Убийству Дударова предшествовал ряд скандальных смен глав муфтията Северной Осетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
С момента создания в Северной Осетии Духовного управления мусульман, заместитель главы которого Ибрагим Дударов был убит накануне ночью под Владикавказом, избрание его лидера неоднократно сопровождалось скандалами.
Напомним, тело 34-летнего заместителя муфтия Северной Осетии Ибрагима Дударова было найдено в салоне автомашины 26 декабря в 23.00 на обочине автодороги, ведущей из Владикавказа в селение Чми. Следователи отрабатывают несколько версий убийства, среди них криминальная и бытовая, а также связанная с профессиональной деятельностью убитого. В муфтияте отмечают, что Дударов имел высшее духовное образование и был неконфликтным человеком.
Духовное управление мусульман Северной Осетии было создано в 1994 году, его первым муфтием стал Дзанхот Хекилаев. В разные годы муфтиятом руководили Руслан Валгасов, Мурат Тавказахов, Али Евтеев.
Занимающий сейчас пост муфтия республики Хаджи-Мурат Гацалов был избран главой ДУМ 17 марта 2011 года на съезде мусульман республики. Еще до этого, с 14 июля 2010 года, он исполнял обязанности главы Духовного управления мусульман Северной Осетии.
Гацалов был избран председателем управления после ухода в отставку Али Евтеева, последовавшего за скандальным интервью, опубликованным в мае 2010 года одним из интернет-изданий. В этом интервью Евтеев, в частности, признался в том, что "был очень радикален" и "ездил на "учебку" к Хаттабу". Кроме того, он подверг критике православных священнослужителей, назвав их "сообществом, которое преградило людям дорогу к Богу". Позже он извинился за высказывания в адрес РПЦ. "Если какие-то слова имели оскорбительный характер или были не так представлены, то это в основном вина тех, кто подавал материал в определенном контексте. Но если в том есть и моя вина, готов ее признать", - сказал тогда Евтеев.
Примечательно, что сразу после своего избрания Евтеев отметил, что основная его работа будет направлена на просвещение в области ислама и сотрудничество со всеми, кто работает в этом направлении.
До Евтеева, который занимал пост духовного лидера мусульман Северной Осетии с января 2008 года, с апреля 2005 года в ДУМ председательствовал Мурат-Хаджи Тавказахов.
Во время своего председательства в ДУМ Тавказахов указывал, что после теракта, совершенного в сентябре 2004 года Беслане, положение мусульман в Северной Осетии усложнилось. Однако, отмечал он, неприязнь проявлялась скорее на бытовом уровне, нежели со стороны власти.
Тавказахов ушел в отставку, как сообщалось, по состоянию здоровья. При этом была информация, что Тавказахов, заместителем которого был Евтеев, не покидал свой пост добровольно. Сам бывший муфтий через четыре месяца после ухода из руководства ДУМ заявил об угрозах со стороны преемника и проведенном в его доме обыске с целью поиска отчетов для Евтеева.
Исламовед, доцент Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев называл в интервью агентству "Интерфакс-религия" в 2010 году переход руководства муфтиятом Северной Осетии к Евтееву "свержением" Тавказахова. По его словам, еще в 2008 году Координационный центр мусульман Северного Кавказа высказывал особую озабоченность отстранением Тавказахова от должности муфтия, указывая на то обстоятельство, что "главным лоббистом Евтеева стал замминистра по делам национальностей Северной Осетии Абрек Батраев, также являющийся членом руководства североосетинского муфтията".
При этом в свое время именно Тавказахов настоятельно рекомендовал Евтеева на место муфтия как наиболее знающего основы ислама молодого верующего в республике, передает "Собкор®ru".
До Тавказахова муфтият возглавлял Руслан Валгасов, ставший главой ДУМ после смерти летом 2004 года первого муфтия Северной Осетии Дзанхота Хекилаева.
Часть возникающих конфликтов между мусульманами в республике, в том числе и неординарные смены лидеров ДУМ кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин объясняет тем, что после распада СССР в Северной Осетии на фоне оживления религиозной жизни появились два течения.
"С одной стороны, активизируется старшее поколение мусульман-традиционалистов, с другой – тысячи молодых людей стали активно исповедовать ислам, причем преимущественно в форме "ваххабизма". Это привело к созданию двух параллельных мусульманских структур в республике", - пишет Рощин в своей статье "Мусульмане Северной Осетии", опубликованной 10 апреля 2012 года на сайте "Научного общества кавказоведов".
В качестве параллельной ДУМ республики структуры Рощин указывает образованный здесь "Культурный исламский центр", руководил которым Ермак Тегаев.
"На западе Северного Кавказа, в Осетии, Татарстане и Башкирии, где суфийский толк не столь популярен, для статуса "традиционного" достаточно лояльности и сотрудничества. Нетрадиционным считается все остальное, в первую очередь, демонстрация независимости от властей и органов. Все это под собирательным (на практике) понятием "ваххабизм" искореняется с разной степенью жесткости", - писал в статье "Религия раздора", опубликованной 29 августа 2005 года в газете "Версия" Орхан Джемаль.
Тегаев хоть и не вставал в оппозицию по отношению к официальным властям, но считался независимым и авторитетным, отмечал Джемаль, добавляя, что оппонент Тегаева бывший милиционер Руслан Валгасов был "традиционным" и его поддерживали власти Северной Осетии. При этом Тегаев в феврале 2005 года был задержан, а позже осужден за хранение боеприпасов.