В Чечне состоялся первый выпуск в школах хафизов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В двух чеченских школах хафизов (знатоков Корана наизусть) прошел первый выпуск. 3 марта глава республики Рамзан Кадыров дал торжественный ужин в честь выпускников.

Слово "хафиз" в переводе с арабского – означает "хранитель, блюститель". Так называются чтецы Корана, знающие его наизусть. Для того чтобы стать хафизом, необходимо выучить наизусть все 114 сур и 6 236 аятов Корана.

На сегодняшний день в Чеченской Республике действуют три школы хафизов. В 2010 году в родовом селении Кадыровых - селе Центарой Курчалоевского района - было открыто учебное заведение имени умершего в 2004 году брата главы Чечни Зелимхана Кадырова. Вторая школа хафизов, названная именем бывшего главы Объединенных Арабских Эмиратов шейха Заида аль Нахайяна, была открыта в августе 2011 года в городе Гудермес. Третья действующая школа чтецов Корана наизусть открылась в Грозном в мае 2012 года и носит имя матери шейха Кунта-хаджи Кишиева Хеди Кишиевой. В каждой из этих школ обучается по сто мальчиков в возрасте от десяти лет, обучение занимает три года.

"Знание Корана наизусть - это благодать Всевышнего"

Первым выпускником Центароевской школы хафизов стал племянник главы Чечни Рамзана Кадырова Хамзат Кадыров, который сразу же после завершения обучения был назначен на должность директора этой школы. В минувшем году также было объявлено, что старшая дочь Рамзана Кадырова Айшат также выучила Коран наизусть и стала первой девушкой-хафизом в Чечне. Однако первый массовый выпуск состоялся лишь в этом году.

Выпускниками школ хафизов в Центарое и Гудермесе стал 61 юный житель Чечни. "Это большое событие не только для нашей республики, но и всего региона в целом. Знание Корана наизусть - это благодать Всевышнего, которой удостаиваются далеко не все мусульмане", - сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в Духовном управлении мусульман Чечни.

По словам представителя республиканского муфтията, новоиспеченные хафизы должны передавать свои знания другим верующим, укреплять ислам и вести борьбу с теми, кто неправильно трактует основы мусульманской религии. "В обязанности каждого верующего, знающего Священную книгу, входит передача своих знаний другим. И всем выпускникам будет предоставлена эта возможность", - заявил он. Однако собеседник не сообщил, каким образом подростки будут задействованы в решении религиозных вопросов.

"Учиться было тяжело, но с помощью Аллаха нам удалось успешно завершить обучение. Больше меня этому радуются мои родители и бабушка, - рассказал один из выпускников Гудермесской школы хафизов. - Я бы хотел и дальше совершенствовать свои знания в области религии и стать полезным не только нашей республике, но и всей умме (мусульманская община. - Прим. "Кавказского узла") в целом".

6 марта стало известно, что хафизом стала и вторая дочь Рамзана Кадырова Хутмат, ранее прославившаяся исполнением нашида (мусульманского песнопения) вместе со всемирно известным чтецом Корана шейхом Мишари бин Рашидом аль Афаси.

В муфтияте республики подчеркнули, что считают это событие крайне важным. "Хафиз в глазах Аллаха настолько высок, что ему позволено спасти из огня ада десять человек из числа своих родственников. Одно это уже говорит о многом, - заявил представитель муфтията. - Это благодать Всевышнего, которую он ниспосылает только наиболее достойным из своих рабов. То, что в семье главы нашей республики уже есть три хафиза, – это тоже одно из проявлений милости и благословения Аллаха".

"Хафиз - это образ жизни"

Вместе с тем некоторые местные богословы полагают, что понятие "хафиз" куда шире того смысла, который вкладывают в него нынешние муллы. "Простое заучивание сур и аятов Священного Корана наизусть не дает человеку права называться хафизом. Он должен не только знать Коран наизусть, но и уметь трактовать его, постоянно совершенствовать свои знания и делиться ими с другими. Хафиз - это своего рода образ жизни, когда верующий целиком и полностью посвящает себя служению Аллаху и отказывается от всего мирского", - говорит бывший имам мечети в Чечне Ибрагим.

"После окончания первой войны в нашей республике, некоторые наши ребята ездили учиться религии в разные страны, в том числе и Пакистан, - рассказал житель Чечни Лечи С. - Среди них был и мой двоюродный брат, который погиб в самом начале второй войны. Он рассказывал, что там был один старец, который на протяжении 20 или 30 лет изучал Коран, и что к нему за советами приезжали даже руководители исламских стран. Так вот, этот хафиз жил в небольшой комнате, и помимо топчана, молельного коврика и предметов быта у него ничего не было. Он действительно посвятил свою жизнь религии и служению Аллаху. А что сегодня делают наши муллы и руководители? Они строят себе огромные дома, разъезжают на дорогих иномарках, отдыхают на лучших курортах за границей и еще учат народ, как надо жить по исламу".

"Мечетями и школами хафизов религию не возродить"

Жители Чечни по-разному относятся к тому, что за последние годы в республике открыто множество религиозных учреждений и мечетей. По мнению одних, изучение религии имеет первостепенное значение для подрастающего поколения. "До выселения нашего народа в 1944 году практически в каждой семье детей в первую очередь обучали основам религии, учили читать Коран и разбираться в вопросах религии. Это было правильным, потому что истинно верующий человек не будет совершать зло, не будет курить, пьянствовать и вести неправедный образ жизнь, будет различать халяль и харам (разрешенное и запретное. - Прим. "Кавказского узла") и воспитывать своих детей должным образом. И то, что руководство нашей республики уделяет религии, вопросам ее развития и распространения серьезное внимание, можно только приветствовать", - отметил имам мечети в Грозном Умар.

 Другие убеждены в том, что власти республики уделяют религии избыточное внимание, отвращая от нее молодежь. "Большинство руководителей муфтията республики составляют вчерашние ичкерийцы. Тот же муфтий республики Султан Мирзаев был при Масхадове имамом Национальной гвардии, а потом и председателем Верховного щариатского суда. Один из его замов - Бай-Али Тевсиев, бывший муфтий Ичкерии, другой - Валит Куруев, ближайший сподвижник Басаева, который во время вторжения боевиков в Дагестан в 1999 году организовал штаб, где всем желающим идти воевать выдавали оружие, и отправляли к Басаеву и Хаттабу, - заявил житель республики Зайнди С. - Еще вчера эти люди призывали нас к джихаду против России, а сегодня говорят совершенно противоположное. У них сегодня нет никакого авторитета. Одними мечетями и школами хафизов религию не возродить".

Отметим, что на сегодняшний день в Чечне действует 20 исламских медресе и два исламских вуза - Российский исламский университет имени Кунта-хаджи Кишиева в Грозном и Исламский институт имени Ахмата-хаджи Кадырова в районном центре Курчалой. На территории республики функционирует свыше 700 мечетей. Кроме того, в 2012 году в городе Урус-Мартан начато строительство четвертой школы хафизов, названной именем Харона Алаудинова, отца заместителя министра МВД Чечни генерал-майора полиции Апти Алаудинова. Предполагается, что в этом религиозном учебном заведении будут обучаться 200 подростков.

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"