Amnesty International: адвокаты на Северном Кавказе работают в условиях устрашения

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Международная правозащитная организация Amnesty İnternational выразила обеспокоенность серьезными трудностями, возникающими у адвокатов, которые выступают защитниками в уголовных процессах на Северном Кавказе, в особенности у адвокатов, защищающих подозреваемых в совершении преступлений, связанных с терроризмом и участием в незаконных вооруженных формированиях.

Эти адвокаты исполняют свой профессиональный долг в обстановке устрашения, регулярных угроз и давления со стороны представителей правоохранительных структур и органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, отмечается в докладе Amnesty İnternational "Лицом к лицу с несправедливостью: угрозы и давление на адвокатов на Северном Кавказе", резюме текста которого опубликовано на "Кавказском узле"

Некоторые из адвокатов подверглись физическому насилию в связи с их профессиональной деятельностью. Тем из них, кто был особенно настойчив в подаче жалоб в адрес властей по поводу произошедшего, самим были предъявлены обвинения в совершении уголовных преступлений, отмечают авторы доклада, в котором рассказывается о многих случаях преследования, насилия и об убийствах, жертвами которых стали адвокаты.

В 2010 году дагестанский адвокат Сапият Магомедова была избита полицейскими, когда она пришла на встречу со своей подзащитной. После того, как она обратилась к властям с официальной жалобой и стала настаивать на объективном расследовании, уголовное дело было заведено против неё самой.

В том же 2010 году, как минимум, еще две женщины-адвокаты в Дагестане заявили о применении к ним физического насилия и угроз со стороны полицейских с целью воспрепятствовать их профессиональной деятельности, отмечается в докладе. 

Адвокат Джамиля Тагирова пожаловалась, что следователь полиции в своём кабинете нанес ей удары кулаком в лицо во время перекрестного допроса ее подзащитного, а ее коллега Зинфира Мирзаева сообщила, что двое полицейских силой усадили ее в машину, когда она фотографировала место предполагаемого преступления, отвезли ее в полицейский участок и угрожали, что заведут на нее уголовное дело якобы в связи с тем, что она делала фотографии для подготовки теракта. Ни один из сотрудников полиции, участвовавших в данных инцидентах, не был привлечен к уголовной ответственности.

Адвокат Омар Саидмагомедов и его троюродный брат были убиты сотрудниками силовых структур на одной из улиц Махачкалы в Дагестане 20 января 2010 года. В официальных сообщениях это событие было представлено как ликвидация двух членов незаконного вооруженного формирования. Однако коллеги Саидмагомедова расценили случившееся как внесудебную расправу, а за попытки докопаться до правды сами столкнулись с проблемами.

В сентябре 2009 года неустановленные лица распространили в Махачкале листовки с угрозой кровной мести в отношении 250 членов незаконных вооруженных формирований и их 16 "пособников", включая четырех адвокатов, а также правозащитников и журналистов, работающих в независимых средствах массовой информации. 15 декабря 2011 года один из упомянутых в этом списке, известный журналист Хаджимурат Камалов, основатель еженедельной независимой газеты "Черновик", подробно освещавшей нарушения прав человека сотрудниками правоохранительных органов, был убит. Авторы листовки так и не были найдены, как не найдены и убийцы журналиста.

В 2012 году адвокат Рустам Мацев подал заявление в прокуратуру по поводу прозвучавших в его адрес в СИЗО Нальчика от оперативных сотрудников полиции угроз фабрикации уголовного дела и физической расправы. Четыре месяца спустя он получил официальный ответ с решением об отказе в возбуждении уголовного дела по его заявлению.

Батыр Ахильгов, адвокат, принявший участие в нескольких известных уголовных делах в Ингушетии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, неоднократно становился объектом жалоб со стороны сотрудников правоохранительных органов и суда и при этом был лишен возможности оспорить их.

Адвокат Лариса Дорогова в Кабардино-Балкарии жаловалась на неоднократно поступавшие в ее адрес угрозы убийством, которые, как она предполагала, исходили от сотрудников силовых структур, а также на похищение 9 мая 2008 года возле дома четырьмя неизвестными её 17-летнего сына. Спустя семь часов похитители освободили его, предупредив, что всегда смогут его найти. Следственные органы отказались завести уголовное дело в связи с этим происшествием. Просьбы адвоката о защите остались без ответа. Ее сын покинул республику, так как семья опасалась за его безопасность, а Лариса Дорогова была вынуждена прекратить адвокатскую практику в Кабардино-Балкарии в связи с постоянным преследованием.

Ни один из этих адвокатов не смог добиться эффективного и беспристрастного расследования своих заявлений, несмотря на неоднократные жалобы и обращения в местные и федеральные государственные органы. Во всех случаях итогом была безнаказанность для тех, кто прибег к насилию, и глубоко травмирующий опыт для их жертв, пишут авторы доклада. 

Безнаказанность за нарушения прав человека господствует на Северном Кавказе, приводя в результате к замкнутому кругу несправедливости, который в свою очередь приводит ко все новым нарушениям прав человека, отмечается в докладе. 

Российские власти должны обеспечить адвокатам, работающим по уголовным делам на Северном Кавказе, возможность выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства. Необходимо покончить с атмосферой безнаказанности для сотрудников правоохранительных органов, которые несут ответственность за подобные явления. Без этого невозможно добиться соблюдения прав человека, обеспечить справедливое правосудие и предотвратить пытки, заявляет Amnesty İnternational.

Автор: