Орджоникидзе: в Грузии Цотне Мамулашвили преследуется по политическим мотивам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Экс-преподаватель Тбилисской академии художеств, график-дизайнер и фотограф, эксперт "Информационного центра НАТО" Цотне Мамулашвили, обвиняемый в ограблении ломбарда 21 января, арестован по политическим мотивам, заявила его мать, член "Демократической партии Грузии" Майя Орджоникидзе. В прокуратуре Грузии утверждают, что ее сын задержан в согласии с законом.
По версии следователей МВД, 21 января 2013 года эксперт информационного центра НАТО Цотнэ Мамулашвили в сговоре с автомастером Джабой Ломидзе вооруженные автоматами, надев маски, вошли в помещение ломбарда в тбилисском районе Глдани и под угрозой оружия заставили кассиршу отдать всю находившуюся у нее сумму денег. Однако кассир не смогла уточнить, сколько денег у нее забрали грабители - 600 лари (23 доллара) или 600 долларов США. 13 февраля днем следователи МВД задержали Джабу Ломидзе, а в 03.30 утра 14 февраля в полицейский участок был доставлен Цотнэ Мамулашвили.
"Реальная причина ареста Цотнэ Мамулашвили — политическое преследование"
Майя Орджоникидзе уверена, что арест ее сына - Цотнэ Мамулашвили - действие, направленное против нее. По ее словам, "буквально за несколько дней до ареста ее сына было два "совпадения", которые подтверждают, что арест Цотнэ — не случайность".
"Последний случай - когда я участвовала в программе "Политметр" на телеканале "Маэстро" 12 февраля, где оппонировала поддерживающему "Грузинскую мечту" Георгию Хоштарии. Господин Хоштария тогда заявил, что при правительстве Михаила Саакашвили (президент Грузии. - Прим. "Кавказского узла") его сын был незаконно осужден и обратился ко мне с вопросом - дескать, как я отнесусь к тому, если моему сыну пришлось бы отсидеть несколько лет в тюрьме?" - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Майя Орджоникидзе.
По словам Майи, она никогда не была членом "Единого национального движения" (ранее правящая партия. После голосования 1 октября на выборах в парламент Грузии и победы коалиции "Грузинская мечта" перешла в оппозицию. - Прим. "Кавказского узла"), а в досрочных парламентских выборах 2010 года принимала участие в качестве кандидата от "Демократической партии Грузии", но тогда ее обошел кандидат от "Единого национального движения".
"Тем не менее, меня не удивляет грубое давление на меня и мою семью со стороны нынешних властей. Правительство старается продемонстрировать, что любые его противники могут быть подвергнуты репрессиям", - заявила она.
"Майя Орджоникидзе - достаточно известная личность. Она уже давно оппонирует правительственной коалиции "Грузинская мечта", - отметил правозащитник Алекс Шошикелашвили.
В свою очередь в центральном офисе "Грузинской мечты" заявили, что дело Мамулашвили "следует рассматривать исключительно в юридическом, а не политическом ключе".
"Мы бы не хотели делать политические заявления в связи с этим делом, чтобы никто не мог счесть наши заявления давлением на ту или иную сторону. Надеемся, что в ходе судебного разбирательства стороны придут к заключению, что произошло на самом деле", - пояснил представитель "Грузинской мечты".
"Полицейские объяснили, что Цотнэ Мамулашвили допросят как свидетеля и скоро отпустят"
По словам бывшего сценариста, редактора и радиоведущей телекомпании "ПИК" Марии Эксер, в ночь с 13 на 14 февраля Цотнэ находился у нее в квартире, где они работали над сценариями трех короткометражных фильмов, съемки которых должны были начаться через несколько дней. По ее словам, ночью в дверь позвонили. "Я очень растерялась, когда на пороге моей квартиры появились люди в форме и с оружием. И когда я спросила Цотнэ, как поступить, то он ответил - открыть двери. Он был абсолютно спокоен", - вспоминает Мария Эксер.
По ее словам, вошедшие в дом полицейские объяснили, что Цотнэ Мамулашвили допросят как свидетеля и скоро отпустят. "Мне и моей маме полицейские "объяснили", что были у Цотнэ Мамулашвили дома, однако его не застали, и что оставили официальную повестку на допрос в качестве свидетеля его матери - Майе Орджоникидзе, а уже оттуда приехали ко мне. Мама Цотнэ спустя несколько минут после его задержания по телефону сообщила мне, что никакие полицейские к ней не приходили и никакого официального или устного извещения ей не оставляли", - рассказала Мария Эксер.
Мать Цотнэ Мамулашвили также заявляет, что никакой повестки полицейские ей не оставляли. "В тот день, когда полицейские якобы приходили с повесткой, я была весь день и вечер дома. И если бы к нам действительно пришли полицейские, то не могло такого быть, чтобы я не открыла им двери", - заявила Майя Орджоникидзе.
По мнению правозащитника Алекса Шошикелашвили, процедура задержания Цотнэ Мамулашвили проходила с грубейшими нарушениями УПК. "Если полицейские пришли за Мамулашвили в качестве свидетеля, то ему должны были предварительно вручить на руки повестку. Однако, как говорит Майя Орджоникидзе, никакой повестки ей никто не вручал. Но даже если допустить, что ему передали повестку, а он не явилcя, то, согласно тому же УПК, Цотнэ должны были привести в полицейский участок в рабочие часы - с 10 до 18, но никак не в 4 часа утра", - заявил Шошикелашвили.
По мнению правозащитника, даже в том случае, если Мамулашвили был подозреваемым, то процедура по его задержанию была нарушена. "Если его собирались арестовать, то следовало сначала получить ордер на арест в суде. Однако, как и в случае повестки по допросу в качестве свидетеля, ордера на арест у полиции на руках не было", - подчеркнул он.
"Цотнэ Мамулашвили был задержан с соблюдением всех формальностей"
15 февраля Тбилисский городской суд избрал для Цотнэ Мамулашвили мерой пресечения двухмесячное досудебное содержание под стражей.
Во время предварительного суда перед прокуратурой был поставлен вопрос о том, как был арестован Цотнэ Мамулашвили. Представитель прокуратуры ответил, что не может рассказывать подробности, но по его словам, Мамулашвили был задержан с соблюдением всех формальностей. В частности, по его словам, Мамулашвили сам, добровольно последовал за представителями полиции, которые пришли на квартиру к Марии Эксер. Позднее, по словам прокурора, уже когда Мамулашвили находился в здании Глдани-Надзаладевского управления полиции, был получен ордер на его арест, после чего Мамулашвили и был арестован, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
В пресс-службе МВД Грузии пояснили, что не могут сейчас давать комментарии по процедуре ареста Цотнэ Мамулашвили, отметив при этом, что делом в настоящее время занимается прокуратура, которая озвучит свою позицию на очередном судебном заседании, если сторона защиты поднимет эту тему вновь.
Прокуратура на судебном заседании фактически признала нарушение УПК со стороны полиции, считает Алекс Шошикелашвили. "Если даже ордер вручили в полицейском участке, то оказывается, что Цотнэ до того момента являлся свидетелем, а следовательно, его привод в 4 утра в полицию был незаконным", - подчеркнул он.
Кроме того, по мнению правозащитника, городской суд нарушил УПК, избрав для Цотнэ Мамулашвили предварительный арест в качестве меры пресечения.
"Предварительный арест может быть избран в том случае, если подозреваемый может оказать давление на свидетелей или других подозреваемых или может скрыться от правосудия, или же представляет опасность для правопорядка. Поскольку Цотнэ - личность публичная, его многие знают, поскольку его заработок связан с созданием видеофильмов на территории Грузии, то само собой понятно, что он не мог ни скрыться, ни совершить какого-либо преступления. Давление на свидетелей он так же оказывать не может, потому что единственный свидетель — Джаба Ломидзе - находится под следствием в тюрьме в качестве подозреваемого", - изложил свою точку зрения правозащитник.
"Джаба Ломидзе отказался от своих показаний еще во время предварительного судебного заседания"
"Во время судебного процесса сначала выступил прокурор, потом - адвокаты, а после этого свою версию произошедшего высказали сами подозреваемые", - рассказала Мария Эксер.
По ее словам, Ломидзе заявил, что никто из присутствующих обвиняемых не совершал преступления, в котором их обвиняют, а показания он дал под давлением.
"Кроме всего прочего, Ломидзе не имел адвоката ни на стадии предварительного расследования, ни на самом суде", - отметил Алекс Шошикелашвили.
По его словам, адвокаты других подозреваемых по делу потребовали предоставить защитника и для Ломидзе - как главному свидетелю обвинения, судья отказал им в этой просьбе.
"Судья отказался также предоставить для Джабы Ломидзе бесплатного государственного защитника для обеспечения его интересов в ходе дальнейшего следствия", - пояснил он.
"Генеральная прокуратура не ответила на жалобу на действия полиции в отношении Цотнэ Мамулашвили"
"В пятницу, 22 февраля, я подала жалобу в Генеральную инспекцию на действия полиции в отношении моего сына. Мне обещали, что в течение недели со мной свяжутся и дадут ответ. Однако когда я им позвонила, мне сказали, что завис компьютер и попросили позвонить на не отвечавший номер. После этого никаких сигналов и реакции со стороны Генеральной инспекции на мое заявление не последовало", - сообщила Майя Орджоникидзе.
В своей жалобе в адрес Генеральной инспекции мать Цотнэ Мамулашвили изложила все приведенные обстоятельства. "Я указала на то, что моего сына арестовали с нарушением процедуры, прописанной в УПК. Также написала, что полицейские приняли решение о задержании моего сына, основываясь только на показаниях одного-единственного свидетеля — Джабы Ломидзе. Я указала и на то, что полиция нарушила и мои права, не дав моему сыну возможность позвонить мне, и прошел почти час, пока вызванная мною патрульная полиция не выяснила его местонахождение, и что его действительно забрала полиция", - отметила Орджоникидзе.
По словам женщины, она не собирается повторно обращаться в Генеральную инспекцию с требованием рассмотреть ее заявление по поводу грубых нарушений УПК при задержании ее сына. "Прошло уже три недели вместо положенных семи дней, в течение которых генинспекция по закону была обязана проинформировать меня о рассмотрении моей жалобы, но ответа до сих пор нет", - заявила она 15 марта.
Дело по заявлению Майи Орджоникидзе отправлено на расследование, заявили в пресс-службе МВД Грузии.
Отметим, что 16 февраля городской суд отвел два месяца на проведение следственных мероприятий по делу об ограблении ломбарда.
Первое судебное заседание по этому делу назначено на 5 апреля.
"Кавказский узел" сообщал, что 8 декабря 2012 года о давлении на него и на "Единое национальное движение" заявил экс-премьер Грузии Вано Мерабишвили, подозреваемый в использовании поддельного паспорта.