В Махачкале на выставке "Герои времени" представлены портреты исторических персонажей

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Центре этнической культуры в Махачкале открылась персональная выставка ногайского художника-графика Алибека Койлакаева "Герои времени". Основная часть экспозиции - портреты исторических персонажей и предков художника, картины быта Великой степи.

Открытие выставки состоялось 13 апреля. В экспозиции представлено 35 графических работ, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" одна из организаторов выставки Джавгарат Монакова. "В основном это портреты известных ордынских правителей и предводителей, таких как Едиге (Идигу, Идике, 1352–1419 годы), эмир и полководец Золотой орды, сын Кутлу-Каба; Аттила — вождь гуннов с 434 по 453 годы, объединивший своей властью варварские племена от Рейна до Северного Причерноморья; портреты Ивана Грозного, Александра Невского, батальные сцены, апофеистические картины, ряд других сюжетов", - рассказала Джавгарат Монакова.

Джавгарат Монакова и Раиса Исмаилова, куратор этноцентра, подготовили программу, включающую выступление государственного ансамбля "Айланай" с аутентичным

ногайским танцем "Къаз къатар" (Птицы) под аккомпанемент последнего из ногайских акынов — заслуженного артиста Дагестана, народного сказителя Алибия Романова. Файзулла Исаков, мастер игры на кобызе, вместе с Алибием (домбра) исполнили старинную ногайскую композицию.

Это вторая персональная выставка 30-летнего выпускника Краснодарского государственного университета культуры и искусств Алибека Койлакаева.

"Я с детства любил рисовать воинов, героев. Позднее увлекся историей. В 2010 году у меня была персональная выставка в Терекли-Мектебе (райцентр Ногайского района. - Прим. "Кавказского узла"), участвовал также в нескольких совместных выставках в Москве, Пятигорске, Домбае, - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Алибек Койлакаев.

По его словам, "прежде чем рисовать кого-то из героев древности, приходится изучать много источников - книг, летописей, статей в Интернете, анализировать, сравнивать разные представления об их образах". "Бывает, что старики приносят материал, рассказывают какие-то факты из биографии моих предков. Мой прадед был знаменитым палваном ("силач от бога"), это то же самое, что богатырь у русских. В некотором роде это были гладиаторы, они не имели семьи, но борьбой добывали пропитание для своего рода, потому что призом в состязаниях палванов был, например, табун лошадей или тележка соли", - рассказал он.

Мы должны передавать память о наших предках следующим поколениям, ведь кроме нас это некому сделать

По мнению художника, его "тяга к таким сюжетам неслучайна". "Видимо, генетический код отражается в моих работах. На открытии выставки выступающие говорили о том, что мы должны передавать память о наших предках следующим поколениям. Я согласен с этим, ведь кроме нас это некому сделать", - заявил он.

По словам посетителей выставки, интерес представляют не только сюжеты работ Алибека Койлакаева, но и прекрасная техника исполнения, изобразительное мастерство автора. "Видно хорошую школу. Я вообще люблю линию больше, чем цвет, и меня именно линия в этих работах и покорила. Она певучая. Работы Алибека могли бы быть прекрасными иллюстрациями", - считает журналист Светлана Анохина.

Ему удается передать атмосферу тех легендарных времен, когда степь, небо, человек и конь были единым целым, и в этой целостности заключалась великая сила

Арт-критик Влада Бесараб отмечает, что в работах Койлакаева чувствуется нечто подлинно эпическое.

"Художник обращается к ногайским эпическим сказаниям "Эдиге", воссоздает сцены ушедшего быта ногайцев времен Золотой орды. При всей оригинальности авторской трактовки темы и фантастичности сюжетов в них чувствуется нечто подлинно эпическое. В этом смысле Койлакаев - достойный продолжатель традиций, заложенных ногайскими художниками предыдущего поколения - Сраждином Батыровым и Кошали Зарманбетовым. Автор не претендует на создание точной реконструкции. Но ему, безусловно, удается передать атмосферу тех легендарных времен, когда степь, небо, человек и конь были единым целым, и в этой целостности заключалась великая сила - стихийная и неукротимая", - говорит Влада Бесараб.

Выставка Алибека Койлакаева - это второй проект, представленный в Центре этнической культуры, открытом в Махачкале полгода назад. Презентационный проект назывался "Орнамент – праязык народов мира". Учредители центра – депутат Госдумы Магомедкади Гасанов и предприниматель Роберт Садуллаев. По словам Джавгарат Монаковой, концепция центра - не просто попытаться внести свой вклад в сохранение традиционной дагестанской культуры, но рассматривать ее в контексте общемировой культуры. "Мы хотим сравнивать, изучать, приглашать людей из других регионов, находить общие моменты, чтобы лучше понимать общую культуру", - говорит куратор этноцентра.

В планах организаторов центра - выставки, показы, чтения, концерты, демонстрация фильмов, издательские проекты, лекции, объединение на одной площадке людей, которые интересуются традиционной культурой.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"