В Азербайджане учредитель оппозиционной газеты осужден на три года лишения свободы условно
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Азербайджане по обвинению в неуплате налогов к трем годам лишения свободы условно приговорен учредитель газеты "Гюндем хабар" ("Новости дня") Ширин Джафари, передает корреспондент "Кавказского узла".
Такое решение 20 мая вынес Кяпазский районный суд города Гянджи, признав Джафари виновным по статье 213.2.2 УК Азербайджана (уклонение от уплаты налогов на крупную сумму). Суд также обязал его погасить налоговый долг на более чем 71 427 манатов (свыше 91 тысячи долларов).
Обвиняемый считает приговор несправедливым, незаконным и политически мотивированным, и намерен обжаловать его в апелляционном суде.
Как сообщал "Кавказский узел", ранее Джафари было предъявлено обвинение в неуплате налогов на сумму 68 244 маната (82,5 тысячи долларов). Он был подвергнут уголовному преследованию по обвинению в уклонении от уплаты налогов и злоупотреблении должностными полномочиями в конце августа 2011 года. Расследование проводило управление по борьбе с коррупцией при генеральном прокуроре на основе обращения "Совета прессы". Впоследствии обвинение в превышении должностных полномочий с Джафари было снято. Департамент министерства налогов в сентябре 2011 года потребовал от Джафари заплатить долги по налогам в размере 107 тысяч манатов (около 130 тысяч долларов).
"Мы считаем приговор суда гуманным с точки зрения того, что Ширина Джафари не взяли под стражу. Но это убийственное решение по отношению к газете. Таких средств у нас просто нет. Все поступления на банковский счет будут автоматически списываться в счет долга. Мы просто не сможем выпускать газету", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" главный редактор газеты "Гюндем хабар" Насими Шарафханлы.
Обвинение настаивало на пяти годах лишения свободы
Статья 213.2.2 (уклонение от уплаты налогов в крупном размере) УК определяет наказание от трех до семи лет с лишением свободы. Прокурор просил суд приговорить Джафари к пяти годам лишения свободы.
По словам Шарафханлы, Джафари инкриминирована неуплата налогов на сумму 71 427 манатов (свыше 91 тысячи долларов) за период с 1 июня 2009 года по 1 июня 2011-го. Он считает, что сумма налогов начислена "неправильно".
"Они исходили из того, что газета выходила ежедневно тиражом "Ени Мусават" и "Азадлыг", то есть около 10 тысяч экземпляров. Но это нет так. Газета начала выпуск с 1 июня 2009 года периодичностью раз в неделю, с сентября того же года - два раза, с мая 2010 года – три раза, с 16 мая 2011 года – пять раз. При этом тираж составлял около 1500 экземпляров и на короткий период около 2500 экземпляров", - пояснил Шарафханлы.
Кроме того, при начислении суммы налога определялся доход газет 40 гяпик (около 51 цента) с каждого экземпляра, в то время как за вычетом типографских расходов и расходов на распространение, редакция получала всего 26 гяпик (33,4 цента). Кроме того, налоговики не приняли во внимание, что половина тиража газеты не распродавалась и возвращалась. В реальности же, в период, рассматриваемый следствием, общий доход газеты составил 16 тысяч манатов (20,5 тысячи долларов), а сумма налога по упрощенной системе - всего 640 манатов (около 820 долларов), которые газета готова была оплатить, утверждает Шарафханлы.
По его мнению, Джафари преследуют за критические публикации в адрес властей, однако кем именно мог быть инициирован "заказ на привлечение Джафари к уголовной ответственности", он затруднился предположить. "Точно не могу сказать. Мы многих высокопоставленных лиц критиковали из-за коррупции и нарушений прав человека. Возможно, это было какое-то общее решение", - сказал Шарафханлы.
Он добавил, что в период рассматриваемый следствием, Джафари также был главным редактором газеты.
Сам Ширин Джафари воздержался от комментариев, отметив, что сказанное главным редактором полностью отражает его позицию.
Адвокат: следствие велось с нарушением процессуальных норм
В свою очередь, адвокат Эльчин Садыгов заявил о нарушении процессуальных норм. По его словам, управление по борьбе с коррупцией получило от Минналогов разрешение на проведение внеочередной выездной проверки в редакции. Однако это управление не имеет права на ведение налоговой проверки, сказал адвокат. Лишь позднее следствие было передано министерству налогов, добавил он.
Есть основания полагать, что следствие применяет подобные методы против неугодных СМИ и журналистов
Садыгов также указал на неправильность подсчета налога исходя из крупного тиража других газет.
"Подобный метод был применен лишь однажды в отношении газеты "Хурал", главный редактор которой Аваз Зейналов был приговорен к 9 годам лишения свободы, в том числе, по обвинению в уклонении от выплаты налогов. Есть основания полагать, что следствие применяет подобные методы против неугодных СМИ и журналистов", - сказал Садыгов.
Что касается судебного следствия, то оно, по словам адвоката, также велось с нарушением процессуальных норм, ходатайства защиты не удовлетворялись.
Адвокат заявил, что приговор будет обжалован в апелляционном суде.
Напомним, что инициатором уголовного преследования журналиста выступил "Совет прессы", который в мае 2010 года направил жалобу в управление по борьбе с коррупцией Генеральной прокуратуры. Адвокат заявил об отсутствии у этого органа таких полномочий. "Совет прессы – орган саморегулирования прессы и не обладает статусом государственного органа, чтобы инициировать уголовное преследование кого-либо", - сказал он.
Руководство "Совета прессы" оказалось недоступным комментариев. Однако ранее его представители заявляли, что газета "Гюндем хабар" включена в "черный список" газет, нарушающих профессиональную этику".
"Это не первый случай, когда устраняются неугодные СМИ"
Директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов назвал обвинительный приговор в отношении Джафари "еще одним ударом по свободе выражений".
Наряду с арестами журналистов власти используют против независимой прессы методы экономического удушения
"Дело не только в том, что наказан учредитель издания, критикующего власти, это акт и устрашения для других. Главного редактора не арестовали, но фактически вынесено решено об экономическом удушении газеты. Это не первый случай, когда устраняются неугодные СМИ. Имущество газеты "Хурал" также изъяли под предлогом выплаты штрафов по судебным искам за диффамацию. А ее главного редактора Аваза Зейналова осудили к 9 годам лишения свободы, в том числе, по обвинению в неуплате налогов. По судебным искам периодически подвергается арестам банковский счет газеты "Азадлыг". Наряду с арестами журналистов власти используют против независимой прессы методы экономического удушения", - заявил Гусейнов.
По его словам, "хотя деятельность газеты "Гюндем хабар" вызывала неоднозначную реакцию в обществе, и были жалобы на нарушения ею профессиональной этики, однако это не давало оснований для фальсификации против ее учредителя уголовного обвинения".
Подобные методы расправы над неугодными СМИ способствуют усилению самоцензуры
"Ибо очевидно, что начисленный налоговый долг газете "Гюндем хабар" астрономичен. Таких доходов у газеты просто быть не могло с учетом ее реального тиража и продаваемости. Не было у газеты и рекламы. Подобные методы расправы над неугодными СМИ способствуют усилению самоцензуры", - сказал Гусейнов.
Министерство налогов пока никак не комментирует судебное решение в отношении Джафари.
Ранее Джафари заявлял, что не знает, какие публикации могли бы вызвать претензии правоохранительных органов. Но предположил, что в его уголовном преследовании мог быть заинтересован заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов.
Так, в статье "Империя в прессе" говорилось о якобы созданной Гасановым монополии в прессе и зависимости от него азербайджанских СМИ. Чиновники из администрации назвали эти обвинения абсолютно беспочвенными.
"Кавказский узел" не располагает комментариями Гасанова относительно заявлений Джафари.
Газета "Гюндем хабар" издается в Азербайджане около четырех лет. С мая 2011 года выходит пять раз в неделю.