В Дербенте началась подготовка к визиту Рамазана Абдулатипова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Дербенте в экстренном порядке начали готовиться к визиту президента Дагестана Рамазана Абдулатипова. Ямочный ремонт дорог идет по ночам, в местах, где мусор не убирался несколько лет, проходят "субботники". При этом пострадавшим от наводнения людям до сих пор не оказана вся ранее обещанная помощь, сообщают жители Дербента.
Точная дата приезда Рамазана Абдулатипова не известна, однако подготовка ведется активно. "Не помню чтобы за последние несколько лет, чтобы тут убирали мусор... Видимо, наша городская власть услышала, что Рамазан Абдулатипов может приехать и в Дербент. (Чиновники) боятся, что их, как и глав других сел и городов, где он уже побывал, начнут критиковать за неубранный мусор. Поэтому они привлекли школьников и начали уборку территории", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" продавец расположенного рядом с местом "субботника" магазина Бике Сеидова.
На центральных улицах Гагарина и Площадь Свободы начат частичный ремонт. По словам местных жителей, дороги ремонтировать начали в ночь с 6 на 7 февраля. Рабочие с фонарями ходили по улицам и заливали бетонный раствор в ямы на дорогах. К утру, как убедился корреспондент "Кавказского узла", залитый в ямы бетон не успел высохнуть.
"Кавказский узел" представляет видеосюжет на эту тему.
Также, по словам жителей Дербента, в ночь с 6 на 7 февраля была перекрыта улица часть улицы Гагарина.
"Как только прошел слух, что в Дербент может заехать Рамазан Абдулатипов, местная власть перекрыла эту часть улицы специальной лентой, чтобы он не проехал по ней в ту сторону города, которая пострадала в результате наводнения", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" журналист Магомед Ханмагомедов.
В результате наводнения в Дербенте 10 октября 2012 года, вызванного сильными дождями, погибли шесть человек, было затоплено порядка 600 домов. Жители Дербента не раз сообщали о нехватке помощи и медленном ходе восстановительных работ, однако представители администрации города заявляли, что восстановительные работы идут полным ходом. Жители города уже в начале нового года заявили о повторном подтоплении домов после осадков, выпавших в декабре 2012 года. Волонтеры подтверждали, что пострадавшие нуждаются в психологической поддержке и материальной помощи.
Побывав на месте, корреспондент увидел, что лента валялась в грязи на дороге, движение по улице было налажено. По словам Ханмагомедова, ленту сорвали местные жители.
Порядок наводится только в центральной части города. При этом улицы, которые пострадали в результате наводнения в октябре 2012 года, до сих пор не приведены в порядок. Улица Дрожжина до сих пор не расчищена от ила, камней и мусора, ее часть практически непроходима.
Подвалы детского инфекционного отделения Дербентской инфекционной больницы до сих пор не расчищены.
"Все оставили как есть, потому что земля, которой заполнен подвал, сырая, трудно убирать, расчищать. Поэтому оставили все как есть, (ждем) пока потеплеет и земля высохнет", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник больницы, который сказал, что он дежурный врач, однако не захотел называть свое имя.
"Нам предлагают терпеть"
Также пострадавшим жителям улиц Дрожжина, Мамедбекова, Крепостная до сих пор не выплачены компенсации из федерального бюджета и не оказывается помощь в аренде жилья, как обещала ранее местная администрация.
По словам жителя Дербента Кахримана Шихгасанова, его семья после наводнения вынуждена жить у родственников.
"До сих пор мы скитаемся по родственникам, я уже устал писать и ждать. К кому только я не обращался, начиная от местных властей, заканчивая президентом России, но результата никакого нет. В начале власти обещали, что в течение трех месяцев будет оказана помощь, но уже прошел четвертый месяц, до сих пор мы, кроме первоначальной выплаты в размере 25 тысяч, продовольственной помощи, и 20 тысяч от депутатов городского собрания, ничего не получили. Депутаты, видя что у меня стопроцентная потеря имущества и жилья, выдали эти деньги из личных средств. До сих пор я жду помощи, так как слой грунта и камней, который стоит у меня во дворе более 3 метров. Я не в состоянии это все расчистить и начинать какие-то ремонтные работы", - рассказал "Кавказскому узлу" Кахриман Шихгасанов.
Жители улицы Дрожжина, члены семей Селимовых и Аликперовых также заявляют, что не получили обещанной им помощи.
"Мы до сих пор живем у моего брата, так как нет денег на восстановление дома. Мы неоднократно обращалась за помощью в администрацию Дербента. Нам отвечают, чтобы мы сабур (в переводе с арабского - терпение, прим. "корр. "Кавказский узел") делали, но сколько можно сабур делать... В результате этого наводнения я потерял внука", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель дома Дрожжина,3 Али Аликперов.
"Нам просто повезло, что в ту ночь мы не ночевали дома. Не уверена, что мы бы смогли спастись в ту ночь. И это ведь не в первый раз с нами происходит. В 2009 году тоже нас затопило, но никакой помощи мы не получали. И вообще когда идет дождь, мы уже не спим, так как вся вода, которая течет с гор, прямиком идет к нам во двор, в подвал, в дом и мы вынуждены стоять и черпать ее", - рассказала Тарана Селимова.
"Обращались тогда и сейчас со всеми необходимыми документами, фотографиями в администрацию города, но (помощи) не получили. Нам выплатили только 25 тысяч, которые платили всем - тем, кто максимально пострадал, и тем, кто минимально. Но что я сделаю на эти 25 тысяч? У меня пропало практически все имущество, дом в таком состоянии, что жить там невозможно, разрушен забор высотой 3 метра и длинной 30 метров, затоплен сад, деревья все пришлось спилить", - добавила женщина.
Жители улицы Вокзальная, которые стали жертвами наводнения, также, по их словам, не получили полагающейся помощи.
"Мы и суд выиграли и документы все собрали, но до сих пор не получили ничего. Первоначально в администрации и МЧС нам заявляли, что, так как мы не прописаны в этом доме, нам никакая помощь не полагается. Хотя у нас все документы на дом. Тогда мы подали заявление в суд о признании незаконным бездействия администрации города, суд удовлетворил нашу жалобу, но решение суда до сих пор не исполнено. Уже не надеемся ни на что - начали самостоятельно делать ремонт дома. Я вся в долгах", - рассказала Ревана Дадашева.
Соседка Дадашевой Зинаида Евдаева рассказала, что из-за сырости и холода, которые у нее в доме, она отправила детей к родственникам, так как боится за их здоровье. В доме она осталась одна.
"Дома холодно, сыро, стены после наводнения еще не высохли, на них грибы растут. Ремонт делать у меня нет возможности. На 25 тысяч, которые я получила, купила домой кое-какую технику, больше их ни на что не хватает", - рассказал женщина.
"Часть дома держится на одном большом камне, а рядом находятся больница и школа"
Владелец дома, расположенного по адресу 1 Магал, (город издревле делился на несколько частей, они назывались магалами. - прим. корр. "Кавказского узла"), 58 квартал, д.1 Айдын Гусейнов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что он и его семья получила средства от администрации города для аренды жилья.
"Мой дом, построенный в 1837 году - самый старый дом в этом районе, но историческим памятником архитектуры он не признан. Он разваливается, крупное разрушение произошло после ливневых дождей в октябре прошлого года. В этом доме жили 17 человек, 5 семей. Я обращался в администрацию города с заявлением об оказании помощи и признании моего дома аварийным и подлежащим сносу, но пока администрация не признала дом аварийным", - рассказал Айдын Гусейнов.
"Сейчас одна часть дома держится на одном большом камне. Здесь рядом находятся больница и школа, я не хочу, чтобы в результате разрушения дома кто-то пострадал. Хотелось, чтобы дом снесли и взамен нам дали другое жилье. После моего обращения о помощи администрация мне сказала, чтобы я нашел жилье, составил договор аренды, а они все оплатят. Я снял квартиры за 6 тысяч каждая для трех семей", - рассказал мужчина, добавив, что на его счет поступили деньги от администрации на аренду жилья.
По словам Гусейнова, в уцелевшей части дома в данный момент проживают две семьи. На 25 тысяч, которые были выделены после октябрьского наводнения, он создал относительно пригодные для жилья условия.
Жители старой части города жаловались, что в этой части Дербента очень плохие дороги, часто не бывает воды.
"В старой части города всегда бывают проблемы с подачей воды. Иногда воды не бывает несколько дней. И мы вынуждены набирать воду из источников, которые построены были еще несколько сот лет тому назад", - рассказал местный житель Алиев Сеид.
Доставлять воду автотранспортом не всегда возможно.
"На машинах возить воду не всегда получается, потому что не везде они могут проехать. Во-первых, дороги узкие, во-вторых, они в ужасном состоянии. Мостовые, которым несколько сот лет, выглядят лучше, чем та часть дорог, где когда-то был асфальт. После крупных дождей остатки асфальта смывает вода, а улицы не ремонтируются, дома не реставрируются. Хотя на сохранение исторической части города выделяются большие деньги из бюджета. Крепость Нарын-Кала и прилежащая к нему часть находятся под охраной ЮНЕСКО", - напомнил Алиев Сеид.
Работы по развитию и поддержанию инфраструктуры в Дербенте в последние годы практически не велись, считает журналист Магомед Ханмагомедов.
"В плане инфраструктуры за последние три года в городе ничего не сделано, но при этом есть случаи, когда существующие в хорошем состоянии объекты были ликвидированы. Например, детский сад 115 г. Дербент был ликвидирован и в его здании расположены теперь земельный комитет город и другие управы.. Это был уникальный сад на 300 мест, где впервые в Дагестане применили театральную педагогику в деле воспитания. Также приказом Имама Яралиева крупнейший в Южном Дагестане и отлично оснащенный городской стадион "Юность" передан на баланс управления образования города. До этого стадион сам себя обеспечивал, то есть администрация стадиона сдавала его в аренду и на эти деньги содержала стадион и они же шли в фонд заработной платы. Сейчас, так как он на балансе управления образования, в аренду его сдавать нельзя, деньги никакие он не может приносить, и на него должны будут тратиться бюджетные деньги", - сказал Магомед Ханмагомедов.
Мэр города Дербент Имам Яралиев и его заместитель, курирующий вопросы ЖКХ, а также вопросы ликвидации последствий наводнения Алавудин Мирзабалаев оказались недоступны для комментариев. В телефонном разговоре сотрудница мэрии, которая не представилась, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" , что ни мэра города, ни его заместителя Мирзабалаева нет на работе.