Политологи назвали закономерным переназначение прежних министров в Армении
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Президент Армении Серж Саргсян подписал указы о переназначении министрами обороны и иностранных дел страны Сейрана Оганяна и Эдварда Налбандяна. Политтехнолог Армен Бадалян указывает на то, что эти министры ранее подвергались серьезной критике. Политолог Сергей Шакарянц видит связь критики с внутриполитической борьбой, тогда как политический аналитик Александр Искандарян считает переназначение следствием отсутствия в стране серьезной оппозиции.
Напомним, 9 апреля Серж Саргсян подписал указ об отставке правительства. Все члены кабинета министров продолжили работу в статусе временно исполняющих свои обязанности. 18 апреля Саргсян предложил на должность премьера кандидатуру действующего премьер-министра Тиграна Саркисяна, а 19 апреля подписал указ о назначении Саркисяна на этот пост.
Указы о назначении Сейрана Оганяна и Эдварда Налбандяна главами министерств обороны и иностранных дел Армении соответственно подписаны президентом 20 апреля.
Бадалян: министр в Армении – не политическая фигура, исполнитель политики президента
Как все правительство Армении, так и премьер-министр Тигран Саркисян, постоянно подвергались критике со стороны общества, и их переназначения показывают, что для властей критика ничего не значит, указывает политтехнолог, эксперт Центра политических исследований Армен Бадалян.
''Если учесть количество смертей в армии, можно сказать, что министр Сейран Оганян, в принципе, не справился со своей задачей. Конечно, количество смертей уменьшилось за последнее время, но, тем не менее, за жизнь каждого солдата отвечает министр обороны'', - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Армен Бадалян.
Он считает, что было бы целесообразно назначить на пост главы Минобороны другого человека.
Критике эксперт подверг и заявление Эдварда Налбандяна 17 апреля на совместной с генеральным секретарем Совета Европы Тербьорном Ягландом пресс-конференции в Ереване о готовности Армении к возобновлению дипломатических отношений с Венгрией. Налбандян в частности отметил, что Армения всегда готова восстановить дипотношения, но "сама Венгрия в свою очередь должна сделать определенные шаги'', и "инициатива должна исходить от Венгрии".
По мнению Бадаляна, разорвав отношения с Венгрией, Армения ничего не выиграла, но и после восстановления ничего не изменится. ''Венгрии все равно, ибо Армения не является стратегическим мировым и геополитическим игроком ни в политическом, ни в военно-стратегическом, ни в торговом отношении'', - указывает Армен Бадалян.
В то же время, считает он, Венгрия не пойдет ни на какие определенные шаги, связанные с делом Рамиля Сафарова. ''Ноту протеста Азербайджану Венгрия точно не направит. Это лишь даст повод для очередной критики в адрес нашего правительства в связи с необдуманным шагом. Зачем надо было разрывать отношения, если сегодня выражаем готовность их восстановить'', - говорит Бадалян.
По мнению эксперта, ''правительство как единый и отдельный политический орган не существует, есть только политика президента Сержа Саргсяна''.
От личности назначенного на ту или иную министерскую должность в Армении практически ничего не зависит, указывает он. ''Захочет президент упразднить монополию на импорт товаров первой необходимости, министры ее упразднят. Министр в Армении – лишь исполнитель, а не политическая фигура, и он ведет ту политику, которую от него требует президент'', - подчеркивает Армен Бадалян.
Шакарянц: сомневаться в профессионализме Налбандяна и Оганяна не приходится
Политолог, эксперт по региональным политическим вопросам Закавказья Сергей Шакарянц считает, что в Армении все министерства подвергались постоянной критике, и ''делать акцент на личности двух министров, нельзя''.
''Чем они хуже других?'' – говорит Сергей Шакарянц, отмечая, что сомневаться в профессионализме переназначенных министров Налбандяна и Оганяна не приходится.
Он считает, что "придраться" можно ко всему. ''К примеру, к МИД Армении по поводу экстрадиции в Баку азербайджанского офицера Рамиля Сафарова, убившего в Будапеште Гургена Маргаряна, или же к недавнему ошибочному заявлению Армении о готовности восстановить дипломатические отношения с той же Венгрией'', - указывает Шакарянц.
Как считает эксперт, внешнеполитическая линия Армении традиционно формируется не в МИД, а в аппарате президента.
''Так было всегда, начиная с первого президента. Мы прекрасно знаем, что ни один министр иностранных дел в этом не был бы виноват. И я уверен, что, если бы подобного масштаба вопросы решал лишь Эдвард Налбандян, то таких решений не было бы. Налбандян – кадровый дипломат и прекрасно понимает, что в этом случае все будет связываться с его реноме, имиджем и карьерой'', - утверждает Сергей Шакарянц.
Касательно переназначения Сейрана Оганяна на должность министра обороны Армении он отмечает, что не видит, в связи с чем можно было бы поставить вопрос о его профессиональной пригодности.
''Абсолютно ясно, кем организована критика данного министерства и гражданский контроль над военной сферой в парламенте. Это просто кому-то нужно. И они даже этот институт власти собираются постоянно ставить под сомнение и подрывать авторитет, который есть, и по сей день сохранился'', - отметил Шакарянц, имея в виду оппозиционно настроенных политиков.
Политолог также добавил, что, начиная с 2008 года, армянский МИД ''избавился от кадров Левона Тер-Петросяна (первый президент Армении, лидер оппозиционного "Армянского национального конгресса". - Прим. "Кавказского узла"), и сейчас им хочется вернуться". "Именно поэтому эти структуры подвергаются постоянной критике'', - считает Сергей Шакарянц.
''Тут нужно поднять вопрос о целесообразности переназначения не министров, а самого премьер-министра Тиграна Саркисяна, которого готовы раскритиковать все ведущие политические силы'', - заявил он.
Искандарян: переназначения премьер-министра, а также министров иностранных дел и обороны Армении логичны
Переназначение прежних премьер-министра, а также министров иностранных дел и обороны Армении директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян считает логичным.
По его мнению, выборы, как органов местного самоуправления, так и парламентские, и президентские, показали, что серьезной оппозиции в Армении нет. Оппозиция, по образному выражению Искандаряна, на сегодняшний день ''находится в руинах'', и серьезной силы, способной представлять угрозу для республиканцев, по его мнению, нет.
Александр Искандарян напомнил, что Гагик Царукян, лидер партии ''Процветающая Армения'', которая на парламентских выборах в 2012 году набрала наибольшее количество голосов после правящей Республиканской партии Армении, отказался выдвигаться в президенты. Также, по мнению эксперта, не стал реальной угрозой для властей и занявший второе место на президентских выборах 18 мая 2013 года Раффи Ованнисян, получивший около 40% голосов избирателей.
''Соответственно, соперников нет. А, если их нет и нет того, что может вынудить менять команду, то власти не видят в этом особых причин и смысла'', - делает вывод Искандарян.
По мнению политолога, изменения в правительстве еще будут, но они не станут кардинальными. ''Это уже видно по переназначению премьер-министра как результата ''проявления доброй воли властей'', что сильно отличается от того, когда власти вынуждены что-то делать. Политики не делают ничего, если их к тому не вынуждают'', - считает политолог, указывая, что критики нынешней власти не смогли сделать так, чтобы республиканцы внесли изменения.
см. также новости "Шакарянц: итоги выборов в Совет старейшин Еревана будут зависеть от явки избирателей", "В Ереване сменился начальник полиции", "Партия "Наследие" инициировала создание гражданского движения "Новая Армения".