что таковой был проведен непосредственно на основании названного федерального закона, т.е. в отсутствие решения о проведении конкретного обыска, которое определяло бы его цель и пределы вмешательства в право на уважение личной и семейной жизни и жилища и могло бы быть обжаловано", - сказано в решении Евросуда.
"Конечно, мы бы были полностью удовлетворены, если бы признали нарушение права собственности, но и я, и мои доверители отдаем себе отчет в том, что доказательств по поводу собственности, ее оценок, документов - было явно недостаточно. С другой стороны у них и не было такой возможности собрать все эти документы по понятной причине", - прокомментировала корреспонденту "Кавказского узла" решение ЕСПЧ представитель семьи Тазиевых в Евросуде адвокат Каринна Москаленко.
"Единственное, что ЕСПЧ признал, что у них не было средств правовой защиты, и это тоже нарушение, и присудил родственникам компенсацию в размере пяти тысяч евро", - сказала адвокат.
Если государство не обратится в суд с просьбой о передаче дела в Большую палату (это обычно решает коллегия из пяти судей), то через три месяца решение станет окончательным. После вступления этого решения в силу у государства будет небольшой срок в три месяца для того, чтобы выплатить родственникам компенсацию, у них есть тоже совсем небольшой срок на исполнение решения в части других мер индивидуального характера, а также мер общего характера по такого рода делам, пояснила Москаленко.
Комментариев от представителей российских властей в связи с решением ЕСПЧ пока не поступало.
Тазиевы также заявляли о преследовании со стороны силовых структур и о намеренном взрыве их домовладения 3 марта 2011 года. Эта силовая акция стала причиной повторного обращения Тазиевых в Страсбург. Коммуницированная Евросудом жалоба ожидает рассмотрения, сказала Каринна Москаленко.
Отметим, что ранее близкие родственники Тазиева заявили, что не поддерживают связи с Магасом. Так, родной брат Али Тазиева Асхаб Тазиев в комментарии "Кавказскому узлу" подчеркнул, что не одобряет тот путь, который выбрал его брат Али Тазиев.
"Али Тазиев да, наш родной брат, мы никуда от этого не денемся, наша мать родила его от нашего отца, кровный родственник. Но то, что он пошел по этой дороге, мы же не можем отвечать за это! Я с 1998 года его не видел. В 2003 году умер отец, в прошлом году, в январе, умерла мать, и ни на те, ни на те похороны он не приехал. Мать до последнего ждала его, беспокоилась о нем. Дня за три-четыре до смерти она говорила, что если бы он был жив и знал, что она болеет, то обязательно бы пришел. Но он не пришел. Как его можно братом назвать? Никаких у нас отношений нет и быть не может", - заявил в марте 2011 года Асхаб Тазиев.
Примечание редакции: см. также новости "Плиев: Европейский суд по правам человека рассмотрит дело Бузуртанова в порядке исключения", "Жители Ингушетии подают в суды иски с требованием выплаты материальной компенсации за годы депортации", "ЕСПЧ принял к рассмотрению жалобу адвокатов осужденных по делу о подрыве "Невского экспресса".