Осужденные с Кавказа заявили об ущемлении их религиозных прав в колонии Амурской области
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Осужденные уроженцы Северного Кавказа, отбывающие наказание в ФКУ ИК-2 Амурской области, жалуются на запрет руководства колонии выполнять заключенным-мусульманам религиозные обряды. В УФСИН по Амурской области, а также в аппарате уполномоченного по правам человека, сообщили, что не владеют информацией о ситуации в ИК-2.
"Осужденным не дают молиться"
Осужденные-мусульмане подвергаются давлению со стороны руководства колонии строгого режима №2 Амурской области, расположенной в селе Возжаевка, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" родственник одного из осужденных уроженцев Дагестана, попросивший не афишировать его имя.
"Осужденным не дают молиться. Во время молитвы в камеру врываются сотрудники исправительного учреждения и требуют, чтобы осужденные прервали молитву, хотя это нежелательно по религиозным соображениям. Если человек не подчиняется, его могут попросту избить либо отправить в ШИЗО (штрафной изолятор. - Прим. "Кавказского узла"). Я уже не говорю о том времени, когда мусульмане должны соблюдать пост, молясь. В колонии нет молельной комнаты для мусульман, не разрешается религиозная литература. Тюрьма - это заведение, где человек должен избавляться от совершенных грехов, а религия является очищением, зачем же людям препятствовать в их желании исправиться?!" - заявил родственник осужденного, не уточнив количество мусульман, отбывающих наказание в колонии и жалующихся на притеснения.
Не рассказал он и о том, по каким статьям были осуждены заключенные. По словам собеседника корреспондента "Кавказского узла", в ближайшее время он вместе с другими родственниками намерен обратиться к уполномоченному по правам человека Амурской области, а также в другие организации, занимающиеся защитой прав осужденных.
Омаров: я отказался от приема не соответствующей канонам ислама пищи, которую предоставляет администрация ИК-2
Собеседник корреспондента также передал письмо от осужденного уроженца Дагестана Арсена Омарова, 1979 года рождения, отбывающего наказание в ИК-2 Амурской области. По его словам, Омаров с июля 2011 года отказался от полноценного приема пищи, которая не соответствует нормам ислама, и просил передать письмо журналистам и правозащитникам.
"Официально заявляю о том, что с июля 2011 года не питаюсь пищей, которую предоставляет администрация исправительного учреждения ФКУ ИК-2 Амурской области в селе Возжавка, так как по вероубеждению это считается грехом и влияет на мое духовное состояние. От недоедания мой организм истощен, в данный момент я вынужден принимать пишу лишь для того, чтобы передвигаться и для поддержания жизни", - пишет в своем письме Арсен Омаров.
Также в своем письме осужденный просит руководство колонии решить вопрос с открытием молельной комнаты.
Сотрудник исправительной колонии №2 Амурской области отказался от комментариев, сославшись на отсутствие руководства. В УФСИН по Амурской области, а также в аппарате уполномоченного по правам человека корреспонденту "Кавказского узла"сообщили, что не владеют информацией о данной проблеме в ИК-2.
Магомедов: УИК гарантирует осужденным возможность исповедовать любую религию
Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в исправительных учреждениях в законодательном порядке регулируется ст.14 Уголовно-исполнительного кодекса, "но на деле часто не исполняется в связи с размытостью понятий", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат дагестанской коллегии адвокатов Руслан Магомедов.
"В частности, ст. 14 УИК (Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных) в части первой гарантирует осужденным возможность исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом в части второй статьи говорится о том, что "осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц". Пятикратный намаз в этой связи часто становится причиной конфликта в учреждениях уголовно исправительной системы. Осужденных, соблюдающих предписания ислама, часто обвиняют в нарушении дисциплины", - пояснил адвокат.
По его словам, часть четвертая ст. 14 также гарантирует, что "в учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой". "Однако на деле осужденные, особенно те, кто отбывает наказание в удаленных от Северного Кавказа регионах, жалуются на отсутствие молельных комнат, а также религиозной литературы. Вопрос, касающийся питания, для лиц, соблюдающих религиозные предписания, никак не регулируется. По сути дела, у работающих осужденных есть возможность приобретать необходимые продукты в магазинах системы УФСИН, при этом этой возможности не имеют осужденные инвалиды, находящиеся на бюджетном обеспечении, - пояснил Магомедов.
Уроженцы Северного Кавказа, содержащиеся в тюрьмах в других регионах России, и ранее жаловались на притеснения со стороны других заключенных и сотрудников исправительных учреждений. Так, родные осужденных уроженцев Северного Кавказа сообщили о голодовке в ИК-7 Мордовии против условий содержания, а также отношения к осужденным со стороны сотрудников колонии. Подобный инцидент в ИК-7 произошел в ноябре 2012 года. Тогда 30 человек, большинство из которых выходцы из республик Северного Кавказа, также объявляли голодовку. Участники голодовки требовали соблюдать права заключенных и прекратить избиения, которым они подвергаются в исправительном учреждении, сообщали родственники заключенных. Администрация колоний заявления родственников не комментировала.
Ранее председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева осудила также практику этапирования мусульман в зоны, расположенные в регионах с преимущественно христианским населением. По словам Алексеевой, такие заключенные вдали от дома подвергаются пыткам и бесчеловечным условиям содержания, многие из них погибают или выходят на свободу инвалидами.