Суд по делу Тазиева заслушал показания свидетелей взрыва пассажирского автобуса в Невинномысске
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Четверо жителей Ставропольского края, пострадавшие в результате взрыва пассажирского автобуса в Невинномысске в декабре 2007 года, допрошены сегодня в ходе заседания по делу одного из руководителей "Имарата Кавказ" Али Тазиева в Северо-Кавказском военном окружном суде.
"Кавказский узел" сообщал о том, что 9 декабря 2007 года в Невинномысске в автобусе, выполняющем рейс Пятигорск - Ставрополь, произошел взрыв, в результате которого погибли двое пассажиров, 12 человек пострадали.
Али Тазиеву (более известному под кличкой "Магас") инкриминируется создание и руководство вооруженными группами, участники которых совершили особо тяжкие преступления: кроме взрыва пассажирского автобуса в Невинномысске, это взрыв у здания ОВД в Ингушетии в августе 2009 года, а также покушение на главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова в июне 2009 года.
В ходе допросов трое из четверых потерпевших заявили исковые требования о компенсации причиненного им вреда, однако в начале заседания один из них - Владимир Чернышов - отказался от своих требований. Суд принял отказ от гражданского иска, постановив прекратить производство по данному делу.
По просьбе стороны обвинения суд принял решение об изменении первоначально установленного порядка допроса потерпевших. В первую очередь были заслушаны показания проживающей в Ставрополе студентки Ольги Сытко.
Потерпевшая рассказала суду, что 9 декабря 2007 года она, находясь на одной из платформ автовокзала Невинномысска, стала свидетельницей теракта. У взорвавшегося автобуса загорелась задняя часть, рассказала она, добавив, что после взрыва на автовокзале началась паника. Телесный вред Сытко в результате взрыва нанесен не был, однако в капюшоне шубы девушки позднее были обнаружены осколки стекла.
Вторым суд заслушал жителя Невинномысска Владимира Свияша. Потерпевший сообщил, что в день теракта он приехал на автовокзал, чтобы проводить уезжавшую дочь-студентку и ее подругу.
В момент взрыва Свияш стоял на платформе лицом к автобусу в 4-5 метрах от него, а девушки находились немного дальше. По словам потерпевшего, в результате инцидента у него была сломана челюсть, позднее врачи извлекли из его тела "много осколков" и диагностировали сотрясение мозга.
Свияш заявил, что и на его куртке, и на одежде дочери осталось много порезов от разлетевшихся при взрыве осколков. На вопрос судьи, может ли потерпевший предоставить верхнюю одежду для исследования, Владимир Свияш ответил утвердительно.
Представитель стороны защиты Елена Дроздова поинтересовалась у свидетеля, заявлял ли он исковые требования о возмещении ущерба в ходе рассмотрения уголовного дела в отношении Руслана Костоева и Зураба Цуроева, обвиняемых в подрыве пассажирского автобуса "Пятигорск - Ставрополь".
Свияш сообщил, что хотя он действительно подавал гражданский иск, требования его не были удовлетворены. Однако, добавил свидетель, он получил 30 тысяч рублей "от государства" как пострадавший в результате теракта.
9 сентября 2009 года суд приговорил Костоева и Цуроева к 24 и 23 годам лишения свободы соответственно. Суд установил, что, действуя в составе устойчивой группы, они подложили СВУ под заднее сидение автобуса.
Далее показания дал Сергей Бобцов. По его словам, в день теракта он на личном автомобиле Opel подъехал к невинномысскому автовокзалу на бульваре Мира, припарковал автомобиль и направился к кафе, находящемуся на территории вокзала. Автобус "Пятигорск - Ставрополь" уже стоял на платформе.
Когда Бобцов находился примерно в 20 метрах от автобуса, прогремел взрыв, после которого автобус загорелся. После этого началась паника, отметил свидетель, "все бегали, кто-то кричал, что взорвалась печка автобуса".
Бобцов рассказал, что видел как минимум двоих тяжело пострадавших - девушку, которую вынесли из автобуса и пытались реанимировать, и лежавшую без сознания женщину с телесными повреждениями. У самого свидетеля осколками были повреждена рука и живот.
Бобцов также подал иск о возмещении ему материального ущерба на сумму 8 тысяч рублей. На вопрос защитника обвиняемого, из чего складывается заявленная сумма ущерба, потерпевший пояснил, что в результате взрыва был повреждены лобовое стекло и фары его автомобиля, одежда Бобцова также оказалась испорчена. Потерпевший подчеркнул, что на момент теракта его пенсия составляла около 2 тысяч рублей, так что понесенный ущерб он считает значительным.
Последним суд выслушал показания пассажира взорванного автобуса Владимира Чернышова. Потерпевший рассказал, что 9 декабря 2007 года он и его жена ехали автобусом "Пятигорск - Ставрополь" из Лермонтова. В момент взрыва супруга Чернышова находилась в автобусе, а сам он находился снаружи, рядом с автобусом.
В результате теракта мужчина, по его словам, получил легкие телесные повреждения, однако к врачам Чернышов не обращался. Его жена дважды находилась на лечении в стационаре, кроме того, она была так напугана, что с тех пор отказывается ездить на дальние расстояния.
На вопрос судьи о причинах отказа от иска о возмещении ущерба пострадавший пояснил, что не может доказать причинение ему материального ущерба, поскольку он выбросил остатки имущества, сгоревшего при взрыве автобуса.
Помимо опрошенных свидетелей, на заседании суда присутствовал бывший сотрудник автовокзала города Невинномысска. Однако суд не смог выслушать его показания из-за отсутствия у него доверенности от руководства предприятия.
После допроса потерпевших сторона обвинения попросила суд перейти к заслушиванию материалов уголовного дела. Суд принял решение удовлетворить ходатайство.
Северо-Кавказский окружной военный суд, расположенный в Ростове-на-Дону, начал слушать дело одного из высших руководителей структуры вооруженного подполья Северного Кавказа "Имарат Кавказ" Али Тазиева вчера, 13 мая. Стороной обвинения на процесс заявлено более 900 потерпевших и около 200 свидетелей. Назначенные Тазиеву государственные адвокаты пока не дают комментариев относительно хода процесса. Сам подсудимый не признал вину по большинству инкриминируемых статей.