Государственное телевидение: закон не писан
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Законопроект "О телерадиовещании", регулирующий экономические и организационные основы деятельности частных телеканалов, на пленарном заседании 14 июня был представлен ко второму чтению. Как выяснилось, этот проект законодательного акта, работа над которым продолжалась почти два года, сохранил прежний статус: деятельность государственного телевидения и радио этим законом регулироваться не будет.
Это почти равносильно тому, что в стране, предположим, принимается новый закон "О политических партиях", не распространяющийся на какую-то партию - ?в нашем случае, скажем, на партию "Ени Азербайджан".
Отгораживание Гостелерадио от обсуждаемого законопроекта не поддается осмыслению, если проект закона действительно не ущемляет интересы телерадиокомпаний. Видимо, исходя из этой предпосылки, руководитель одного из бакинских ТВ-каналов на первом обсуждении законопроекта 24 мая текущего года предложил распространить действие этого документа на Государственное телевидение тоже. Иначе?такой подход?может закрепить неравенство между частными и государственными телерадиокомпаниями.?
В полномочия Национального совета по телевидению, который будет создан после вступления в силу обсуждаемого законопроекта, отводится два ключевых вопроса: выдача лицензий на вещание сроком до шести лет и осуществление контроля за соблюдением законодательства в деятельности телерадиовещательных организаций. При выявлении правонарушений этот орган уполномочен применять санкции в зависимости от масштаба правонарушений. Диапазон санкций -?от взимания штрафов в размере не более месячной сметы расходов данного телевидения?до приостановления действия лицензии сроком от одного до семи дней, "в исключительных случаях" - до двух месяцев.
Однако, какими бы ни были масштабы правонарушений, Национальный совет не наделен полномочиями по собственному усмотрению аннулировать выданную им же лицензию на осуществление телерадиовещания. В случае обнаружения, допустим, фактов антигосударственной деятельности роль Национального совета состоит в обращении в судебные органы с прошением о приостановлении действия лицензии. Не возражая против полного закрытия телеканалов в случае выявления фактов антигосударственного характера, представители частных телеканалов настаивают все же на изъятии из законопроекта положения о краткосрочном приостановлении действия лицензии, опасаясь злоупотребления и манипулирования этим правом.
Такой точки зрения придерживаются не только представители электронных средств массовой информации. Компромиссным можно назвать вариант, предложенный депутатом Исмаилом Омаровым. По его мнению, необходимо сократить срок приостановления действия лицензии "в исключительных случаях" до одного месяца. Эта санкция должна применяться, с его точки зрения, в отношении тех телерадиокомпаний, которые в течение одного года трижды нарушают требования законодательства.
Помимо обсуждения самого законопроекта, не меньше времени в выступлениях парламентариев занимала критика уровня разработанности телевизионных программ. Депутатами была отмечена необходимость повышения требований к кадровому персоналу телевидения и радио. Кроме того, по мнению парламентариев, необходимо ввести ограничение на трансляцию по телеканалам фильмов, "противоречащих нашему менталитету": трансляцию таких фильмов необходимо осуществлять в ночное время, причем исключительно на платной основе. Хочется отметить, что депутатам следовало бы уточнить свою позицию в этом вопросе: не вполне понятно, хотят ли они в принципе?предотвратить показ фильмов эротического содержания или же хотят добиться, чтобы просмотр этих фильмов был недоступен только малоимущим слоям общества.
Примечательно также то, что в законопроекте предпринимается попытка установления верхней планки компенсаций за нанесение морального ущерба. Согласно законопроекту, она не должна превышать трехмесячного объема фонда заработной платы телеканала.
Руководитель рабочей группы Милли меджлиса по усовершенствованию законодательства в области СМИ Ризван Джабиев полагает, что истец сам должен определить размер компенсации за нанесенный моральный ущерб. Аналогичного мнения придерживается и руководитель парламентской комиссии по науке и образованию Шахлар Аскеров.
Обсуждению законопроекта "О телерадиовещании" Милли меджлис посвятил вчерашнее пленарное заседание полностью. И с чувством выполненного долга парламентарии под занавес вечернего заседания проголосовали за принятие документа во втором чтении. Хотя по ряду вопросов согласовать различные мнения пока так и не удалось. Эти вопросы будут обсуждены в ближайшей перспективе на заседании комиссии.