В Кабардино-Балкарии "чернобыльцы" просят руководство страны разобраться с взысканием с них ранее полученных компенсаций
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Судебные приставы Кабардино-Балкарии в массовом порядке начали взыскания с "чернобыльцев" республики выплаченных им ранее компенсаций, которые они получили согласно ныне отмененным судебным решениям. У них арестованы счета, пенсии, машины и другое имущество. "Чернобыльцы" обращаются к первым лицам страны с просьбой разобраться в ситуации, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
24 декабря в Нальчике, в офисе общественной организации "Союз "Чернобыль" прошло общее собрание членов организации, ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г), и на "Маяке" (1957 г.), на котором они составили коллективное письмо к руководству страны – президенту Владимиру Путину и председателю правительства Дмитрию Медведеву с просьбой разобраться в ситуации, в которой "чернобыльцы" оказались в связи с требованием судебных приставов вернуть выплаченные ранее компенсации.
"Чернобыльцам" был компенсирован моральный вред
Как заявляют члены союза "Чернобыль", в начале 2011 года к ликвидаторам обратилась жительница республики Лера Алхасова и предложила им подать иски в суд о возмещении морального вреда, полученного в ходе их работы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Алхасову они ранее знали, так как она прежде работала в министерстве труда и социального развития республики, где занималась проблемами чернобыльцев.
"Алхасова предложила нам написать на ее имя доверенности, в соответствии с которыми она сама подаст иски, будет вести дела в судах, что мы и сделали", - рассказала супруга "чернобыльца" Ирина Г. попросившая не назвать ее фамилию. По ее словам, инициатор подачи исков собрала с "чернобыльцев" документы – военные билеты, справки об инвалидности, копии паспортов. Она также предложила им открыть счета в "Связь-банке".
Суды первой инстанции республики удовлетворили иски. Первые иски были рассмотрены в апреле 2011 года, последние в июле 2012 года. Инвалидам третьей группы была присуждена компенсация морального вреда в сумме 1,3 млн рублей, второй группы – 1,5 млн рублей, участникам ликвидации аварии на "Маяке" - 1,2 млн рублей.
В июне 2011 года управление казначейства РФ по КБР в кассационном порядке опротестовало часть этих решений. Суд отказал в удовлетворении жалобы.
С июня 2011 года через "Связь-банк" начались выплаты ликвидаторам. По сведениям "Кавказского узла" из информированных источников, всего было выплачено более 500 млн рублей. На сегодняшний день известно о 428 "чернобыльцах", получивших компенсации.
"Когда Алхасова предложила нам начать эти суды, она заключила с каждым из нас договор, что ровно половину полученной суммы каждый из нас должен ей отдать, - говорит Ирина Г. – В день получения денег она присылала свою секретаршу с большой сумкой и деньги делились ровно пополам. Она объяснила, что это ее гонорар за работу в качестве нашего представителя, а мы не знали, сколько в таких случаях адвокаты берут за услуги". То, что ровно половина полученной суммы уходила гражданке Алхасовой, подтверждают все "чернобыльцы". При этом деньги отдавались просто так – без всякого документального подтверждения, отмечают члены организации "Союз "Чернобыль".
Моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта
17 августа 2012 года управление казначейства РФ по КБР обратилось в суд с жалобой о восстановлении сроков обжалования судебных решений о выплатах "чернобыльцам". Суд удовлетворил жалобу.
С сентября 2012 года последовали кассационные жалобы казначейства на решения судов первой инстанции.
Как следует из этих жалоб, управление казначейства по КБР считает, что "удовлетворение компенсации морального вреда, причиненного вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не предусмотрено действующим законодательством".
"Возмещение морального вреда впервые было предусмотрено в ст.131 "Основ гражданского законодательства СССР" от 31 мая 1991 года, то есть, спустя пять лет после аварии на ЧАЭС, а в соответствии с ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы", - отмечается в жалобе.
В кассационном определении коллегии Верховного суда Кабардино-Балкарии от 10 октября 2012 года по одной из этих жалоб говорится, что "суды неправильно истолковали и применили материальный закон, в результате чего пришли к неправильным, противоречащим закону выводам".
Решения судов первой инстанции Верховным судом КБР были отменены, по делам были приняты новые решения, согласно которым "чернобыльцам" было отказано в выплате компенсаций морального вреда.
Чтобы взыскать с ликвидаторов полученные суммы, дело было передано на рассмотрение в Нальчикский городской суд для принятия соответствующего решения. Полномочия четырех судьей, "неправильно истолковавших применение материального закона", а также статьи Гражданского кодекса об "общих принципах действия закона во времени", были прекращены квалификационной коллегией судей.
Как стало известно, одна из судей приняла решения в отношении 400 человек (каждая жалоба подавалась от имени десяти истцов), другая в отношении 23 человек, и одна судья районного суда в отношении двух человек. Были прекращены также полномочия заместителя председателя Нальчикского городского суда, курировавшего делопроизводство.
Трое ликвидаторов скончались, узнав о случившемся
"Когда я узнала о случившемся, я сразу кинулась к Алхасовой", - рассказала Ирина Г. Ирина говорит, что готова вернуть полученные ее семьей деньги, при этом настаивает, что те деньги, которые получила, по ее словам Алхасова, также были возвращены. Но, как говорит Ирина Г, "она категорично заявила, что денег у нее нет и ничего она дать не может"
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями Алхасовой в связи с заявлениями чернобыльцев. Ее позиция в связи с создавшейся ситуацией неизвестна.
В настоящий момент связаться с Алхасовой "чернобыльцы" не могут, у нее отключены телефоны. По месту жительства ее также нет.
С начала октября к "чернобыльцам", получившим компенсации, стали приходить судебные приставы. У них арестована пенсия, все счета, машины и имущество.
По данным члена "Союза "Чернобыль" трое ликвидаторов скончались, узнав о случившемся.
78-летняя Валентина Полякова, участница событий на "Маяке", вернула государству полученную ею фактически сумму 600 тысяч рублей. Остальные 600 тысяч будут удерживать с ее пенсии – по 20 процентов ежемесячно.
"Мне надо прожить 300 лет, чтобы выплатить эти 600 тысяч", - говорит она. Но приставы ждать не намерены и грозятся забрать у пожилой женщины стиральную машину, холодильник, телевизор и другое имущество.
"Наши счета заблокированы. Мы в отчаянном положении. Я получил на руки 650 тысяч, а должен вернуть 1,3 млн. Где я возьму оставшиеся 650 тысяч?", - говорит Залимхан Яхтанигов.
"Нас сделали крайними. Даже если это судебная ошибка, ответственность должен нести тот, кто допустил эту ошибку", - считает руководитель организации "Союз "Чернобыль" Алик Хадзегов.
"Мы хотим знать, в чем наша вина. Если мы неправильно подали иск, почему его приняли к рассмотрению? Если решение суда было незаконным, почему управление казначейства ждало год и только потом подало кассационную жалобу?", - спрашивает Хадзегов. – Почему за то, что судьи не знали закон, ответственность должны нести мы?"
Он рассказал, что был во всех инстанциях, и в прокуратуре, и у уполномоченного по правам человека. "Мы попытались выяснить возбуждено ли уголовное дело по фактам незаконных выплат и привлечен ли кто-то в качестве обвиняемого. "На сегодняшний день такого уголовного дела нет", - ответили нам в Следственном управлении СКР по КБР. Везде нам сочувствуют, но говорят, что помочь ничем не могут. Последняя надежда на президента страны. Если он нам не ответит, пойдем все сдаваться в прокуратуру", - говорит Хадзегов.
Получить комментарии в управлении казначейства о причинах длительной паузы между вынесением первых решений в пользу истцов и их последующего обжалования пока не удалось.
По словам ликвидаторов, представитель ведомства в суде на это вопрос ответил, что казначейство целый год ждало получения решений судов.