Жители Еревана требуют у мэрии квартиры, обещанные им взамен отчужденного по решению правительства жилья
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жители улицы Бюзанда в Ереване, дома которых были отчуждены для государственных нужд, более восьми лет назад, до сих пор не получили положенного им по договору жилья. Ереванцы надеются на помощь Европейского суда по правам человека, уже не надеясь на то, что их проблемы могут быть решены в Армении, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
"Кавказский узел" представляет видеосюжет на эту тему.
Основы нынешней конфликтной ситуации были заложены в 2000 году, когда правительство Армении приняло решение 774 о застройке центра Еревана. Для строительства новых зданий столичная мэрия освободила территорию в границах Старого Еревана. Основаниям для изъятия принадлежавших ереванцам домов и земельных участков стал закон «Об отчуждении собственности для нужд общества и государства».
Территория на участке по улице Арами и расположенной рядом улице Бюзанда в 2004 году была выделена ООО «Гапбнакшин», владельцем которого является Гагик Папоян.
«Гапбнакшин» заключила договора с жителями Еревана, живущих в собственных домах. Застройщик взял на себя обязательства в течение 25 месяцев обеспечить квартирами ереванцев, живущих на улице Арами, а также параллельной ей улице Бюзанда, дома которых были отчуждены для государственных нужд.
Сроки сдачи домов неоднократно срывались. Кроме того, в 2011 году выяснилось, что 150 квартир в строящихся многоквартирных домах были проданы 520 раз.
В марте 2012 года Специальная следственная служба обвинила Гагика Папояна в хищении путем мошенничества в размере 10,2 млрд. драмов по статье 178 УК РА (мошенничество в особо крупных размерах). По делу проходят более 200 потерпевших. 5 марта 2012 года он был арестован. Следствие было завершено в декабре 2012 года.
«Кавказский узел» не располагает комментариями предпринимателя и его законных представителей относительно выдвинутых обвинений и хода расследования.
Дома на данном участке до сих пор не построены.
Жители Еревана требуют у мэрии квартиры, обещанные им взамен отчужденного по решению правительства жилья. Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Армине Мартиросян.
Лишенные своего жилья и не получившие квартир люди обратились в ЕСПЧ
Семья Лева Мнацаканяна взамен своего двухэтажного дома по улице Бюзанда, согласно договору с правительством от 17 июня 2004 года, в течение 25 месяцев должна была получить квартиру в доме по адресу Арами, 72. За то время, пока они снимают квартиру, застройщик в лице ООО «Гапбнакшин» обязался выплатить денежную сумму за аренду снятой Мнацаканянами временной квартиры.
По словам Мнацаканяна, компенсацию за аренду он получал в течение двух лет после заключения договора. «Прошло девять лет, и все это время мы снимаем квартиру за свой счет», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла", добавив, что на аренду временного жилья он с 2004 по 2007 год получил 1500 долларов США. После 2007 года выплаты прекратились.
Он также не смог добиться выплаты штрафных санкций, которые застройщик должен выплатить за срыв сроков выполнения обязательств. Свою правоту в судах Армении он доказать не смог. «Суды всех инстанций и Кассационный суд становились на сторону застройщиков», - сказал Мнацаканян, добавив, что процессы длились два года – с 2009 по 2011.
Лев Мнацаканян подал жалобу в ЕСПЧ в 2011 году, ответа он пока не получил.
Седрак Багдасарян: правительство не выполнило условия мирового соглашения
Дом Седрака Багдасаряна по улице Бюзанда также попал в "зону освоения".
«Это было в 2004 году. Утром, проснувшись, я узнал, что наше государство попало в такое тяжелое положение, что для его нужд необходимо изъять мою собственность. Для каких целей – было непонятно, просто была такая формулировка - «для нужд государства», - рассказал бывший житель улицы Бюзанда, снимающий по сей день временную квартиру.
По его словам, в качестве компенсации ему было предложено 23 тысячи долларов США. Он счел ее явно недостаточной и отказался.
«Пришли представители власти, милиционеры, представители службы исполнения судебных актов… Порядка 20-25 человек собралось, чтобы меня вместе с моей семьей выселить на улицу. 25 декабря я оказался вместе со своей семьей с двумя несовершеннолетними детьми на улице без какой-либо суммы на руках», - рассказал он.
Добиться квартиры в судах Армении Седраку Багдасаряну не удалось.
10 марта 2005 года суд первой инстанции на основании иска мэрии Еревана в лице Ереванского офиса по осуществлению инвестиционных программ строительства вынес решение о принуждении семьи Седрака Багдасаряна к заключению договора об изьятии его собственности по адресу Бюзанда 25/16 на государственные нужды взамен на компенсацию в размере 23 тысячи 80 долларов США, включая налоги.
Багдасарян обжаловал решение суда, однако апелляционный и кассационный суды оставили решение суда первой инстанции в силе.
15 февраля 2006 года Седрак Багдасарян подал иск в Европейский суд, в котором говорится о том, что "государство лишило его собственности, нарушив Конституцию РА и Европейскую конвенцию о правах человека".
"Я потребовал восстановить наши права. Поскольку вернуть нам нашу собственность было уже невозможно, то потребовал назначить нам равноценную компенсацию", - рассказал Седрак Багдасарян.
Через полтора года, в 2008 году Европейский суд принял дело в производство, отметил Багдасарян.
В сентябре 2008 года правительство Армении предложило прекратить производство по иску, одновременно предложив истцу квартиру площадью 140 кв.м в новом здании, строительство которого, согласно проекту, должно было завершиться в 2010 году.
Стороны достигли мирового соглашения.
До сих пор здание не достроено.
«Пусть расторгнут подписанный с нами договор, выплатят нам деньги, мы сами пойдем, купим себе квартиры. Мне не нужна квартира в центре города, мой карман не по центру. Сколько можно ждать и быть обманутыми», - возмущается бывшая жительница улицы Арами Людмила Багдасарян.
4 апреля 2012 года Седрак Багдасарян вновь обратился в Евросуд с просьбой в срочном порядке восстановить его дело. «Пусть решением Европейского суда выделят мне сумму, адекватную этой квартире, я сам куплю себе жилье», - сказал он.
Однако информации о возобновлении движения его дела на данный момент у Багдасаряна нет.
Жители Еревана опасаются, что с их имуществом власти поступят точно также
Семья Лиды Симонян снимает две квартиры в разных краях Еревана. С Симонянами также был подписан договор о предоставлении квартиры в течение двух лет, а также выплаты арендной суммы за временное жилье.
«Мой деверь столько натаскался по разным инстанциям, в 50 лет скончался от инфаркта. Затем свекор мой перенервничал, получил большой стресс и тоже от инфаркта скончался. И по сей день мы скитаемся по разным квартирам, а своего положенного не можем получить», - сказала Лида Симонян, добавив, что через два года после подписания договора им перестали платить за аренду квартиры.
Жители улицы Бюзанда, дома которых пока не попали под снос, боятся той же участи. Рузанна Тамазян вспоминает те дни, когда их соседей принужденно выселили из своих домов.
«Это была ужасная сцена, когда я вспоминаю, как полицейские заходили к ним в дома и выносили имущества этих людей прямо на улицу. Техника начала сносить дома, когда люди еще находились в них. Многим становилось плохо, приходилось вызывать скорую помощь. Страшно даже вспоминать. Я боюсь, как бы и с нами подобное не случилось», - рассказала она.
Отметим, действия правительства страны по отчуждению собственности граждан в рамках программы застройки центра Еревана по решению КС Армении признавались антиконституционными. Омбудсмен Армении заявлял, что действия правительства нарушали 31 статью Конституции Армении, оговаривающей неприкосновенность права граждан на собственность.
Закон "Об отчуждении собственности для нужд общества и государства", который позволяет независимо от желания жителей, выселить их, выделив им соответствующую компенсацию за ту территорию, которую признали общественным приоритетом, критиковали представители гражданского общества.
"Тут есть один нюанс. В законе отмечено, что территория может быть признана исключительным общественным интересом, но не отмечено, по каким именно критериям нужно определять степень приоритетности. Получается, что правительство само, в зависимости от ситуации, должно определять категории тех или иных земель", - отмечал член гражданской инициативы "Каджаран", юрист Артур Григорян.