Грант Багратян: "Я стремлюсь к власти - я хочу стать президентом Армении"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В интервью "Кавказскому узлу" кандидат в президенты Армении от партии "Свобода" Грант Багратян рассказал о ходе своей избирательной кампании и, говоря о возможных нарушениях на выборах, прокомментировал проблему с отсутствующими в Армении данными о точной численности избирателей. Также Багратян отметил, что считает себя фаворитом гонки и что пока не видит возможности сотрудничать с другими оппозиционными кандидатами. Говоря о своей предвыборной программе, Грант Багратян поделился своим видением внутри- и внешнеполитических задач, стоящих перед страной, и рассказал о решениях, которые он намерен предложить.
Ход избирательной кампании
"Кавказский узел" ("КУ"): Расскажите, пожалуйста, как проходит Ваша избирательная кампания? Проводите ли Вы встречи с избирателями? С какими проблемами при ведении кампании Вы сталкиваетесь?
Грант Багратян (ГБ): Кампания проходит нормально. Мы уже побывали в 9 населенных пунктах: в 2 городах - Иджеван и Берд 1, и в 7 селах - Чинари, Айгедзор, Айгеовит, Ачаджур, Товуз 2, Верин, Арташат 3. Насколько мне известно, за исключением кампании действующего президента, у нас наиболее насыщенная встречами с избирателями кампания, и я очень доволен ее ходом. Я просто знаю, что я – основной фаворит. Я выступаю с либеральной программой, и люди меня слушают. 15 лет назад об этом и речи не могло быть, а сейчас народ готов – только дайте им хорошего руководителя. Наше время наступило. На встречи собирается много людей, особенно в селах. Чуть меньше людей участвовало в Иджеване. Напряжение определенное есть – люди боятся. В одном из сел, в Ачаджуре, нам старались помешать, заглушить сигналами автомашин. Чувствуется, что люди боятся, они знают, что без последствий присутствие на таких встречах не проходит. Но потом, когда ты их воодушевляешь, начинают приходить. Уже есть первые сигналы того, как фальсифицируются списки. Появились фотокопии списков избирателей по министерствам и ведомствам. Кажется, началось!
"КУ": Выступая на съезде партии "Свобода" в декабре 2012 года, Вы заявили, что не стремитесь к власти, а лишь ищете на этих выборах идеологических сторонников. Означает ли это, что на победу Вы не рассчитываете?
ГБ: Я говорил '"к власти", имея в виду исполнительную должность. Я и сейчас говорю, что ни на какую должность я не претендую. А к власти я стремлюсь - я хочу стать президентом.
"КУ": Видите ли Вы на данном этапе возможности для сотрудничества с кем-то из других оппозиционных кандидатов?
ГБ: Пока не вижу. Я должен быть уверен, что имею дело с действительно оппозиционным кандидатом. Пока я четко вижу, что власть не только хочет забрать себе первое место, но и распределить 2, 3 и 4 места. Вижу по пропаганде.
"КУ": Каким образом Вы собираетесь бороться с возможными нарушениями на выборах?
ГБ: Нарушения уже есть. Это списки избирателей. В Армении невозможна организация справедливых выборов. С организационной точки зрения основа таких выборов – точные списки избирателей. Сейчас в списках 2507 тыс человек, тогда как численность постоянного населения – 2871 тыс. Избиратели составляют 87% от численности населения. Вообще-то в нормальных странах от 72 до 78%. Это определить очень просто: средняя продолжительность жизни у нас 73.4 года, и обладают избирательным правом с 18 лет. Следовательно, правом голосовать должны обладать 75% населения. Отсюда, в списках около 395 тыс. лишних людей. Власти говорят, что дескать это армяне, которые не живут в стране. Но тогда организуйте выборы там где они живут? Или же включайте в списки только тех, которые в Армении (т.е. в списках включается пстоянное население) , а те граждане, которые в день выборов будут в Армении, дайте прикрепительный талон на голосование. Если и дальше дела так пойдут, через 6 лет в списках избирателей будет больше людей, чем население страны.
Пользуясь случаем, я заявляю, что, к сожалению, здесь имеются возможности для серьезнейших нарушений. Если власть вдруг объявит своего кандидата победителем, нужно будет вычесть 395 тысяч голосов сразу же. Либо тогда придется доказать, что эти 395 тысяч голосов, около 25% списков, были даны в пользу власти – а они не в состоянии это доказать.
Так профессионально, как я, этот вопрос еще никто не ставил.
Пара кандидатов, имена которых не назову, хотели сделать заявление – призыв к народу идти на выборы. Я предложил включить в это заявление пункт о том, что списки граждан Армении, не являющихся постоянными жителями страны, должны быть опубликованы отдельно, и по ним должен быть отчет. Это те граждане, которые за последний год отсутствовали в стране более 183 дней. Это заявление уже подписано. Власти, в свою очередь, объявили о том, что никакие изменения не будут произведены.
Внутриполитическая программа
"КУ": Вы заявляете, что являетесь сторонником либерального пути развития. Много ли на Ваш взгляд, в Армении избирателей, готовых поддержать либеральный экономический и политический курс?
ГБ: Большинство. Сейчас в Армении средний избиратель либеральный. В отличие от других кандидатов я говорю: "я рабочие места не создаю - вы сами их создадите". Я просто упраздню барьеры, которые вам не дают работать. Я говорю народу, что дам свободу. Я говорю, что будет простая налоговая система – один налог и все. Я – единственный кандидат, который представил конкретную программу, конкретные шаги и время их осуществления. Например, зачем лицензия на вождение такси? Пусть человек регистрируется, выходит на линию и работает.
Зачем работнику кадастра лицензия? Что делается при выдаче лицензии? Проверка что он окончил и т.д.? Пусть сам заполняет на электронном табло без каких-либо лицензий. Нужно просто зарегистрироваться. Или зачем давать лицензию на открытие магазина? Если есть конкретные требования, к примеру, противопожарные, санитарные и т.д., их нужно исполнять, а в случае нарушения – закрывайте магазин.
Эти разрешения и лицензии превращаются в нескончаемый поток бюрократии, взяток и т.д. Нам надо дать людям свободу работать, чтобы народ не уезжал из страны. Вы думаете, народ не понимает? Он все прекрасно понимает.
Я не говорю, что я вам сделаю то или это – вы в состоянии сами все сделать.
"КУ": Какие социальные и экономические вопросы затрагиваются в вашей предвыборной программе и какие решения Вы для них предлагаете?
ГБ: Основной вопрос – это отношение к малому, среднему и крупному бизнесу. Внедрим систему прогрессивного налогообложения, и каждый крупный бизнес рано или поздно будет стремиться стать маленьким. Это наша основная идея. Вторая идея – это доступность элиты. Каждый бедный должен иметь возможность стать богатым. Речь не об уравнивании состояний, а об уравнивании шансов.
В 2009 году у нас был кризис, народ стал беднее, а вот элита не пострадала, и ни один банк не пострадал. Наоборот, 2009 год был самым прибыльным для банков за всю постсоветскую историю Армении. Рост прибыли – на 53%. Получается, что во время кризиса страдают слабые, а сильные укрепляют свои позиции. Я в своей программе показываю, что этого никогда не повторится. Программа моя называется ''Всего 100 шагов''. Этот шаг будет сделан за год.
У власти нет ничего подобного. Есть также противоречивые программы, в которых одновременно и налоги понижаются, и зарплаты повышаются. У меня этого нет. Я не собираюсь понижать налоги. Я сначала получаю бюджет, доход, потом уже распределяю. Мы предлагаем такой динамический модельный ряд.
К примеру, у вас малый бизнес. Для такого бизнеса предлагается до 5 тысяч долларов кредита, правительство гарантирует выплату процентову по ним. Вы берете этот кредит и начинаете работать. При малом бизнесе платят налоги только за оборот, НДС упраздняется. Малый бизнес – до 100 млн. драмов. 4
При среднем бизнесе – обороте свыше 100 млн. и до 700 млн. драмов - вы платите на 15% больше.
При крупном бизнесе (свыше 700 млн драмов) – на 30% больше. При росте масштабов предприятия срабатывает система прогрессивного налогообложения и бизнесмены начинают думать о том, чтобы разделись свой бизнес на несколько частей.
Я пригласил на дебаты Сержа Саргсяна, но он отказался. Председатель фракции Галуст Саакян официально сказал, что ''наш президент – тяжеловес''.
"КУ": Как в случае избрания Вы намерены бороться с миграцией и безработицей?
ГБ: Целенаправленно с миграцией я бороться не буду. Наоборот. Эмигрируют у нас в основном в Россию, около 75%, и 25% - остальные страны мира. Я буду бороться за то, чтобы обеспечить экономический рост на уровне 11-12% ежегодно. При экономическом росте в 7% миграция остановится. Ниже 7% падать нам нельзя. Для обеспечения экономического роста я рассчитываю на подключение людей, децентрализацию экономики. Сейчас ростом экономики заняты 10 олигархов. Их не будет - при такой налоговой системе они не выдержат и обанкротятся. Но будет 400 тысяч работающих в малом и среднем бизнесе. Я рассчитываю также на упразднение монополий за счет демократизации экономической жизни.
Я не создаю рабочие места. Например, действующий президент создает рабочие места. 5 лет тому назад он обещал создание 105 тысяч рабочих мест. В итоге, действительно, у нас число занятых увеличилось на 45 тысяч. Но с другой стороны, общее количество экономически активного трудоспособного населения уменьшается. Получается, что, во-первых, он из 105 тысяч создал лишь 45 тысяч рабочих мест, а во-вторых, он упразднил те рабочие места, которые были созданы предыдущим президентом.
Рабочее место – это святое, это культура, поэтому человек, в большинстве случаев, в рыночной экономике должен сам его создавать. Мы уделим больше внимания частному сектору, хотя государство сохранит позиции в инфраструктуре страны.
"КУ": Какие шаги Вы предлагаете предпринять для эффективной борьбы с коррупцией и теневой экономикой?
ГБ: Все структурные вопросы с коррупцией нужно решить. Когда у вас в одном лице и подрядчик, и заказчик, когда из бюджета субсидируется не потребитель, а поставщик, то у вас есть коррупция. У нас что ни депутат, то владелец завода, что ни министр, то крупный бизнесмен. Это категорически недопустимо при занятии определенных должностей и постов. Если ты занимаешься политикой, значит, не должен заниматься бизнесом. Этот закон и сейчас действует, но при мне, если вы становитесь министром сельского хозяйства, и у вас огромное предприятие по переработке сельхозпродукции, вы это предприятие сдадите государству на то время, пока работаете министром. Этим предприятием будет заниматься Комитет по управлению госимуществом. Если вы такой патриот, что решили стать министром, то в это время вы бизнесом не занимаетесь. Конечно, многие просто откажутся становиться депутатом или министром.
Я создаю независимый суд. Суды первых инстанций будут избираться населением. Вторая инстанция будет назначаться президентом пожизненно. И, наконец, так называемые "европейские" суды. Это независимые суды, которым дается лицензия и, которые будут состязаться с другими (местными) судами. Скажем, отставной француз или русский и т.д., который перешел на пенсию может получить лицензию и стать судьей в Армении. Граждане страны вправе выбрать себе суд. ''Армянские'' суды будут знать, что в случае продолжения нынешних традиций, к ним просто не пойдут.
Внешнеполитическая программа
"КУ": Как Вы оцениваете внешнеполитический курс нынешних властей? Чем будет отличаться Ваша внешнеполитическая стратегия в случае избрания?
ГБ: У меня несколько принципов. Первое - это ни в коем случае нигде не уступать элементы суверенитета страны. Если нужно подписать какой-то договор, но при этом поступиться суверенитетом, то необходимо организовать референдум, потому что владельцем, собственником этого суверенитета является народ.
Второе – мы будем очень осторожны при интеграции и с Россией, и с Европой, и с Америкой. Наша политика будет более консервативной. Я не стремлюсь к интеграции с кем-либо, и не собираюсь уступать наш суверенитет в обмен на какие-либо выгоды. Это противоположность того комплиментаризма, который сейчас есть во внешней политике Армении.
Третье - все межгосударственные договоры, которые нами подписаны, будут сохранены.
Четвертое - с Россией, с Европой или с другими странами мы никогда не будем развивать отношения во вред интересам какой-нибудь третьей страны.
"КУ": Какие средства урегулирования карабахского конфликта видятся Вам наиболее перспективными?
ГБ: Ни одно решение невозможно принять без участия карабахских властей. Поэтому основным принципом для нас будет то, что Карабах должен быть полноправной стороной переговоров, как это было в 1993-1997, 1998 гг. Это принципиально изменит ситуацию. На данный момент Карабах хочет быть отдельной страной и Армения не вправе вести переговоры от имени Карабаха и отвечать за результат. Без участия Карабаха невозможно урегулирование конфликта, без этого будет война. Мы должны потребовать, чтобы Карабах включили в переговорный процесс. Другого выхода нет. Всем придется согласиться с этим, и Азербайджану тоже.
"КУ": Дайте, пожалуйста, оценку нынешним армяно-российским отношениям. Какие шаги для их улучшения, на Ваш взгляд, следует предпринять двум странам?
ГБ: У нас с Россией хорошие отношения, хотя проблем много. Когда речь идет о торговых отношениях – проблем нет. А вот интеграционных процессов мало. Российский бизнес широко присутствует в Армении, но мне не известны примеры кооперации армянских предприятий с российскими. У нас нет связи с российской наукой, никто об этом не думает, хотя здесь есть огромный потенциал. Армения – бывшая советская страна, армяне традиционно хорошо относятся к русским, и есть возможность интеграции. Есть и другой момент. Армянин, желающий участвовать в каких-то российских экономических проектах, переезжает в Россию, но русский, переехавший для этого в Армению - исключение. Я не понимаю, почему нельзя участвовать в каких-то проектах, оставаясь в Армении? Здесь уйма работы.
Военной тематикой я пока владею в общем плане. Но известно, что стандарты армянской армии – это российские стандарты. Я даже не знаю, есть ли в нашей армии что-то натовское. По-моему, нет ничего. Наши стандарты – одежда, спецовка, уставы службы, внутренняя, гарнизонно-караульная служба, построение войск и т.д. – это русские, советские стандарты. По крайней мере, когда я был в правительстве, мы по этому принципу выстраивали армию. И это хорошая основа для дальнейшего сотрудничества.
28 января 2013 года
С Грантом Багратяном беседовала специальный корреспондент ''Кавказского узла'' Армине Мартиросян.
Примечания:
- Города Тавушской области Армении.
- Села Тавушской области Армении.
- Села Араратской области Армении.
- Курс Центрального банка РФ на 1 февраля 2013 года составляет 73.84 рубля за 1000 армянских драмов.