Суд по делу главреда "Толыши садо" будет частично открытым
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Судебный процесс по делу главного редактора газеты "Толыши садо" (Голос талыша) Гилала Мамедова будет частично открытым. Такое решение принято сегодня на подготовительном заседании в Бакинском суде по тяжким преступлениям судьей Азером Оруджевым.
Мамедов был задержан в Баку 21 июня. 22 июня он был арестован по обвинению в незаконном хранении наркотиков. 4 июля журналисту были предъявлены обвинения по статьям о госизмене и разжигании национальной ненависти. 24 декабря стало известно, что следствие по делу завершено.
Гилал Мамедов обвиняется по статьям 274 (государственная измена), 283.2.2 (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) и 234.4.3 (незаконные изготовление, производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств) Уголовного кодекса Азербайджана.
Гилал Мамедов - автор видеоролика "Ты кто такой? Давай, до свидания!" В нем талыши и бакинцы исполняют на свадьбе шуточно-сатирические куплеты под аккомпанемент дэфа. Ролик, загруженный на YouTube 25 января 2012 года, стал очень популярным и многократно копировался другими пользователями. В сумме с самым популярным его перепостом он набрал порядка 14 млн просмотров. Роликом заинтересовались российские медиа, обратив внимание и на вопрос соблюдения прав талышей.
Подготовительное заседание по делу Мамедова началось 9 января и было продолжено сегодня около 11.00, несколько раз прерывалось. В его начале Мамедов, сообщив, что сегодня - день рождения его дочери, зачитал стихотворение, сочиненное им в ее честь. Потом подсудимый передал стихотворение дочери из железной клетки.
Адвокат Джавад Джавадов от имени группы активистов гражданского общества и правозащитников подал ходатайство об освобождении подзащитного из-под стражи на поруки. Обращение подписали известные представители демократической общественности Азербайджана: Арзу Абдуллаева, Интигам Алиев, Аловсат Алиев, Рашид Гаджилы, Видади Искендеров, Асабали Мустафаев, Аннаги Гаджибейли.
Однако государственный обвинитель Турал Юсифов выступил против этого и других ходатайств защиты. После этого суд удалился на совещание.
Вернувшись около 12.30, судья Азер Оруджев объявил, что ходатайства об освобождении Мамедова из-под стражи, а также о возвращении дела на доследование в прокуратуру, исключении из материалов дела ряда доказательств, привлечении дополнительных доказательств стороны защиты, проведении повторной лингвистической экспертизы, ведении видеосъемки и аудиозаписи процесса, обращении в Конституционный суд о толковании понятия "шпионаж" в статье Уголовного кодекса "Государственная измена" отклоняются.
Что касается ходатайства об освобождении Мамедова на время судебных заседаний из железной клетки и создания ему условий для нахождения рядом с адвокатами, оно, по словам судьи, может быть рассмотрено во время судебных слушаний по существу.
После этого прокурор попросил судью провести судебный процесс частично закрытым ввиду содержания в некоторых доказательствах государственной тайны.
В ответ на это адвокат Халид Багиров попросил судью прояснить, в чем в материалах дела заключается государственная тайна. Он заявил, что государственный обвинитель преднамеренно препятствует открытости судебного процесса.
Другой адвокат Рамиз Мамедов, обратив внимание на резонансный характер дела Мамедова, подчеркнул необходимость прозрачного судебного следствия. "Процесс должен быть открытым, и общественность должна знать всю правду. Если Гилал Мамедов - изменник, то пусть его накажут. Но если его вина не будет доказана, то он должен быть освобожден", - сказал адвокат.
Адвокат Анар Гасымов также потребовал проведения прозрачного судебного следствия.
Адвокат Джавад Джавадов обратил внимание на то, что Мамедов не является носителем гостайны. Если же следствие считает, что в доказательствах содержится государственная тайна, то оно должно уточнить, о каких доказательствах идет речь.
Сам Гилал Мамедов сказал, что согласен со своими адвокатами. "То, что готовится проведение закрытого процесса, я знал с самого начала, потому что дело - заказное. Мне сами следователи говорили, что сделают все возможное для проведения закрытого суда, и им есть чего скрывать. Для них государственная тайна - это то, как мне подбросили наркотики, как получили сфабрикованные показания от содержащегося в колонии №7 Эльмана Гулиева. Если процесс будет закрытым, то я откажусь от участия в нем и буду просить своих адвокатов сделать то же самое. Нам не нужен такой процесс", - заявил подсудимый.
После этого судья Оруджев вновь объявил перерыв.
Около 16.00 судья, вернувшись в зал заседаний, сообщил, что судебный процесс по статьям 274 (государственная измена), 283.2.2 (разжигание национальной и религиозной розни) будет закрытым, а по статье 234.4.3 (незаконное хранение и распространение наркотиков) - открытым.
Оруджев назначил судебные слушания по существу на 10.30 23 января.
В Азербайджане правозащитники создали "Комитет в защиту прав Мамедова". В России их поддержала председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. По оценке правозащитников, следствие с момента его задержания ведется с грубыми нарушениями закона, уголовное дело сфабриковано и политически мотивировано. По их мнению, дело появилось в связи с общественной деятельностью Мамедова, правозащитники потребовали немедленного освобождения активиста. "Международная амнистия" и "Хьюман Райтс Вотч" выразили обеспокоенность арестом Мамедова, считая, что он был арестован по ложным обвинениям.
Адвокат Мамедов сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что они с подзащитным обсудят вопрос о дальнейших действиях и о том, будут ли они участвовать в процессе.
Халид Багиров, комментируя итоги подготовительного заседания, выразил неудовлетворение позицией суда, который отклонил практически все ходатайства защиты и решил проводить ,"по сути, закрытый процесс".
"Мы уже накануне направили жалобу в Европейский суд по правам человека о нарушении прав Гилала Мамедова на свободу и неприкосновенность, гарантированных ст. 5 Европейской конвенции по правам человека. Так как МВД и генеральная прокуратура 4 июля в совместном сообщении представили Гилала Мамедова как человека, совершившего преступление, нарушив презумпцию его невиновности", - подчеркнул адвокат.
Кроме того, по его словам, идет подготовка жалобы о нарушении прав Мамедова, гарантированных ст. 3 Европейской конвенции (о запрещении пыток).
"Мамедов при задержании и в первые дни после ареста подвергался физическому давлению и содержался в плохих условиях. Естественно, если азербайджанские суды не восстановят его права, мы подадим жалобу и по существу обвинений", - сказал адвокат.
На заседании 9 января адвокат Рамиз Мамедов поддержал все ходатайства своих коллег и предложил исключить из материалов уголовного дела доказательства причастности Мамедова к уголовным делам Аликрама Гумматова, провозгласившего летом 1993 года "Талыш-Муганскую республику" на юге Азербайджана. Он также предложил исключить из материалов уголовного дела доказательства причастности Мамедова к уголовным делам Саида Дадашбейли (группа из 10 молодых людей в 2007 году была приговорена к длительным срокам тюремного заключения по обвинению в попытке госпереворота и сотрудничестве со спецслужбами Ирана) и предыдущего главного редактора газеты "Толыши садо" Новрузали Мамедова.