В офисе Правозащитного центра "Мемориал" в Москве проходит проверка прокуратуры

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Прокурорская проверка ведется в офисе Правозащитного центра "Мемориал" в Москве. В офисах правозащитной организации в республиках Северного Кавказа проверок нет, они работают в обычном режиме.

(Проверки идут в офисе Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» - уточнение "Кавказского узла").

Сегодня утром в Международный "Мемориал" пришла проверка прокуратуры, Минюста и налоговой службы, а также сотрудники съемочной группы телекомпании НТВ, говорится в сообщении на сайте правозащитной организации.

Поскольку телевизионщики приехали без предварительного согласования, сотрудники офиса вызвали наряд полиции, чтобы выдворить их из помещения, заявил председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.

"Все проверки, которые сейчас проходят, это прокурорские проверки, но прокуроры приходят с какими-то представителями других ведомств. В данном случае это сотрудники Минюста и налоговой службы", - цитирует Черкасова "Интерфакс".

Работу "Мемориал" не прекращает, сотрудники прокуратуры изучают документацию, передает "Эхо Москвы".

Подобная проверка сегодня также проходит в организации "Гражданский контроль" в Петербурге, рассказал заместитель председателя структуры Юрий Вдовин.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями прокуратуры по поводу проверки в "Мемориале".

Представительства "Мемориала" на Северном Кавказе работают в обычном режиме

Филиалы являющегося составной частью Международного "Мемориала" ПЦ "Мемориал" в республиках Северного Кавказа проверка не затронула.

"Я с утра нахожусь в офисе, и пока все спокойно. Офис в Махачкале работает в обычном режиме", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" представитель ПЦ "Мемориал" в Дагестане Елена Денисенко.

По словам руководителя ингушского представительства ПЦ "Мемориал" Тимура Акиева, офис в Назрани работает в обычном режиме. "Вообще региональные филиалы не могут подвергаться проверкам финансовой составляющей работы. У нас могут проверить только документы в части юридического  обоснования нашего нахождения в республике", - отметил Акиев.

"Нас пока не беспокоили, все тихо", - отметил сотрудник Правозащитного центра "Мемориал" в Кабардино-Балкарии, адвокат Рустам Мацев.

СПЧ просит генпрокурора объяснить проведение проверок некоммерческих организаций

По информации членов Совета по правам человека при президенте России, в последнее время из многих регионов к ним "нескончаемым потоком идут обращения руководителей некоммерческих организаций с жалобами на ничем не мотивированные массированные проверки со стороны органов прокуратуры".

"В некоторых случаях проверяющие ссылаются на указание Генеральной прокуратуры РФ проверить, как НКО исполняют федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности. Однако такое объяснение выглядит странным и непонятным, если учесть, что к проведению проверок нередко привлекаются представители пожарной, налоговой, трудовой и других инспекций", - говорится в обращении на имя генпрокурора Юрия Чайки, опубликованном на сайте Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

В обращении также отмечается, что основанием для проведения проверок является наличие информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. "Просим Вас сообщить, действительно ли в органы прокуратуры поступила информация о причастности сразу десятков, если не сотен, подвергаемых проверке организаций к осуществлению экстремистской деятельности, либо массовое проведение проверок некоммерческих организаций имеет какое-то иное объяснение и мотивы?", - говорится в заявлении членов СПЧ, которые также предложили в ближайшее время провести специальное заседание совета с участием руководителей Генпрокуратуры для обсуждения проверок НКО.

Как полагает глава  Комитета против пыток Игорь Каляпин, действующие организации массово проверяются для того, чтобы дать впоследствии четкое определение термину "политическая деятельность".

"Это можно будет сделать, изучив, какая деятельность в каких организациях существует и куда, собственно, расходуются деньги. Пытаться найти признаки экстремизма к правозащитных организациях, на мой взгляд, абсурдно", - цитирует Каляпина "Газета.ру".

Как сообщал "Кавказский узел", о проверках контролирующих и правоохранительных органов сообщили представители общественных организаций Ростовской и Волгоградской областей, а также Краснодарского края. На Кубани представитель региональной прокуратуры заявил, что проверки организованы по поручению Генпрокуратуры в связи с изменениями в действующем законодательстве, в том числе и о некоммерческих организациях, финансируемых за счет иностранных источников.

Однако ранее в Генпрокуратуре заявили, что проверки некоммерческих организаций носят плановый характер. "Проверка исполнения законодательства общественными, религиозными объединениями и иными некоммерческими организациями осуществляется в соответствии с планом работы генпрокуратуры на первое полугодие 2013 года", - говорится в сообщении Генпрокуратуры России.

Госдума 13 июля 2012 года приняла закон, который вводит статус "иностранного агента" для финансируемых из-за рубежа некоммерческих организаций. Закон вызвал критику правозащитников. Ряд правозащитников, работающих в республиках Северного Кавказа, назвали инициативу законодателей "закручиванием гаек". 6 февраля 11 российских правозащитных организаций направили в Европейский суд по правам человека жалобу на закон об НКО. Требование регистрироваться как "иностранным агентам" ущемляет их права на свободу объединения и свободу слова и нарушает Европейскую конвенцию по защите прав человека, считают правозащитники.
источник: корреспондент "Кавказского узла"