Обвинения по делу 16 Свидетелей Иеговы из Таганрога абсурдны и неконкретны, отмечают эксперты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Дело шестнадцати Свидетелей Иеговы, суд над которыми начался в Таганроге 30 мая, показывает абсурдность российского антиэкстремистского законодательства, заявили на пресс-конференции в Москве эксперты в области прав человека. Надуманной и неконкретной назвал позицию стороны обвинения по делу адвокат верующих Виктор Женков.

Напомним, следствие сочло, что обвиняемые проигнорировали решение Ростовского облсуда, который в сентябре 2009 года признал религиозную общину Свидетелей Иеговы в Таганроге экстремистской и запретил ее деятельность в Ростове-на-Дону, а также в Неклиновском и Матвеево-Курганском районах Ростовской области. Свидетели Иеговы продолжили в Таганроге запрещенную судом деятельность и изучали литературу, включенную в список экстремистских материалов, считает сторона обвинения.

Подсудимые своей вины не признают. Защита верующих указывает на несостоятельность обвинений и заявляет об отсутствии в деле состава преступления.

Предварительные заседания по делу шестнадцати Свидетелей Иеговы, обвиняемых в экстремистской деятельности, прошли 13 и 20 мая, заседание перенесено на 26 июня.

Адвокат: в чем конкретно обвиняются подсудимые, непонятно

В основу уголовного преследования группы верующих легло решение Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 года по гражданскому делу о ликвидации юридического лица - местной религиозной организации (МРО) Свидетелей Иеговы "Таганрог" (деятельность таганрогской общины СИ запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"). Жалоба на это решение сейчас находится в Европейском суде по правам человека, рассказал 3 июня на пресс-конференции в Независимом пресс-центре в Москве адвокат верующих Виктор Женков.

По его словам, Свидетели Иеговы из Таганрога обращались в Верховный суд России с жалобами на решение Ростовского областного суда. Однако жалобы были оставлены без рассмотрения с той мотивировкой, что решение суда касается только юридического лица и не касается физических лиц.

"Действительно, в решении суда нигде не говорится, что физическим лицам запрещается встречаться, вместе читать Библию и вести религиозную деятельность. Но оказалось, что правоохранительные органы в Таганроге понимают решение областного суда не так, как понимает его суд. И позиция правоохранительных органов следующая: если деятельность местной религиозной организации запрещена, значит, запрещена любая религиозная деятельность Свидетелей Иеговы в этом регионе. То есть они имеют право осуществлять свою деятельность в Ростове, Томске, Омске, других городах, но только не в Таганроге. Поэтому оперативные сотрудники полиции, ФСБ начали собирать информацию о конкретных людях, подглядывали за ними. В местах, где проводились богослужения, были установлены видеокамеры, записывали негласно, затем проводились массовые обыски, допросы, изъятие личных вещей", - рассказал Виктор Женков.

Результатом оперативно-разыскной деятельности, по утверждению адвоката, стало 62-томное уголовное дело в отношении 16 Свидетелей Иеговы, которых обвиняют в организации и участии в деятельности экстремистской организации (статья 282.2 УК РФ).

"Обвинительное заключение составляет 20 томов, но в чем конкретно обвиняются 14 мужчин и две женщины - остается непонятным. Написано: такой-то человек принял участие в деятельности экстремистской организации, но в чем это выражалось - не конкретизируется. Мы считаем обвинение абсурдным, надуманным, неконкретным", - заявил адвокат.

Он добавил, что спустя год после возбуждения дела следователь пригласил обвиняемых и предложил им воспользоваться примечанием к статье 282.2 - лицо, добровольно прекратившее участие в экстремистской организации, освобождается от уголовной ответственности.

Однако Свидетели Иеговы заявили, что они никогда не начинали экстремистскую деятельность, поэтому и прекратить ее не могут, передал позицию обвиняемых адвокат Женков.

Свидетели Иеговы: власти загоняют нас в подполье

Один из подсудимых, 30-летний Кирилл Кравченко, рассказал на пресс-конференции, что с 1993 года старается жить по библейским заповедям. Он закончил обычную и музыкальную школу, поет в хоре, имеет благодарность от мэра Таганрога. Работает на оптовой фирме. В 2011 году он женился и через полгода попал под следствие.

"Это очень сказалось на моей жизни и жизни родственников. Я нахожусь под подпиской о невыезде, без разрешения следователя не могу поехать ни к родственникам в другой город, ни в командировку. Мне постоянно приходится отпрашиваться с работы - на следственные действия, на ознакомление с уголовным делом, в суд. Мы не знаем, в чем нас обвиняют. Жить по библейским законам, исполнять десять заповедей - и быть экстремистом невозможно", - сказал Кирилл Кравченко.

Мнения других Свидетелей Иеговы участники пресс-конференции узнали из видеоролика, показанного в Независимом пресс-центре.

В частности, Александр Скворцов заявил, что после начала следствия участились случаи агрессии против Свидетелей Иеговы в Таганроге.

Оксана Троцюк рассказала, что обыски, следствие и суд очень сильно напоминают ей то, что происходило с семьей ее родителей в годы СССР. Ее отец Николай Троцюк уже был осужден на три года за причастность к организации Свидетелей Иеговы (деятельность таганрогской общины СИ запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла").

Валерий Косухин рассказал, как было конфисковано здание, построенное самими верующими на пожертвования. "Раньше власти знали, где мы собираемся, теперь нас загоняют в подполье", - сказал он.

"Ростовское правосудие стремится к рекорду по числу обвиняемых"

На фоне многих подобных дел дело таганрогских Свидетелей Иеговы выделяется своими масштабами, отметил директор аналитического центра "Сова", член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Верховский.

"Ростовское правосудие собирается поставить рекорд по количеству обвиняемых, почему-то выбрав для этого Свидетелей Иеговы, а не какую-нибудь общественно опасную группировку, которых у нас в стране достаточно", - сказал Верховский.

При этом он отметил, что следствие оказалось неспособным выдвинуть против Свидетелей Иеговы сколько-нибудь содержательное обвинение.

"Что же является преступлением? Люди собирались, проводили богослужения, но богослужения как таковые не могут быть преступлением, поскольку у нас в стране свобода совести каждого отдельного человека не может быть ограничена принятым решением о запрете организации (деятельность таганрогской общины СИ запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла")", - считает эксперт.

Александр Верховский также обратил внимание на то, что материалы дела содержат экспертное заключение Владимира Сторчака. "Экспертное заключение составлял человек, не совсем нейтральный в религиозных делах, - помощник руководителя миссионерского отдела московского патриархата", - заявил Александр Верховский, отметив однако, что автору заключения "надо отдать должное - он не говорит о том, что в материалах есть возбуждение ненависти, а что есть унижение других религий".

В связи c делом таганрогских Свидетелей Иеговы Александр Верховский процитировал постановление Верховного суда от 28 июня 2011 года о судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности, которое, по мнению эксперта, может быть применимо в данном случае: "Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды".

Три аспекта отметил в обвинительном заключении по делу таганрогских Свидетелей Иеговы директор Института прав человека Валентин Гефтер.

"Первое - они осуществляли пропаганду религиозных взглядов вопреки требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Наверно, они [сторона обвинения] имели в виду, что Свидетели Иеговы ставят свою религию выше, чем другие конфессии. Вчера вечером (2 июня. - Прим. "Кавказского узла") на государственном канале в программе Соловьева православный священник говорил: "Да, я не стесняюсь говорить, что наша религия главная, истинная, верная". Но если так может сказать человек с государственного канала на всю страну, то я не понимаю, почему Свидетели Иеговы сами себе в своем кругу не могут сказать, что лучше понимают библейские истины, чем другие. Второе - разрушение семьи и брака путем дистанцирования верующих от их родственников. Это я себе просто не могу представить. Причем конкретных фактов не указано, только общие клише. И третье - пропаганда выбора работы только с неполным рабочим днем", - перечислил Валентин Гефтер.

Обвинение по делу таганрогских Свидетелей Иеговы Валентин Гефтер назвал абсурдным и незаконным. "Очень жалко людей. Но иногда хочется сказать: ну, дойдите вы в абсурдности применения этого антиэкстремистского законодательства до того, чтобы этот закон уже рухнул под собственной тяжестью", - сказал он.

Свое видение причин того, что Свидетели Иеговы подвергаются гонениям, причем не только со стороны правоохранительных органов, объяснила религиовед Академии труда и социальных отношений Екатерина Элбакян.

"Их организации наиболее напоминают раннехристианские общины. Это одна из самых быстро растущих религиозных организаций в мире, и официальный истеблишмент это, конечно, пугает. Русская православная церковь, другие организации все-таки вписаны в эту политическую систему. Свидетели же подчеркнуто аполитичны, они живут своей религиозной жизнью", - считает Екатерина Элбакян.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями стороны обвинения относительно прозвучавших на пресс-конференции заявлений адвоката подсудимых и других участников мероприятия.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"