Фигурант дела о нападении на Нальчик заявил, что не обстреливал базу ОМОНа

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На процессе по делу о нападении на Нальчик показания дал подсудимый Амур Хакулов, который, по данным следствия, входил в группу, нападавшую на базу ОМОН МВД по Кабардино-Балкарии. По словам Хакулова, он не знал о нападении и не сделал ни одного выстрела.

В ходе нападения на Нальчик 13 октября 2005 года погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 человека из числа нападавших. На скамье подсудимых по делу о нападении на Нальчик находятся 57 человек.

Как сообщал "Кавказский узел", в настоящее время судом рассматриваются доказательства стороны защиты, показания дают подсудимые и свидетели защиты. На заседании 8 ноября  Верховный суд Кабардино-Балкарии назначил дополнительных адвокатов семерым обвиняемым по делу о нападении на Нальчик.

"Я не знал, что находится в бочках, закопанных в лесу"

Хакулов рассказал, что весной 2005 года к нему домой пришел его односельчанин Хавжоков Алим и попросил одолжить ему бочку. "Я согласился, но предупредил, что бочку надо будет вернуть. Хавжоков обещал вернуть", - пояснил он.

При этом Хавжоков бочку забирать не стал, а сказал, что завтра придет Пшибиев Хасби, и надо будет бочку перевезти в определенное место. Хасби Пшибиев пришел в означенное время, Хакулову, по его словам, пришлось запрячь лошадь в телегу и везти бочку. "Выгрузили бочку в каком-то овраге. Мне показалось странным, что бочку надо выгружать в овраге, но расспрашивать я ни о чем не стал", - пояснил суду обвиняемый.

По его словам, Хасби Пшибиев сделал углубление, куда была спрятана бочка. "Затем сели в телегу и вернулись каждый к себе домой",- пояснил Хакулов.

"Недели через две Хасби Пшибиев пришел ко мне на работу (Амур Хакулов работал инспектором по трудовому воспитанию в Нартановском детском доме. - Прим. "Кавказского узла") и сказал, что ему нужны лошадь с телегой по хозяйству что-то перевезти. Я сказал, что если по пути, могу перевезти. Возле камнерезного цеха Пшибиев откуда-то достал бочку поменьше той, что я ему дал. Я спросил, для чего ему это надо. Пшибиев ответил, что бочка нужна Хавжокову", - пояснил в суде обвиняемый.

По его словам, по дороге к ним присоединился Хавжоков. "Вторую бочку закопали в лесополосе. Хакулова предупредили, чтобы я никому о бочках не рассказывал", - заявил подсудимый.

"В конце лета 2005 года ко мне на работу пришел Хавжоков Алим. Он сказал, что ему нужны две лошади с седлом. Одна для него, вторая еще для кого-то. При этом он попросил меня поехать с ним. Я согласился. Мы приехали к садам совхоза "Нальчикский", заехали в какой-то тупик, спешились и пошли пешком. Он меня завел в какие-то кусты и сказал, чтобы я запомнил это место. Я спросил, что там. Он раскидал ветки, и из земли показалась бочка. Хавжоков повторил, что это место надо запомнить. Я рассердился и сказал, что мне все это не нравится", - рассказал подсудимый.

Хавжоков, по словам подсудимого, успокоил его, сказав, что ничего "такого" в бочках нет и, что просто надо запомнить это место и все.

Спустя некоторое время Хавжоков вновь обратился к Хакулову с просьбой поехать с ним "куда-то". "Я в категорической форме отказался, за что Хавжоков ударил меня по лицу так, что сломал скулу", - рассказал подсудимый.

По словам Хакулова, при этом присутствовал Аслан Архагов (по версии следствия, Аслан Архагов участвовал в нападении на 3-й ОВД Нальчика, убит. – Прим. "Кавказского узла"), которого он на тот момент не знал. "Архагов также нанес удар. О том, что меня  избили, я промолчал. Всем сказал, что травму получил, упав с лошади", - пояснил Хакулов.

"Я не знаю, почему я взял автомат"

Далее Хакулов рассказал об обстоятельствах, имевших место накануне нападения. По словам подсудимого, его пригласил Хасби Пшибиев, сказав, что хочет собрать ребят, чтобы вместе разговляться. (события 13 октября 2005 года происходили в месяц Рамадан. - Прим. "Кавказского узла"). Однако собраться пришлось в доме Мухамеда Урусова (участник нападения. - Прим. "Кавказского узла") в связи с тем, что на тот момент он был дома один.

Среди собравшихся были трое незнакомцев, как впоследствии узнал Хакулов, одним из них был Руслан Одижев (убит в ходе спецоперации в Нальчике 27 июня 2007 года. - Прим. "Кавказского узла"), здесь был также брат подсудимого, Мурат Хакулов.

Подсудимый рассказал, что утром им сказали: "Где-то разборки и надо там просто постоять". По его словам, они сели в машины и поехали. "Когда доехали до окраины Нальчика, остановились, вышли из машин. И только там я увидел, что из багажников машин достают оружие. Оружие доставали Одижев, Хавжоков и другие. Я отозвал в сторону брата и сказал ему, что надо уходить. Но меня пресек Хавжоков", - пояснил подсудимый.

По его словам, брата от него отвели, а потом дали в руки автомат. "Я не знаю, почему я взял этот автомат. Наверное, не хватило воли отказаться, а может из-за того, что у меня раньше были проблемы с Хавжоковым", - пояснил Хакулов.

По его словам, Одижев сказал что-то вроде того, что "не надо выпускать ОМОНовцев из здания".

"Потом началась атака. Впереди бежали Одижев, рядом с ним мой брат, у которого был пулемет. Следом за ними я и другие, в частности, Жанимов, Хавжоков, Пшибиев Хасби, два незнакомых парня, у одного из которых в руках была черная труба (подсудимый, по его словам, в ходе следствия узнал, что это был самодельный гранатомет. - Прим. "Кавказского узла")", - пояснил он.

По словам Хакулова, как только группа приблизилась к зданию ОМОН, оттуда началась стрельба.

"Первым упал Хавжоков. Его ранило. Он приподнялся, но в него попали вторично. Он упал и больше не двигался. Одижев Руслан крикнул, чтобы Мурат прикрыл его, и стал отходить. А когда стал отходить сам Мурат, в него попали, и я увидел, как он упал. Я крикнул: брат, в тебя попали? Но он мне не ответил. У меня все помутилось в голове, и я дальше не соображал, что происходит, только слышал выстрелы", - вспоминал подсудимый.

Далее Хакулов рассказал, что они собрались в районе водозаборной станции на окраине Нальчика и сложили оружие. "Потом разошлись, кто куда. Домой вернуться из-за гибели брата я не решился. Жанимов Алим отвел меня и другого участника нападения - Артура Келеметова к своему знакомому в микрорайоне "Искож", где мы прожили до 25 октября", - пояснил он.

По словам подсудимого, они попросили квартирного хозяина съездить в Нартан к их родным и рассказать им о них, чтобы при посредничестве знакомых сотрудников явиться с повинной в милицию. 26 ноября сдались.

"В ходе следствия мне пришлось оговорить Батыра Пшибиева и Султана Бекулова"

Амур Хакулов рассказал, что в ходе следствия ему пришлось оговорить некоторых членов группы. "В частности, Батыра Пшибиева, про которого я сказал, что тот участвовал вместе с ним в организации схронов, хотя на самом деле участвовал не Батыр, а Хасби Пшибиев. Оговорил я также Султана Бекулова в части организации схронов, в чем тот также не участвовал. Оговорить их пришлось из-за того, что я подвергся жесточайшему физическому прессингу", - рассказал подсудимый.

Отвечая на вопросы своего защитника Татьяны Псомиади, Хакулов пояснил, что он не видит на один глаз, из-за того, что в детстве получил травму, что он не служил в армии, что у него остеохондроз и сколиоз. Также он рассказал, что у него четверо детей, и, что в ходе нападения он не сделал ни одного выстрела.

На вопросы обвинения подсудимый отвечать отказался.

Председательствующая в суде Галина Гориславская поинтересовалась, всех ли участников нападения знал ранее Хакулов, и какие у него с ними были отношения. Он ответил, что знал всех, как жителей села, с некоторыми, например, с Мухамедом Урусовым, дружил. Не знал ранее Руслана Одижева и еще двоих участников нападения.

Атмосфера в зале была спокойная. Присутствовали все адвокаты, осуществляющие защиту подсудимых.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"