Насиминский районный суд Баку оставил лидера движения ReAl Мамедова под стражей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Насиминский районный суд Баку отказал в удовлетворении ходатайства об изменении меры пресечения в отношении главы гражданского движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгара Мамедова на домашний арест. В течение трех дней на это решение будет подана апелляционная жалоба, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Джавад Джавадлы.
Напомним, 23-24 января в городе Исмаиллы в Азербайджане имели место уличные беспорядки, переросшие в столкновения с полицией. Как сообщило МВД, задержать пришлось 32 человека, но по подсчетам наблюдателей было задержано не менее 150 человек. 4 февраля глава оппозиционного движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов и зампредседателя партии "Мусават" Тофиг Ягублу были обвинены в организации в Исмаиллы беспорядков. По решению Насиминского районного суда их арестовали на два месяца.
Им предъявлены обвинения по статьям 233 (организация действий, направленных на нарушение общественного порядка или участие в них ) и 315.2 (оказание сопротивления полиции с применением силы, угрожающей здоровью и жизни) УК.
В Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) уже отправлена жалоба на незаконность ареста Мамедова в связи с беспорядками в Исмаиллы, сообщил адвокат Джавад Джавадлы.
Защита считает, что нарушены права Мамедова на личную свободу и презумпцию невиновности, на эффективную юридическую защиту, гарантированные Европейской конвенцией о защите прав человека.
Адвокат: следствие не предпринимает никаких действий в отношении арестованного
Другой адвокат Мамедова Халид Багиров пояснил "Кавказскому узлу", что ходатайство на замену ареста на домашний арест было выдвинуто в связи с тем, что в отношении Мамедова в течение почти 40 дней никаких следственных действий не предпринимается.
По словам Багирова, за прошедший период после ареста "следователи ни разу не допрашивали Мамедова". "Лишь два раза они посещали его в СИЗО. Однажды они представили медицинские заключения об отсутствии телесных повреждений у других обвиняемых по Исмаиллинским событиям, хотя это Мамедова не касается вообще, и еще один раз - когда представляли новых адвокатов", - сказал Багиров.
Он напомнил, что избрание меры пресечения - ареста было мотивировано тем, что Мамедов "может уклониться от следствия и оказать давление на свидетелей". При этом никаких, даже первичных доказательств вины Мамедова, как это требуется в соответствии со статьей 5 Европейской конвенции о защите прав человека, не было представлено суду.
"Что касается уклонения от следствия, то Ильгару Мамедову уже 29 января в прокуратуре было сказано, что он подозревается в причастности к организации беспорядков. 4 февраля он также без повестки был вызван в прокуратуру и имел все это время возможность укрыться от следствия, если хотел бы этого", - продолжил адвокат.
Что касается "опасений по поводу оказания Ильгаром Мамедовым давления на свидетелей", то, по мнению адвоката Багирова, суд мог бы ограничиться домашним арестом. "В таком случае у Мамедова, находягося в Баку, даже теоретически не было бы шансов воздействовать на свидетелей в Исмаиллы", - продолжил юрист.
По его словам, до сих пор следствие не представило веских доказательств вины Мамедова.
"Судя по всему, Ильгара Мамедова хотят обвинить в "организации действий, направленных на нарушение общественного порядка”. Мне не давали пока материалов обвинения. Но мой коллега Фуад Агаев читал их, и с его слов могу сказать, что следствие, ссылаясь на неких "свидетелей", утверждает, что Ильгар Мамедов "подговаривал людей бросать камни в полицейских, совершить государственный переворот". Другая статья обвинения – "оказание сопротивления полиции с применением силы, угрожающей жизни и здоровью" - вообще не имеет никакой основы. Чтобы выдвигать это обвинение, должны быть реальные потерпевшие. Этого, естественно, нет. Потому что Ильгар Мамедов никого ни к чему не призывал и ни на кого не нападал", - сказал Багиров.
Адвокат также сообщил, что Мамедову не разрешено получать газеты, что является нарушением права арестованного и формой давления.
По мнению Багирова, лишение политика газет равносильно моральной пытке.
Он сообщил, что к защите присоединились еще четыре юриста, и теперь права Мамедова отстаивают шесть адвокатов.
"Против Мамедова осуществлялись провокации в СИЗО"
Адвокат также рассказал о попытке провокации против Мамедова в СИЗО. "Две недели назад, примерно 25-26 февраля, к Ильгару Мамедову в камеру был подсажен человек, который вел себя подозрительно. Сначала он агитировал Ильгара Мамедова попроситься в медицинскую часть. Затем этот человек предлагал Мамедову написать президенту письмо о раскаянии, и тогда его отпустят, и он сможет уехать из страны. Потом сокамерник Ильгара Мамедова стал навязчиво говорить о суициде, как о "лучшем средстве протеста" против правительства и его "разоблачения", - сообщил Багиров.
4 марта информация об этом была распространена в социальных сетях.
"В тот же вечер в 23.00 этого человека спешно убрали из камеры, вероятно, поняв, что провокация провалилась", - отметил адвокат, добавив, что, по его информации, сам бывший сосед Мамедова по камере признал, что в прошлом работал в минюсте.
По словам Багирова, информация о провокации в отношении Мамедова вызвала большой резонанс, и 5 марта в связи с этим от имени генсека Совета Европы Турбьерна Янгланда Багирову звонил его помощник.
Однако в Пенитенциарной службе не подтвердили факт провокаций против Мамедова.
"Арест кандидата в президенты бросает тень на легитимность президентских выборов"
Руководство ReAl заявило, что намерено продолжать политические шаги с целью прекращения уголовного дела и восстановления прав Мамедова как кандидата в президенты.
Напомним, 5 февраля движение ReAl заявило о выдвижении Ильгара Мамедова кандидатом в президенты Азербайджана на выборах 16 октября.
"Арест кандидата в президенты уже сейчас бросает тень на легитимность президентских выборов. Поскольку из политического процесса отстраняется один из участников избирательного процесса. Досудебный арест не лишает Ильгара Мамедова права баллотироваться в президенты, но ограничивает возможности для ведения политической кампании", - считает глава меджлиса ReAl Эркин Гадирли.
Указывая на необоснованность ареста Мамедова, Гадирли сказал, что арест был мотивирован прокуратурой соображениями "уклонения обвиняемого от следствия". "Но теперь следствие само уклоняется от Ильгара Мамедова. С другой стороны бессмысленное содержание Мамедова в течение месяца в СИЗО экономически неэффективно и бременем ложится на плечи налогоплательщиков", - заметил Гадирли.
В генеральной прокуратуре отказались комментировать критику адвокатом Мамедова хода следствия по его делу, сославшись на "продолжение следственных действий".
В Азербайджане 22 февраля был создан Комитет защиты прав Ильгара Мамедова и Тофига Ягублу. В состав Комитета вошли руководители неправительственных организаций, СМИ, правозащитники.
14 февраля Европейский союз призвал власти Азербайджана прекратить преследования оппозиционеров Ильгара Мамедова и Тофига Ягублу. "ЕС призывает власти Азербайджана немедленно освободить этих двух оппозиционеров, а также обеспечить прозрачное и справедливое расследование предъявленных им обвинений", - сказано в заявлении от 14 февраля.
Власти Азербайджана отвергают политическую подоплеку в уголовном деле Мамедова и заявляют о неправомерности вмешательства международных организаций в судебно-правовую сферу Азербайджана.