В Азербайджане завершено следствие по делу бизнесмена, обвиняемого в сопротивлении таможенникам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Нахичеванской автономной республике (НАР) Азербайджана завершено предварительное следствие в отношении бизнесмена Мухаммеда Гурбанова, его зятя и помощника Надира Мамедова, арестованных 8 декабря 2012 года по обвинению в оказании сопротивления представителям власти.
Как сообщал "Кавказский узел", Гурбанов и Мамедов были задержаны после инцидента 8 декабря 2012 года на таможенно-пропускном пункте "Садарак" на азербайджано-турецкой границе, где они приехали забрать прибывший и задержанный таможенниками груз. Они пригласили для освещения проблемы журналистов - корреспондента online-издания contact.az Ильгара Насибова и сотрудника портала
nakhchivanhumanrights.org Эльмана Аббасова. Там они были атакованы, по их словам, сотрудниками таможни и привлеченными ими лицами.
Родные Гурбанова и Мамедова утверждают, что они подверглись давлению из-за отказа платить взятку, а также за отстаивание своих прав и политическую деятельность в качестве членов регионального отдела оппозиционного гражданского движения за демократию "Общественная палата" (ГДДОП). По утверждению Таможенного комитета НАР, Гурбанов и Мамедов отказались платить пошлину и незаконно требовали выдачи своего товара и при этом ранили сотрудника пункта "Садарак". Журналисты после посещения поста заявили о своем незаконном задержании сотрудниками таможни.
Адвокат: бизнесмены теперь обвиняются в сопротивлении представителю власти и хулиганстве
Первоначально Гурбанову было предъявлено обвинение по ст.315.1 (оказание сопротивления представителю власти с применением силы), Мамедову - ст.315.2 (то же - с угрозой жизни и здоровью) УК Азербайджана. Однако, как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат подсудимых Халид Багиров, впоследствии Гурбанову и Мамедову были предъявлены также обвинения по ст.221.3 (хулиганство с применением оружия или другого предмета, используемого в качестве оружия) УК.
Адвокат назвал обвинение сфабрикованным. На его взгляд, "следствие проводилось непрофессионально и с многочисленными нарушениями". "На днях мне сообщили, что следствие завершено. В деле так много нарушений, что я подал 17 ходатайств, в том числе о прекращении уголовного дела", - рассказал Багиров.
В деле так много нарушений, что я подал 17 ходатайств, в том числе о прекращении уголовного дела
В числе ходатайств также проведение дактилоскопической экспертизы. "К примеру, Надира Мамедова обвиняют в том, что он якобы поцарапал ножом руку рабочего на таможне. При этом как вещественное доказательство указывается нож, на котором следы размазанной крови рабочего. Но специалисты знают, что от царапины следы крови не остаются. С другой стороны, на ноже нет отпечатков пальцев Надира Мамедова. Поэтому я настаиваю, чтобы была проведена дактилоскопическая экспертиза", - сказал адвокат.
Еще одним свидетельством фальсификации уголовного дела адвокат назвал невозвращение следствием видеокамеры и диктофона, изъятых у журналистов во время инцидента на пункте "Садарак". "Они не возвращают оборудования и не представляют материалов видеосъемки. Если все было так, как утверждает следствие, то снятые кадры должны быть доказательством в их пользу. Но они не приобщают снятые видеокадры, значит, им есть что скрывать", - отметил адвокат.
Кроме того, адвокат заявил о пытках. "Под пытками у Надира Мамедова выбили показания, что журналисты Ильгар Насибов и Эльман Аббасов специально подговорили его избить сотрудников таможни, чтобы они сняли это на видео. Но тут нет никакой логики, зачем журналистам кадры избиения таможенников? Если бы следователи написали, что Мамедова подговаривали, чтобы он спровоцировал таможенников на насильственные действия, то это еще можно было бы понять. На встрече со мной арестованный отказался от этих показаний, заявив о пытках", - сообщил Багиров.
На встрече со мной арестованный отказался от этих показаний, заявив о пытках
Адвокат сказал, что опасается за судьбу 62-летнего Гурбанова, который является инвалидом второй группы. По словам Багирова, власти НАР давно недовольны отстаиванием им своих прав и его непокорностью. "Несколько месяцев назад ему предложили не завозить молочные продукты фирмы Danon, поскольку это монополия одного из высокопоставленных лиц. Однако Гурбанов отказался выполнять это требование. Даже несмотря на то, что неофициальные платежи за ввоз этого товара завышались, он принципиально импортировал эту продукцию, не получая с продаж прибыли", - рассказал адвокат.
Три года назад его подзащитного уже заключали на месяц в психиатрическую больницу за требование своих прав. В ходе допросов, по словам Гурбанова, ему сказали, что он "уже не выйдет отсюда". "Это вызывает тревогу за здоровье, и даже жизнь обвиняемого", - заметил Багиров.
Багиров сообщил, что намерен призвать политиков, активистов общественных организаций и журналистов "почаще посещать Нахичевань и уделять внимание правам человека". "Люди в Нахичевани чувствуют себя забытыми и пребывают в безысходном состоянии. Им Баку кажется таким же далеким, как нам в Баку - Страсбург", - заключил Багиров.
Родные Гурбанова и Мамедова также жалуются на давление
По словам дочери Гурбанова и жены Мамедова Эльнуры Мамедовой, на членов семьи оказывается давление, чтобы они никуда не жаловались.
"На 17 человек членов нашей семьи и близких родственников в Нахичеванском аэропорту был введен запрет на вылет из автономной республики. Только после того, как я нашла на сайте генеральной прокуратуры номер телефона первого заместителя генерального прокурора Азербайджана и пожаловалась ему, меня, маму и сестру 9 января выпустили из Нахичевани, и мы прибыли в Баку", - рассказала Мамедова.
Отвечая на вопрос о судьбе задержанного груза, она сообщила, что таможенники не вернули товар на 9 тысяч манатов (около 11,5 тыс. долларов). "Это продукты питания, и, конечно же, эти товары за прошедшее время испортились. Но сейчас нас волнует не это. Главное, чтобы освободили моего отца и мужа. Они в опасности", - сказала Мамедова.
Мухаммед за шесть дней до задержания стал членом "Общественной палаты"
Супруга Гурбанова Фарида Гурбанова считает, что ее мужа арестовали по политическим мотивам. "Мухаммед за шесть дней до задержания стал членом "Общественной палаты". В 2010 году он протестовал против фальсификации парламентских выборов. Арест Мухаммеда и Надира политический заказ", - считает женщина.
При этом она отметила, что ее зять Надир Мамедов в феврале 2011 года также подвергался давлению со стороны полиции из-за того, что был на парламентских выборах 2010 года наблюдателем оппозиционного кандидата в депутаты.
Ранее Гурбанова заявила о незаконном изъятии товара, доставленного ее зятем из Турции. "Наш зять Надир Мамедов (муж дочери) 7 декабря 2012 года привез из Турции продовольственные товары. Однако груз был задержан на таможне. Сотрудники пункта "Садарак" потребовали за ввоз товара дополнительную плату. Раньше таможенники брали за каждый 1 кг товара 10 гяпиков (около 12,5 цента) пошлины. Теперь же они подняли "таксу" до 30 гяпиков (около 37,5 цента), не предъявляя никого документального обоснования этого", - пояснила женщина.
По ее словам, 8 декабря "муж и зять пошли на таможню, чтобы забрать товар", но там на них напали.
Адвокат Багиров пояснил, что требования таможенников незаконны: "Пошлины взимаются по наименованиям товаров, а не по их массе".
Корреспондент online-издания сontact.az Ильгар Насибов и сотрудник портала nakhchivanhumanrights.org Эльман Аббасов подтвердили корреспонденту "Кавказского узла", что изъятое у них оборудование не возвращено.
"Более того, нас вызывали в Садаракскую районную прокуратуру и много часов допрашивали по поводу "показаний" Надира Мамедова, что якобы мы его "подучили" против таможенников. Мы сказали, что направились на пункт "Садарак" на основе письменного обращения Мухаммеда Гурбанова о нарушении его прав как предпринимателя и стали свидетелями физического давления на него и Надира Мамедова", - рассказали журналисты.
Более того, добавил Насибов, они с Эльманом Аббасовым сами подверглись давлению.
Заместитель председателя партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Асеф Гулиев согласен с адвокатом Багировым, что необходимо повышение внимания местной и международной общественности к проблемам в НАР. Он считает необходимым открытие офисов международных организаций, направления для мониторинга ситуации с правами заключенных представителей МККК.
По словам Гулиева, ПНФА и "Общественная палата" считают Мамедова и Гурбанова политзаключенными, поскольку их уголовное преследование началось спустя шесть дней после вступления в региональное отделение "Общественной палаты". "Кроме того, эти люди и ранее активно выступали в защиту своих прав", - отметил Гулиев.
Мухаммед Гурбанов и Надир Мамедов "отказались представить запрошенные таможенниками документы и платить пошлину, применив против чиновников силу"
Получить комментарии в Таможенном комитете НАР и Садаракской районной прокуратуре не удалось. Государственные органы республики отказываются отвечать на вопросы представителей независимой прессы из Баку.
Однако ранее в прокуратуре НАР заявили, что Мухаммед Гурбанов и Надир Мамедов "отказались представить запрошенные таможенниками документы и платить пошлину, применив против чиновников силу". Поэтому против них в Садаракской районной прокуратуре было возбуждено уголовное дело, отметили в ведомстве.
В МВД НАР корреспонденту "Кавказского узла" заявили, что во время происшествия на таможенном посту полиции не было. Полицейские прибыли туда по вызову и доставили Гурбанова и Мамедова в Садаракский районный отдел полиции. После 48-часового задержания Садаракский районный суд избрал им мерой пресечения арест сроком на два месяца, после чего задержанные были направлены в изолятор временного содержания.
"Кавказский узел" сообщал, что в НАР журналисты и активисты гражданского общества и ранее подвергались давлению и физическим атакам.
Так, в конце июля Бабекский районный отдел полиции НАР возбудил уголовное дело против и.о. главы регионального отделения партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Яшара Багирсоя и его брата Зейнала Багирзаде по статьям об организации действий, направленных на нарушение общественного порядка, или участии в таких действиях и хулиганстве.
"Кавказский узел" также информировал о том, что группа местных журналистов подверглась физическому давлению 16 января 2009 года, когда пыталась посетить поселок Гейдарабад Садаракского района НАР и расследовать исчезновение Исмаила, Ханымзар и Эльвина Гусейновых.